Почему водители Пензы не пропускают машины скорой помощи

Недавно авария в Терновке закончилась гибелью женщины из авто с красным крестом 

Почему водители Пензы не пропускают машины скорой помощи

В связи с пандемией число вызовов скорой увеличилось почти в два раза. Нередко каждая минута на счету — речь идет о спасении жизни. Но пропустить машину с красным крестом спешит не каждый водитель.

Не просто машина

Звук сирен скорой стал привычным во время пандемии. В потоке машин едут и едут они  к пациентам. Инфаркт, инсульт, дыхательная недостаточность на фоне тяжелой пневмонии — ситуации, когда медицинская помощь не терпит промедления. 

Это вроде бы никому не нужно объяснять. Но постойте в час пик возле оживленного перекрестка — и увидите, что скорые нередко оказываются зажатыми в потоке автомобилей. Уступать им дорогу спешит далеко не каждый водитель. Приходится лавировать. 

В октябре в Пензе произошла трагедия — на одном из перекрестков в микрорайоне Терновка скорую, мчащуюся под вой сирены, не пропустила легковушка. Итог — серьезное ДТП со смертельным исходом. 67-летняя женщина, которую бригада везла в больницу, погибла. 
Подобная авария случилась летом, когда машину реанимации подрезала на перекрестке легковая машина. К счастью, тогда обошлось без жертв. 

Вообще, новости о ДТП с участием скорой в России не редкость. И эта повторяемость событий удручает сильнее всего. Значит, не уступить дорогу скорой помощи — дело привычное. 

Пожалуй, наиболее резонансная история случилась в городе Бугульме, когда медицинскую карету протаранил джип одного из местных бизнесменов. В этой страшной аварии были травмированы не только медики и пациент, но и случайный прохожий. 

В обстоятельствах недавнего ДТП в Терновке сейчас разбираются следователи, выверяя каждый сантиметр тормозного пути. Кто там прав, кто виноват? Может, водителя скорой подвела накопившаяся усталость?

Но очевидно одно: зеленого коридора для белой машины с красным крестом на улицах Пензы нет... 

Сирена воет: «Пропусти!»

Между тем возможность пользоваться спецсигналами для скорой прописана законодательно.
Синий проблесковый маячок, согласно ПДД, дает водителю право ехать по дороге, невзирая на знаки и разметку (за исключением сигналов регулировщика). 

Сочетание включенной мигалки и звукового сигнала позволяет получить полное преимущество на дороге — вплоть до выезда на встречную полосу. Правда, водитель обязан убедиться, что ему уступают дорогу. 

Но это в идеальных условиях. А на деле же у скорой зачастую просто нет возможности двигаться в плотном потоке машин, водители которых не спешат прижиматься к обочине. Даже пешеходы на нерегулируемом пешеходном переходе не хотят ждать — им надо быстрее.


А за спиной лежит больной...

Мы пообщались с водителями на станции скорой помощи. Оказалось, что с безразличием к спецтранспорту они встречаются каждый день. 

— Я работаю здесь пятнадцать лет, — рассказал Валерий Крашенинников. — Даже во время пандемии отношение к нам со стороны других водителей не изменилось.

Звуковой сигнал в народе нередко называют крякалкой. Уже в самом этом слове сквозит пренебрежительное отношение. Бывает даже, что, обогнав скорую помощь, некоторые торжествующе улыбаются: вот, мол, смотрите, какой я лихой... 

Сотрудников ГИБДД поблизости чаще всего не оказывается, а бригаде вступать в спор некогда — спешит либо на вызов, либо доставить пациента в больницу. Да и на агрессию нарываться как-то не хочется... 

— Думаю только о том, что у меня за спиной лежит больной. Бывает, за чью-то жизнь медики борются уже в машине, — вздыхает Валерий Анатольевич. 

Что интересно: дальнобойщики пропустить карету скорой считают своим долгом, хотя фуре бывает сложнее прижаться к обочине. Валерий считает: это потому, что они насмотрелись на дороге всякого. А вдруг медики спешат к тому, кто попал в ДТП? К тому же опытные водители ведут себя гораздо дисциплинированнее, чем молодые, получившие права недавно. 

Олег Пискунов согласен с коллегой. По его словам, он очень не любит включать звуковой сигнал. 

— Многих это пугает, машины на дороге начинают метаться в разные стороны, создавая аварийные ситуации, — объясняет он. — При этом нередко и вовсе блокируется движение.
Лучше просто сбавить скорость и дать обогнать себя. 

Кто на дороге главный 

Как выяснилось, чаще всего не хотят уступать водители дорогих машин. Видимо, штраф — от 3 до 5 тысяч рублей — их не пугает. (В нынешней ситуации явно должен быть увеличен.) Возможно также лишение права управления транспортом на срок от трех месяцев до года, но эта мера применяется гораздо реже. 

А шанс, что ситуация вообще останется незамеченной сотрудниками ГИБДД, довольно велик. 
Раньше сотрудники силового ведомства часто проводили операцию «Маячок» — ехали следом за скорой или пожарной машиной со включенными спецсигналами и штрафовали водителей, не уступивших путь. Но о таких операциях давно не слышно. Может быть, пришло время напомнить, кто на дороге главный? 

Конечно, сотрудники ДПС карают нерадивых (или невнимательных) водителей. Например, только в этом году на них было составлено 78 административных протоколов. Впрочем, в условиях современных реалий этого явно недостаточно.

— Настало время взяться за серьезную профилактику подобных нарушений, — говорит начальник автоколонны областной станции скорой помощи Алексей Ермохин. — Водители на дорогах должны наконец понять, что от нашей оперативности зависит жизнь человека. 

Люди часто ругаются, если скорая задерживается, когда плохо им или их родным. И не думают, что те же несколько минут, которые они сэкономят, проскочив перед машиной с красным крестом, могут оказаться критичными для другого человека. Просто вспомните об этом, когда увидите скорую на трассе или рядом с пешеходным переходом. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER