Путешествие за вкусом: Что может предложить Пензенская область

Путешествие за вкусом: Что может предложить Пензенская область

Сегодня гастрономический туризм — очень модное увлечение. Путешественники отправляются в путь, чтобы отведать необычные блюда и новые продукты. А что может предложить наш регион?

По оценке ТурСтата, гастротуры в России являются одним из самых быстро развивающихся направлений внутреннего туризма.

Всемирная туристская организация провела исследование и выяснила, что более 88 процентов путешественников выбирают место для поездок, учитывая, что и как они там будут есть. 79 процентов туристов выстраивают свой маршрут,  предварительно изучив календарь гастрономических событий. Например, приурочивают поездку к фестивалю пива или сладостей. Каждый третий рассматривает национальную кухню как важную составляющую. А 30 процентов расходов на отдыхе уходит на еду. 

В Пензе насчитывается порядка 800 предприятий питания (на 30 с лишним тысяч посадочных мест). Это достаточно много. Но далеко не в каждом путешественник захочет пообедать. Нужна изюминка. 

Может ли наш регион стать привлекательным для гастротуристов? Об этом мы поговорили с кандидатом экономических наук, и.о. завкафедрой «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ПГУ Натальей Уткиной.

Ставка на историю

— Наталья Владимировна, какие блюда или напитки можно отнести к чисто пензенским? 
— Регион у нас многонациональный. У каждой территории есть особенности. У нас нет особого блюда, характерного для области в целом. Но есть региональные нюансы в приготовлении блюд. Например, в приготовлении окрошки.  

— Наш турбизнес как-то ориентирован на гастрономическую составляющую?
— Если говорить о турбизнесе в целом, то нет. Есть отдельные интересные примеры. Мне очень нравится, как в этом плане развивается музей-заповедник «Тарханы». Там попытались воссоздать кухню XIX века. Ставка делается на блюда, характерные для дворянских обедов. А ведь есть еще крестьянская кухня или кухня духовенства. Есть куда двигаться. 

Интересно пообедать и в ресторане «Засека». Заведение делает ставку в том числе и на историко-культурную составляющую. В свое время здесь проводили гастрономические спектакли. Руководство смогло найти удачное сочетание гастрономии и познания. Ведь люди хотят не просто вкусно поесть, а еще и узнать что-то новое. Ресторан всерьез занимался поиском исторических рецептов местных блюд. И я уверена, что выстраивать свой гастрономический бизнес на истории вопроса — очень правильная стратегия.

Другое заведение, о котором стоило бы сказать, — это чайный дом «Дерево». Молодая креативная команда занимается не только продажей чая, но и организацией чайных церемоний, формированием чайной культуры. Кроме того, она привлекает интересных людей, создавая собственный календарь событий. Например, вы хотите показать что-то необычное в городе своему приезжему другу. Заглянув на страницу чайного дома в соцсети, можно найти что-то интересное и включить посещение заведения в маршрут экскурсии. Ребята, развивая чайную культуру, изучают традиции не только других стран, но и наши, местные. Оказывается, раньше в Пензе было много чайных. У нас заваривали и пили чай по-особенному.

Культ еды

— Чем славилась пензенская кухня в прошлом?
— Я бы сказала, что для Пензенской области характерны не столько определенные блюда, сколько гостеприимство. Многие известные люди, побывав в Пензе, описывали в своих мемуарах и произведениях впечатления о нашем городе. И чаще всего город им запоминался как территория, где существует своеобразный культ еды, место, где любят поесть. Причем сытно и разнообразно.

Что касается конкретных блюд, то, как мне кажется, на первый план выходят десерты и сладости. У нас есть история, связанная с династией Абрикосовых. Напомню, что ее родоначальник получил вольную у помещицы, уехал в Москву, основал кондитерскую мастерскую и прославился своим умением готовить сладости из абрикосов. Позже фабрика была национализирована и стала носить имя Петра Бабаева.

Пензенская область была богата яблоневыми садами, плантациями ягод — всем тем, из чего традиционно делали различные заготовки и сладкие блюда. Поэтому для нас тема десертов очень характерна. Посмотрите, Беков­ский пищекомбинат из совершенно простых продуктов создает сладости, которые полюбили и далеко за пределами нашей области, — зефир, мармелад, пастилу.  

— Но для гастротуризма одних сладостей мало. Какие у региона перспективы?
— Для нас нет ничего невозможного. Интерес к еде формируется быстрее всего. Фишку можно придумать, было бы желание. И посыл должен идти в первую очередь от бизнеса и организаций, которым это интересно. Приведу один яркий пример — музей «Коломенская пастила».

Две инициативные дамы загорелись идеей создания необычного музея. Сначала вложили собственные средства, потом смогли получить грант. В результате музей стал объектом туристской привлекательности. Это доказывает, что нужны инициативные люди с горящими глазами. Конечно, нужна и поддержка властей. 

Да и у нас есть примеры. Каменский район и торговый дом «Кувака» в представлении не нуждаются. 

В Никольском районе туристы стали часто посещать село Карамалы. Местные бабушки сорганизовались и встречают гостей в костюмах с песнями, хороводами, угощают местными блюдами, которые приготовили сами. Никакие мультимедийные  презентации не заменят живого человеческого общения.

— Что бы вы посоветовали тем, кто только ищет свою нишу в гастрономическом бизнесе или туризме?
— Если говорить о предприятиях питания, я посоветовала бы три важные, на мой взгляд, вещи.
Первое — делать акцент в меню на местную составляющую. Но сначала нужно изучить вопрос, почитать краеведческую литературу, покопаться в архивах. 

Второе — составлять свои календари событий, развлекательных и просветительских мероприятий и активно рекламировать их в Интернете. 

Третье — плотно сотрудничать с туроператорами по внутреннему туризму в вопросах приема и обслуживания туристов. Они тоже заинтересованы в том, чтобы предложить своим клиентам кулинарные находки по приемлемой цене. Турист в Пензу едет бюджетный. И далеко не везде есть специальное меню, которое придется по вкусу и стоимости экскурсионной группе. 

В России довольно много туристических агентств, которые специализируются на гастрономическом направлении. И в последние годы довольно хорошо зарекомендовали себя гастротуры в бывшие союзные республики: Армению, Грузию, Азербайджан.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке