Сергей Иванцов из пензенской группы «С-клуб»: Быть барабанщиком — слышать ритм жизни

Сергей Иванцов из пензенской группы «С-клуб»: Быть барабанщиком — слышать ритм жизни

Приходит новый учебный год — и родители начинают всматриваться в людей, которые в школах и вузах готовят их детей к взрослой жизни. Легендарных учителей физики, математики или начальных классов знает, как правило, весь город. Но еще есть преподаватели, которые дают детям уникальные навыки. Один из них — преподаватель Пензенского колледжа искусств Сергей Иванцов, который учит ребят и девчонок искусству игры на барабанах. 

Мечты сбываются

Стать барабанщиком Сергей Иванцов мечтал с детства: 

— Мы жили на улице Ленина, 20, в коммунальной квартире, и два раза в год — 7 ноября и 1 мая — прямо возле нашего дома рабочие ЗИФа выстраивались в колонну, которая шествовала в центр. Во главе маршировал духовой оркестр, и я как завороженный смотрел на барабанщика. В 1984 году к нам в школу пришла женщина, которая сообщила, что набирает ребят в кружок ВИА в детском парке «Спутник». Я записался и тут же начал играть на барабанах, так как позиционировал себя только как барабанщик, у меня получилось. В 1987 году я поступил в музыкальное училище на духовика (барабанщиков в Пензе тогда еще не учили). Курс оканчивал по фаготу, а на барабанах играл в оркестре.

В сентябре 1991 года ансамбль «С-клуб», в котором играл Сергей, стал выступать перед сеансами в кинотеатре «Современник». Поклонники музыки туда ходили не только кино посмотреть, но и послушать модную группу. Постепенно «С-клуб» стал одним из самых популярных коллективов в городе. 

В 1996 году ансамбль был принят в состав филармонии. Некоторое время группа аккомпанировала певице Раисе Лобановой, а когда их дороги разошлись, стала выступать самостоятельно. 

«С-клуб» существует и сегодня. Группу рады слышать и видеть повсюду — и на праздничном концерте, и на балу у губернатора. 
С 1996 года Иванцов преподает искусство игры на барабанах в музыкальной школе им. В.П. Чеха, а с осени 2000 года — в колледже искусств. 

Музыка — это речь

— Для меня музыка сродни человеческой речи, — говорит учитель, — недаром мелодии мы можем наполнять смыслами, интонациями и эмоциями. И у каждого удара есть эмоциональная составляющая: он может быть добрым, злым, агрессивным или любящим. Но для студента, который только начинает учебу, музыка — это как иностранный язык. Если ты выучил только несколько слов, то не сможешь связно разговаривать. Для этого нужно, во-первых, знать много слов и, во-вторых, уметь эти слова составлять в предложения. Тогда получится интересный и красочный рассказ. Естественно, на первом курсе осваивается техника игры, а потом уже мы учимся разговаривать. 

— В чем же состоит особенность преподавания игры на ударных?
— Все начинается с постановки рук, с приобретения навыков, которые доводятся до автоматизма. Студент должен развиваться поэтапно. Он приходит к нам, когда еще ничего не умеет, а если играл в группе, то, как правило, стучит неправильно, и наша задача — научить его «ходить», то есть научить основам. А уже потом, получив фундаментальные знания, он может решать более сложные задачи. Я вижу смысл моей работы в том, чтобы научить студентов максимально, насколько это возможно, профессиональным навыкам. Чтобы они могли исполнять самую разную музыку, ведь мало ли где придется играть в жизни, и необязательно только джаз или рок. Но для барабанщика мало овладеть музыкальным мастерством, надо еще научиться играть артистично. Вот тогда получится действительно выдающийся музыкант. 

— Можно ли сразу понять, кто из первокурсников станет хорошим барабанщиком?
— Нет, сразу выявить талант невозможно, — категорично ответил преподаватель. — Все люди выглядят одинаково, но у всех разный набор внутренних качеств — ум, память, работоспособность, волевой ресурс.

Барабанщик должен иметь хорошее чувство ритма, а также острый ум, чтобы просчитывать сложные ритмические партии, ведь чем дальше ты продвигаешься в творчестве, тем сложнее становится. Иной раз разобраться в нотных длительностях — все равно, что решить математическую задачу. Человек, который плохо считает, никогда не станет ни хорошим математиком, ни выдающимся барабанщиком. Но сразу это выявить невозможно, все становится ясно только в процессе обучения. 

Также многое зависит от трудоспособности. Лучшие барабанщики занимаются по много часов в день, для чего необходима огромная сила воли. Впрочем, в колледж, как правило, поступают хорошо мотивированные ребята.


Гордость учителя

— Кем из своих учеников вы гордитесь? 
— Да всеми я горжусь! Александр Ахмаев, Артем Фетисов, Александр Кульков, Виктор Куликов — все они после окончания нашего училища поступили в Гнесинку, а сейчас играют в модных ансамблях. Самые знаменитые мои ученики — это Александр Кульков, который работает у певицы Елки, и Антон Дашкин, выступающий в составе группы «Мегаполис». Артем Фетисов недавно выиграл московский конкурс среди барабанщиков. В награду ему вручили крутую ударную установку. 

— Доводилось ли вам играть на одной сцене с учениками?
— В 15-й школе им. В.П. Чеха учился играть на гитаре Роман Безруков, маленький, но очень смышленый мальчишка. Однажды ко мне подошел его отец и попросил взять сына на барабаны, чтобы подтянуть ритмику, и некоторое время он ходил ко мне заниматься. Когда парню исполнилось 14 лет, я послушал, как он играет на гитаре, и был просто в восхищении. В итоге мы пригласили Романа играть в «С-клуб». После окончания колледжа он поступил в Гнесинку, потом работал с певицей Бьянкой и другими модными артистами…

— А есть «обратка» от учеников? Дает ученик что-нибудь преподавателю?
— Каждый ученик — это отдельная история. К каждому надо подобрать свой ключик. Где-то подходят уже наработанные ключи, а где-то надо искать что-то новое. У каждого ученика — свои взгляды, свои пристрастия, и это обогащает мой личный мир.

— У вас двое детей. Учите их своей профессии?
— Да, сына учу немножко на барабанах играть, а дочь у меня — художница.

... Вот так мы разговаривали, сидя в сквере у памятника Виссариону Белинскому. Уже темнело. Вдруг из оконца проезжавшей мимо машины донеслась громкая ритмичная современная музыка. Я напрягся, а Сергей заулыбался. 

— Между прочим, мой ученик играет! — нежно сказал учитель. 

Так идет естественный жизненный процесс. Люди, которые достигли в своей жизни серьезных профессиональных результатов, в конце концов начинают учить детей тому, что умеют лучше всего: одни — строить дома, другие — шить одежду, третьи — удить рыбу. Сергей Иванцов учит ребят и девчонок стучать в барабан, держа руку на пульсе времени…

Барабаны — самый старинный музыкальный инструмент на земле. Проще барабанов ничего нет — хлопай себе ладонями по звучной деревяшке или натянутой коже. В первобытном обществе они использовались для сопровождения ритуальных танцев. Позже с их помощью подавали сигналы, использовали во время парадов и военных шествий. В современной музыке барабаны также являются важнейшим инструментом. Они дают ритм, движение, настроение. Преподаватель игры на барабанах учит детей чувствовать ритм времени и пульсацию музыки, но самое главное — быть лидером и уметь вести за собой. 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное