145 лет со дня рождения Александра Мозжухина: запрет возвращения на родину, концлагерь и последняя воля

Уроженец Кондоля и оперный певец был знаменит не меньше, чем его брат – актер немого кино

145 лет со дня рождения Александра Мозжухина: запрет возвращения на родину, концлагерь и последняя воля

Я сделала это открытие в Крыму, жарким летом. На старинном некрополе в Феодосии взгляд выхватил памятник с загадочной фамилией: «Карассарини». Он находился на отдельной территории, у самого храма, и мало кто из обычных посетителей знал о нем. Для краеведов же старинные некрополи – это кладезь информации. Стала искать сведения по всем доступным источникам и вышла на  знакомую фамилию – Мозжухин.

Актер и певец


Иван Мозжухин – знаменитый актер немого кино – уроженец Кондоля. В этом селе есть музей, открытый в честь его столетия.  Но не многие знают, что посвящен он не только Ивану, но и его брату Александру – талантливому оперному певцу, чье имя сегодня незаслуженно забыто. А ведь современники называли его «без пяти минут Шаляпин», он исполнял ведущие оперные партии.

Надгробие, на которое я набрела, как выяснилось, принадлежало одному из членов семьи Карассарини. А Клеопатра Карассарини была женой Александра Мозжухина. Именно она привезла в 1966 году архив братьев в Россию. Ей тогда было 77 лет… Огромная часть этого архива находится в Пензе и Кондоле.   

Когда я вернулась из Феодосии в Пензу, обратилась в областной краеведческий музей. Мне предоставили возможность ознакомиться с фондами. Оказалось, именно здесь хранятся скрипка Александра Ильича, редкие киноконцертные афиши  обоих братьев и оригиналы фотографий с подписями самой Клеопатры. Захотев больше узнать об Александре Мозжухине, я изучила архивы – автобиографию, воспоминания земляков, дневниковые записи.

Детство и юность

.Перед отъездом в Москву. С любимой скрипкой.jpg

«11 августа 1878 года – дата моего рождения. Отец мой Илья был сыном Ивана, а Иван был сыном Семена, а как звали отца Семена, т. е. моего прапра-прадедушку, я, к стыду своему, не знаю. Все они были крепостными крестьянами помещиков Бахметьевых, и отец мой был ими отпущен на волю»,  – писал Александр Ильич.

Мать его, Рахиль Ивановна Ласточкина, была дочерью сельского священника. Именно она зародила в сыне любовь к музыке. Не обученная нотной грамоте, тем не менее замечательно пела романсы и русские песни. В ее исполнении он впервые услышал «Не искушай меня без нужды» Глинки.  А его дядя – Амфал – за красоту своего голоса был посвящен в дьяконы Саратовского кафедрального собора.

Однажды в дом Мозжухиных  пришел приглашенный из Пензы для обновления икон художник.

«Как-то он принес скрипку и стал играть. Раздались звуки, каких я еще никогда в жизни не слышал. Звуки такие сладкие, такие приятные, что хотелось слушать их без конца, – вспоминал оперный певец. – В кабинете за шкафом висела спрятанная в мешок скрипка, которую мой отец некогда выиграл в лотерею за 25 копеек.
 ...Я  начал упражняться и в следующий приезд художника, к общему восторгу, сыграл ему «Чижика». Для скрипки раздобыли новые струны, и уроки музыки продолжились».

Оперная знаменитость

АИМ2.jpg

Впоследствии Александр получил музыкальное образование в Москве. Там же начал карьеру как оперный и камерный певец. Его ждали большая сцена, гастроли.

«В 1909 году в Казани я в первый раз спел роль Бориса Годунова, – писал наш земляк. – Она является моей коронной  и любимой…».

Интересен рассказ певца о работе над ней. Сначала, по его признанию, он пытался подражать Шаляпину, потом понял, что должен сломать все и создать новое, идя от себя, от индивидуальных данных.

В сезоне 1916–1917 годов Мозжухин дал первый в истории России сольный камерный концерт.

«До этого открытых публичных выступлений одного камерного певца у нас не было, – отмечал он. – Концерт дан в Большом зале консерватории».

Выступление горячо встретила публика и отметила хвалебными отзывами пресса.

Гастроли для земляков

Мозжухин498.jpg

Радостным событием для певца стал приезд в Пензу. На родине он имел ошеломительный успех.

«Камерные вечера все еще новость для провинции: как это, выступает совсем один? Но после первого концерта пришлось уступить просьбам и устроить до семи вечеров, – делился он. –  Особенно сильное впечатление оставил вечер для  крестьян моей деревни. Мужики слушали со слезами на глазах, в особенности такие вещи, как «Забытый», «Калистрат» и т. п.».

Из воспоминаний кондольчанина  Ф.И. Осипова:

«Первый концерт проходил в Кондоле, в здании Народного дома. Зал был битком заполнен зрителями – крестьянами не только из Кондоля, Сергиевского и близлежащих сел, но и из отдаленных Князь-Умета, Урлейки, Князевки. Большое впечатление на всех произвело уже одно появление на сцене, освещенной большой керосиновой лампой, Александра Ильича в черном фраке, манишке и полуботинках и Клеопатры Андреевны в белом платье. Программу концерта составляли русские и зарубежные классические произведения, оперные арии, народные песни. Некоторые произведения Александр Ильич исполнил на бис, а «Песню про блоху» – трижды. Реакция зрителей была самой восторженной. После того как прозвучал последний аккорд, несколько человек поднялись на сцену и на руках стали качать Александра Ильича».

Землякам запомнился один эпизод. Однажды летом Александр Ильич во время церковного богослужения читал «Апостола». Так вот: в исполнении Мозжухина он прозвучал так громко, что его было слышно за 300 метров от церкви. Стекла в окнах дрожали. Вот какой оказалась сила его голоса!

Всегда пел на русском

DSC_0150.JPG

Популярность Александра Мозжухина росла с каждым годом. В опере Вагнера он пел партию Ганса Закса. Эта роль представляла большую трудность для исполнителей.

«Я был свидетелем того, как два певца не могли допеть эту оперу, и один из них навсегда потерял голос, – вспоминал Александр Ильич. – Партию Закса надо петь почти два часа, да если еще  прибавить тесституру, в которой она написана, то станет понятна ее трудность. В Мариинском театре опера Вагнера была снята с репертуара, так как ни один из солистов не смог справиться с партией Ганса Закса».

DSC_0135.JPG

В 1926 году Александр с супругой получили разрешение на выезд за границу для обследования и лечения и одновременно  на проведение гастролей в Германии, Франции и Италии.

Русская опера завоевала Париж. «Князь Игорь» вызвал восторг у публики.

«Я всегда пел на русском языке. Это было безоговорочным условием любых гастрольных контрактов», – признавался певец.

Тяжелая страница

1501696.jpg

Однако популярность за границей вышла певцу боком. Ему запретили возвращение на родину, объявили эмигрантом. Он писал опровержение в газету:

«… Я эмигрантом никогда не был.  По паспорту, дающему на это право, и по своему убеждению я признаю себя гражданином нашего Великого Советского Союза».

А вот строчка из письма в консульство: «Мы хотим еще с Клеопатрой Андреевной служить <...> искусству не за границей, а там, у себя, на дорогой земле...».
В первый день объявления войны немцами Советскому Союзу Александр Ильич был арестован немецким офицером и двумя солдатами. Его, больного, еще не оправившегося после воспаления легких, забрали прямо из постели и отправили в концлагерь.

К счастью, он выжил в роковые сороковые, но на родину ему так и не суждено было вернуться. Последний концерт Мозжухина состоялся 5 июля 1950 года – в день, когда в Париже отмечалось 175-летие московского Большого театра. Как и прежде, аккомпанировала семидесятидвухлетнему артисту неизменная спутница жизни – Клеопатра Андреевна.

Мозжухин488.jpg

Умер певец в 1952 году, похоронен под Парижем. Последней волей певца было возвращение на родину архивов – своего и брата Ивана. После смерти мужа единственной целью его супруги стало выполнение этого завещания. Только в 1966 году она смогла вернуться в  Россию.

P. S. А теперь о грустном. Мне жаль, что я, родившаяся и выросшая в Кондоле, не знала ничего о Мозжухиных. Такое было время. Моему поколению о них не рассказывали вообще. Но сейчас, в год 145-летия со дня рождения Александра Ильича, я познакомилась с его удивительным архивом. И хочу, чтобы каждый житель области узнал о нем и мог гордиться своим талантливым земляком. 

Мозжухин597.jpg

Подвижники

В 1968 году сотрудник краеведческого музея Александр Тюстин встретился с Клеопатрой Карассарини и привез в Пензу большую коллекцию личных вещей нашего земляка.

В 1971 году в Москву выезжал Владимир Армиевский – историк, педагог, краевед, создатель Кондольского школьного музея. Он тоже привез на родину часть архива Мозжухиных.

В 1989 году в Кондоле был открыт музей, посвященный талантливым братьям.

28 августа 2023 года в областной филармонии прошел большой концерт, посвященный юбилею – 145-летию со дня рождения Александра Мозжухина.

Мозжухин572.jpg

Автор: Ирина НЕМОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER