Анна Князева – как стала писателем в 50, конкуренции в детективном жанре и экранизациях
Про любимых писателей
– Кто был вашим любимым писателем в детстве, и кто сейчас?– Первым – Александр Волков. Его «Волшебник Изумрудного города» (6+) до сих пор лежит у меня на столе – как напоминание о том первом восторге и магии, которые может подарить книга. Возможно, это выглядит странно, особенно если вспомнить, что я пишу детективы. Но именно Волков впервые ввел меня в мир, где все – и герои, и события, и даже опасности – были настоящими. Он научил не бояться воображать по-крупному.
Позже в мою жизнь вошел Лев Толстой – с трилогией «Детство» (12+), «Отрочество» (12+), «Юность» (12+). Эти книги помогли мне понять, что чувства, сомнения, радости и боль – у всех людей одинаковые, независимо от эпохи, возраста и происхождения.
Особое место в сердце занимает «Динка» (6+) Валентины Осеевой. Очень живая, детская, и в то же время взрослая книга. В юности и во взрослой жизни рядом со мной были Каверин, Катаев, Лавренев, Алексей Толстой. Их тексты для меня – особая школа: стиль, тон, интонация, умение говорить о важном.
Из зарубежных авторов я бесконечно ценю Фицджеральда, Капоте, Моэма. У них есть то, что невозможно скопировать: особая интонация и талант.
А из детективных авторов моим безусловным фаворитом остается Жорж Сименон. Его лаконичность, внимание к деталям, способность передать атмосферу – это для меня эталон. Сименон никогда не спешит. Он доверяет читателю. Я тоже стараюсь доверять.
Про конкуренцию
– Будет лукавством, если скажу, что конкуренции нет. Конечно, она существует – как в любом живом творческом процессе, где есть читатель, выбор и рынок. Но я бы назвала это не конкуренцией в агрессивном смысле, а скорее – присутствием множества голосов в детективном жанре. И каждый звучит по-своему.
К своим коллегам по жанру я отношусь с уважением. Мы все пишем об одном – о человеческих тайнах, преступлениях и поиске правды. Но делаем это разными языками. Дарья Донцова привнесла в российский детектив легкость, ироничность. Она превратила жанр в нечто уютное и неопасное. Александра Маринина – напротив, сделала ставку на серьезную социальную психологию, судебную драму, и этим создала свой особенный стиль.
Каждая из них нашла своего читателя, и в этом разнообразии заключается подлинная ценность литературного поля. Без уважения к труду других писателей – пусть даже идущих другим путем – я бы, наверное, не смогла заниматься своим делом с той степенью внутренней свободы, которую чувствую сейчас.

Про жизнь До
– Расскажите о своей карьере до писательской деятельности. Вы же были инженером, конструктором одежды.– Мой путь в литературу не был прямым. После школы окончила технический университет и начала карьеру инженера-конструктора в оборонном проектном институте. Это серьезное дело требовалознаний, внимания к деталям и ответственности – качеств, которые, как ни странно, потом пригодились мне в писательстве.
Спустя несколько лет я поняла, что пришло время перемен, и окончила второй университет, получив специальность конструктора одежды. Много лет с удовольствием создавала модели для женщин. Это был красивый и счастливый период моей жизни: работа с формой, тканью и цветом. Позднее он воплотился в трилогию книг о работе вип-ателье: «Призраки Замоскворечья» (16+), «Химеры картинной галереи» (16+) и «Зов темной крови» (16+). Первая книга была экранизирована, и, на мой взгляд – идеально.
Особенной страстью для меня был и остается исторический и театральный костюм. Какое-то время я работала костюмером в театре. Это был удивительный опыт – видеть, рождение персонажа не только через текст, но и с помощью костюма. Именно тогда я начала всерьез приглядываться к характерам людей, к их душевным движениям и подтекстам. В каком-то смысле театр научил меня создавать персонажейна страницах книги. Благодаря этому опыту я написала театральные детективы: «Убийство в декорациях Чехова» (16+), «Кольцо с тремя амурами» (16+) и «Улика №13» (16+).
– Кстати, как в итоге получилось, что конструктор одежды вдруг стал писателем?
– Все случилось довольно естественно. В 50 лет я села за свой первый детектив – и не смогла остановиться. За ним последовали второй, третий. В какой-то момент я поняла, что это занятие увлекает меня больше других. На сегодняшний день изданы 34 моих детектива и один сборник рассказов. Семь романов экранизированы.

Через несколько дней издательство «Эксмо» выпускает мой новый детективный роман – «Белый Асфальт» (16+). Действие происходит в северном поселке золотодобытчиков и на зимовье с говорящим названием – «Совиная плаха», где произошло загадочное ритуальное убийство нескольких человек. Мне было особенно легко писать эту книгу – ведь большую часть своей жизни я прожила в Сибири. Знаю эти места, эти холода, этот особый менталитет замечательных людей – сибиряков.
Помимо художественной прозы, в этом году я решилась на новое направление – жанр нон-фикшн. В ближайшее время выйдет моя книга «Как стать писателем» (16+). В ней я делюсь личным опытом: как начала писать и почему возраст не должен становиться преградой.
Затем, неожиданно для меня самой, написалась вторая нон-фикшн книга – «Дело №1. Ты Сам» (16+) – это произведение об исследовании собственной жизни с помощью детективных методов. Своеобразный психологический детектив, направленный на познание самого себя.
Теперь я планирую написать еще одну книгу – «Дело №2. Сколько угодно раз» (16+). Она о жизненных рестартах, о том, что никогда не поздно все изменить. Можно переучиваться, менять профессию, переезжать в другие города, изучать языки, пробовать то, чего боялся, замахиваться на то, что казалось неодолимым. Все это я пережила сама и знаю, что для человека нет ничего невозможного. Жизнь – действительно интересная штука. И если есть интерес и внутренняя готовность, то и 50, и 60 лет – это не возраст, а возможность.
Про сюжеты и названия

– Банальный вопрос, который задуют писателям – откуда вы берете сюжеты для своих книг?
– Для того чтобы найти идею для новой книги, мне нужно совсем немного. Достаточно услышать, прочитать или увидеть что-то интересное. Эта малость становится зерном, из которого прорастает история. Главное – быть внимательной, тогда крошечный эпизод может превратиться в целый роман.
Я всегда стараюсь искать оригинальные, неизбитые сюжеты. Предпочитаю работать с историями, в которых есть внутренний резонанс и пространство для элегантного и неожиданного сюжетного поворота.
Детектив, на мой взгляд, особенно нуждается в точности конструкции – в архитектуре, где каждый элемент не случаен. При этом важно, чтобы за интригой стояли чувства и живые характеры.
Особое удовольствие мне доставляет работа с историческими темами. Люблю вставлять в свои романы сцены из других эпох – своеобразные окна в прошлое. Особенно горжусь двумя книгами: «Подвеска Кончиты» (16+) и «Пылающий символ» (16+).
В первой я рассказала историю экспедиции командора Николая Резанова в Америку. О его любви к Кончитe и трагической гибели в Сибири. Этот человек стал для менянастоящим рыцарем без страха и упрека. Благородным и сильным, каким я представляю настоящего мужчину и государственного деятеля.

«Пылающий символ» – почти античный роман, где основное действие разворачивается во времена становления христианства, в Древнеримской империи. В нем я писала о Святой Елене, матери императора Константина, и о нем самом – основателе Константинополя. Это книга о выборе, вере и силе духа. История, которую я долго носила в себе и писала с особым волнением. Книга была написана в соавторстве с Галиной Виноградовой.
Каждая история – это диалог с читателем. И если он захотелпрочитать мою книгу – значит, всё было не зря.
– А как придумываете названия?
– В начале моей писательской карьеры названия для книг придумывала мой редактор – удивительно тонкий и талантливый человек, Анна Антонова. Потом, когда я осмелела и «встала на крыло», начала придумывать названия сама.
Обычно они рождаются из текста – прячутся в диалогах, в описаниях, в ключевой сцене. Но иногда приходят позже, после завершения романа, как итог всей истории. Это как волшебство. Когда ищешь и ждешь, название непременно придет.
– Над каким романом работаете сейчас?
– Пишу детективный роман с грустным названием «Не жди меня долго» (16+). Это шестая книга в цикле «Расследование архивных дел», где главная героиня – следователь Анна Стерхова. Действие книги происходит в портовом городе Дальнего Востока. И речь в ней идет не только о загадочно исчезнувшем океанографическом судне, а еще о трагической любви и человеческой подлости.
Автор: Артем КРАСНОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Спасал детей в Беслане: как сегодня живет Герой России из Пензенской области
Валерий Канакин добился небывалых высот
Надежда Ангарская – про «Один в один», «Последний герой» и Comedy Woman
Певица и актриса дала эксклюзивное интервью «Пензенской правде»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Укрепляйте доверие к вашему заведению вместе со Сбером
Решение Сбера «Отзывы Про» помогает владельцам бизнеса управлять онлайн-репутацией своих заведений, привлекать клиентов и повышать их лояльность
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам