Какие качества пензенских выпускников не устраивают работодателей

«Пензенская правда» продолжает тему подготовки кадров для экономики

Какие качества пензенских выпускников не устраивают работодателей

Проблема низкого уровня практической подготовки кадров серьезная, и ее обсуждают на самых разных уровнях. Недавно в Пензу приезжала директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова

Екатерина Владимировна возглавляет «Академию наставников». Это совместный проект Сколкова и Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Он направлен на создание системы обучения, аттестации и трудоустройства для наставников молодежных технологических проектов.

За круглый стол сели представители пензенских вузов и промышленных предприятий. Обсуждение сосредоточилось на важном аспекте: как сделать, чтобы, выпускаясь из профессионального учебного заведения, молодой специалист был вооружен не только дипломом, но и актуальными практическими навыками. 

— Наметилась тенденция, когда очень крупные холдинги сами находят и растят себе специалистов — присматриваются к выпускникам вузов, сотрудникам небольших компаний, — отмечает Екатерина Морозова. — Нередко вузы имеют опыт наставничества, сотрудничая с промышленными предприятиями. Могу сказать по своему опыту: наставничество работает и становится полезным только в тех случаях, когда партнер — предприятие с кадровым голодом. Тогда заводу и вузу проще договориться о стажировке ребят. Но речь должна идти о регулярной работе такого плана.

Пензенцы поделились со столичным экспертом своим мнением по данному поводу. Оказалось, что у каждой стороны — свои взгляды на решение проблемы кадрового голода.

Многие руководители предприятий уверены: если параллельно с обучением в вузе не происходит погружения в отрасль, то на развитие специалиста потребуется куда больше времени. 

Кузницы кадров


Представители сразу нескольких пензенских вузов честно признались: преподаватели редко бывают на производстве, а следовательно, не поспевают за современными технологиями. Теорию дают хорошую, а вот с практикой — беда.

— Когда в Пензе открыли технопарки «Яблочков» и «Рамеев» и установили там хорошее оборудование, мы полгода устраивали экскурсии не студентам, а преподавательскому составу, — говорит ректор ПГУ Александр Гуляков.

Руководство аграрного университета также видит необходимость подготовки в первую очередь профессорско-преподавательского состава.

— В этом году компания «Черкизово» запустила проект для ведущих сельскохозяйственных вузов страны. ПГАУ в числе 11 высших учебных заведений стал его участником, — поделился опытом проректор по научно-исследовательской работе ПГАУ Алексей Носов. — Суть проекта — в стажировке преподавателей на предприятиях компании. Мои коллеги абсолютно справедливо заметили, что не всегда педагоги могут рассказать студентам о современных технологиях, используемых на предприятиях. Теперь наши преподаватели в течение нескольких недель будут проходить стажировку. 

Кроме того, вуз сотрудничает с рядом предприятий, которые сформировали учебные центры на базе университета. Таких центров уже 16.

— В течение года наставники от предприятий приезжают в свой учебный центр и проводят со студентами занятия, мастер-классы. Таким образом они готовят кадры к последующему трудоустройству. Это компании «Русмолко», «Дамате», «Радиозавод». Кроме того, в рамках выездных занятий ребята отправляются на предприятия, — говорит Алексей Носов.

В ПензГТУ решили не изобретать велосипед и идти по уже отработанной технологии. Здесь работа со студентами всегда строилась очень просто: первые два курса ребята изучают теорию в обычном режиме, а с третьего курса график учебы смещается на вечер, так как днем студент находится на рабочем месте.

— Сейчас для нас важно, чтобы рабочее место было привязано к направлению подготовки. Таким образом мы работаем с НПП «Рубин», с АО «Радиозавод» и НПО «Тяжпромарматура». Начиная с шестого семестра предприятия принимают ребят на работу. Могу сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. Прежняя система хорошо себя оправдывает, — высказал свое мнение старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» ПензГТУ Антон Жбанов.

За станком на заводе не спрячешься


Ну а что обо всем этом думают сами руководители предприятий? Достаточно ли им той работы, которую предлагают вузы?

— Я считаю, что образовательный процесс должен строиться по следующему принципу: неделя теоретических занятий, неделя практики на предприятиях, — говорит генеральный директор ООО «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков. — Так за короткое время ребята пройдут через все профильные предприятия города. Не нужны никакие базовые кафедры и учебные центры. Нужно отправлять молодежь на реальное производство, чтобы она понимала, как создается то или иное оборудование. Все мы знаем статистику: 18% выпускников вузов уезжают из нашего региона. Но если студент будет регулярно бывать на предприятии и будет заинтересован в нем, в коллективе, ему не захочется разрывать связи после получения диплома. Так мы сократим процент ребят, уезжающих покорять Москву.

Генеральный директор ООО «Радиорубеж» Виталий Кобзун приводит в пример свой опыт взаимодействия со студентами. Он сообщил, что не все предприятия готовы брать практикантов, потому что последние не мотивированы на получение практических навыков. Много и таких, кого работа на заводе вообще не интересует. 

— За последние семь лет через мои руки прошло более двухсот студентов. Собираю группу, предлагаю официально трудоустроиться. Отказываются, объясняя, что не хотят быть на производстве по восемь часов в день. Им проще, чтобы я просто подписал документ о прохождении практики. Были студенты, которые вместо того, чтобы реально чему-то учиться, прятались за станком и сидели в телефоне, — рассказывает Виталий Геннадьевич. — Но не все такие. У меня в подразделении сейчас работают 30 человек, из них восемь — студенты. Они получают зарплату от 12,5 до 50 тысяч рублей. 

Таким образом, еще один камень преткновения – в нежелании молодежи идти работать на заводы. Получив корочку (хоть какую-нибудь), они устраиваются продавцами-консультантами, сотрудниками колл-центров, барменами… Так зачем было напрасно тратить годы и занимать бюджетные места? 

Чтобы решить проблему дефицита квалифицированных кадров, профессиональным учебным заведениям и предприятиям предстоит и дальше взаимодействовать. Кажется, сегодня они наконец готовы услышать друг друга.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке