Когда страсти улеглись: Автор пензенского кентавра прочитал лекцию

Когда страсти улеглись: Автор пензенского кентавра прочитал лекцию

В Доме молодежи автор работы «Радушный кентавр» Юрий Ткаченко провел беседу о том, как читать скульптуру. Это был ответ на агрессивную критику его работы, хотя, как сказал он сам, накал эмоций уже схлынул.

В чем проблема?

Не хотелось, чтобы умного, глубокого, серьезного человека (притом что внешне Ткаченко весьма демократичен и даже представляется Юрой) начали яростно критиковать люди, далекие от искусства, как это было в соцсетях. Там, случалось, на автора скульптуры нападали даже свои. Собрат по искусству пошел на собрата!  

Но, к счастью, обошлось без экстрима. Все чинно слушали объяснения. В зале собрались в основном сторонники Ткаченко, возможно даже, его ученики, ведь он преподавал в художественном училище и в университете архитектуры и строительства.
Правда, среди слушателей были и противники арт-объекта. 

Напомним, основные претензии у публики в соцсетях были такими. Тестикулы, которые бросаются в глаза. Дырка в груди фигуры. Поднятый хвост, что, по мнению критиков, сигнализирует о приближении определенного физиологического процесса. 

Еще одна причина для недовольства — ошибка в латинской надписи  «архитектор, гражданин и человек». В слове «архитектор» четвертая буква пропущена.


В душе горит солнце

Если бы на лекцию пришли те, кто демонстрировал в Интернете оскорбленную добродетель, то думаю, в первую очередь, у них отпала бы претензия к гениталиям. (Хотя с самого начала было понятно, что лошадей без них не бывает. Не ходят лошади и в трусах.) На лекции было продемонстрировано столько шедевров мировой классики  (а большинство из них изображают нагое тело), что не о чем говорить.

Снялась и претензия к хвосту. Аналогично — огромное количество скульптур коней, а также картин, являющихся абсолютными шедеврами, запечатлело этих животных именно с поднятыми хвостами. И ничего такого они делать не собираются. Даже в мыслях не держат. 

Дырка в груди — не дырка, а окно. Если сложить две ладони в виде маленького экрана, как это иногда делают фотографы или кинооператоры, то, с одной стороны, вроде бы видишь реальную жизнь, мир вещей, а с другой — это уже особенное, абстрактное, мир идей. Это такая эмоция, таинство слияния искусства и обыденности. Окно в другое измерение. Душа… 

По словам Ткаченко, он тщательно рассчитал место установки скульптуры — в послеполуденное время в отверстии горит солнце.

Рассказывая о скульптуре Микеланджело «Оплакивание Христа», которая считается безупречной, невероятной работой, чудом скульптурного мастерства, Ткаченко неожиданно обратил внимание слушателей, что автор допустил ошибку в написании собственного имени. Не Микеланджело, а Микиланджело, четвертая буква написана неправильно.

Лекция была очень интересной, остроумной. Для тех, у кого нет художественного образования, просто разрыв горизонта. Как она была далека от развернувшегося после установки Кентавра «базара» в соцсетях! 

Ближе к концу мероприятия Юрий Евгеньевич назвал некоторые регалии, подтверждающие его высокий статус в профессиональном сообществе. И заметил, что он не позволяет себе давать советы, например, лесорубу, как рубить дерево, или любому другому специалисту, так почему же его все кому не лень пытаются учить, как «правильно» творить скульптуру?

— Ну а какова скульптура Кентавра на самом деле — со знаком плюс или со знаком минус, — покажет время. Только оно все и всегда расставляет по своим местам, — философски заметил мастер.

Об инициативе

И хотя каждый уже определился с личной позицией по Кентавру, позволю себе пару слов.

Однажды в 90-е годы в порыве благородного негодования по поводу отечественной медицины я обратилась за моральной поддержкой к знакомой, которая переехала в Америку. Вот, мол, у нас какое безобразие, а у вас-то за океаном — ого-го! А она и говорит:так-то оно так, конечно, но в Америке врачи утратили инициативу, стали равнодушными. Боятся исков от пациентов. Лечат по протоколу. Как роботы. А в России хороший врач проявит лидерские качества, возьмет ответственность на себя — ради пациента.

В последнее время эти слова стали вспоминаться все чаще. Про равнодушие.

Понимаете, если творец слишком скован общественным мнением, если боится наказания, пусть не в виде иска, а в нашем случае в виде агрессивной критики, то рано или поздно он утратит инициативу. Зачем нарываться? Даешь по протоколу! Скучные, никакие поделки, лишь бы не раздражать толпу. Там, где нет свободы, возникает равнодушие.

Мы этого хотим?


Немного хиромантии

На ладонях Кентавра хорошо видны линии жизни. Мы обратились к известному в Пензе хироманту-практику, чтобы он погадал Кентавру. И вот что ответил наш собеседник: 

— Линия жизни у Кентавра длинная, ярко выраженная. Человек с такой линией жизни — позитивный и очень жизнерадостный. А длина линии говорит о том, что ему предстоит жить долго и счастливо.

Линия ума очень прямая, значит, у Кентавра хорошо развиты лидерские качества.

Линия сердца отвечает за способность испытывать чувства. У Кентавра яркая и длинная линия, это означает, что он ставит чувства превыше всего.

Линия судьбы отвечает за удачу. У Кентавра она начинается с середины ладони, поэтому сложности, возникшие в юном возрасте, отразятся на будущем.

СПРАВКА «ПП»

Юрий Ткаченко родился 17 декабря 1956 года в городе Моршанске Тамбовской области. 

Скульптор, доцент кафедры скульптуры и рисунка Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого и Харьковский художественно-промышленный институт. 

С 1976 года принимает активное участие в российских и международных выставках. 

С 1991 года — член Союза художников России. 

В 2008 году Юрию Ткаченко присвоено звание «Заслуженный художник России». 

Ткаченко — автор единственного в России памятника Мейерхольду, установленного в Пензе. Другие работы скульптора представлены в 27 странах мира, в том числе в Китае, Корее, Японии, Мексике, Франции, Италии и т. д. Несколько скульптур куплены Третьяковской галереей.

Почему лошади поднимают хвост?

Владельцы коней, собравшиеся на форуме сайта prokoni.ru, считают, что хвост у лошади задирается, когда у нее хорошее настроение. Другая опытная наездница сообщила: «Радуйтесь те, у кого лошадь держит хвост вверх! Это показатель активности, физического и психологического благополучия лошади. Лошадь, стоящая в табунной иерархии ниже плинтуса, всегда будет свой хвост прижимать…»

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER