Незрячая пензячка учит французский, вяжет и играет на аккордеоне

Незрячая пензячка учит французский, вяжет и играет на аккордеоне

Галина Владимировна Шестуа — невысокого роста худенькая женщина 80 лет, слепая. 30 лет совершенно ничего не видит. Но в то же время она сильная, смелая, много читает, учит французский язык. 

Взгляд судьбы 

Своей французской фамилией Галина обязана мужу, который происходил из цирковой династии Шестуа. Это не такая известная династия, как Дуровы или Запашные, у которых составлено генеалогическое древо и понятно, кто кому родственник. В Интернете можно отыскать лишь упоминание про коверного Вальде Шестуа (настоящее имя Владимир Шестаков), который погиб на фронте в 1943 году. У Вальде было две дочери (тоже артистки цирка) и сын. 

Отто-Эрнст тоже стал коверным, а еще, как всякий клоун, понемногу умел всё. Судьба свела молодых на концерте в бывшем ДК им. Кирова. Он, приехав на гастроли, участвовал в цирковом номере, а она сидела в ложе. 

— Мы встретились глазами, и я подумала: «Вот мой муж!», — вспоминает Галина. 

А мечты сбываются

С Галиной Владимировной Шестуа я познакомилась несколько лет назад. Накануне Дня Конституции было редакционное задание  выяснить, как незрячие жители Пензы могут изучать основной закон страны. 

В библиотеке для незрячих рассказали, что Конституция РФ на шрифте Брайля у них есть, но за все время ее брал читать только один человек. И это была Галина Владимировна. 

Она жила тогда в Доме ветеранов. Слепая, возглавляла местный музыкальный коллектив. Пела. Прекрасно вязала на спицах. И у нее был любящий, преданный муж. 

А еще она в составе небольшой группы местных пассионариев боролась за права, которые, по мнению боровшихся, местная администрация ограничивала.

Но больше всего меня поразила непоколебимая вера Галины Владимировны в то, что скоро она будет жить во Франции. Мол, старшая дочь, которая туда эмигрировала, как только обустроится, заберет ее к себе. 

Конечно, я в это не поверила. Мне было грустно, что сильная характером женщина так наивна: из Дома ветеранов не возвращаются в семью, увы...

Но недавно я узнала, что Галина Владимировна — во Франции! 

Как в сказке

Она родилась в Горьковской области. Папа пропал без вести на фронте. А ее с мамой в самом начале войны эвакуировали в Пензу. Галя была разносторонне талантливой, занималась хореографией, и ей прочили карьеру балерины, а еще — играла детские роли в драматических спектаклях, которые ставили на сцене ДК им. Кирова. 

А потом младшему брату купили аккордеон. Брату инструмент вскоре наскучил, а вот Галя стала самостоятельно подбирать на нем музыку. И однажды это пиликанье услышал профессиональный преподаватель и сказал ее маме: 

— Бросайте все, учите девочку музыке. 

Но прежде чем она, уже окончив школу, попала в руки настоящего учителя — руководителя оркестра в ДК им. Кирова Геннадия Астахова — и за год интенсивных занятий освоила практически все, что дает «музыкалка», в ее жизни многое случилось. В том числе разлука с мамой из-за сложного материального положения семьи. Галя несколько лет воспитывалась у родственников за тысячи километров от родного дома. 

В 19 лет, уже в Пензе, она была принята на работу преподавателем по классу аккордеона. И создала детский ансамбль аккордеонистов, а затем — ритм-группу, юные участники которой играли на разных музыкальных инструментах и пели. 

Коллектив не раз побеждал в различных конкурсах, был отмечен грамотами и благодарностями, носил звание образцового. Занимались в ДК им. Кирова. Там она и нашла свою любовь.

Итак, они встретились глазами... А через четверть часа, когда она сама завершила выступление с детьми и уходила со сцены, каблук ее туфли попал в щель между досками. Нелепая ситуация! Она была вынуждена оставить туфельку и скрыться за кулисами. 

Вскоре к ней подошел тот самый красавец коверный с туфелькой в руках и назначил свидание!

Зрячим осталось сердце

Уже тогда Галина начала постепенно терять зрение. Сказался не долеченный в детстве конъюнктивит, возникло осложнение, медики прижигали прозрачные пузырьки на роговице глаза и, видимо, переусердствовали. Постепенно глаза стали сохнуть, болеть. Ей пришлось перенести 40 сложных операций в попытке остановить деградацию зрения! 

С мужем Галина Владимировна рассталась, когда он начал злоупотреблять. У нее на руках оставались две дочки. Сейчас это уже взрослые женщины, сами давно мамочки. 

В 50 лет врачи дали Галине Владимировне надежду, что один глаз можно прооперировать по новой методе. Увы! Из-за послеоперационной инфекции и развившегося абсцесса глаз пришлось удалить. А второй перестал реагировать даже на свет.


Жизнь продолжается 

Но именно в это драматичное время, в больнице, за ней начал ухаживать человек зрячий. В один прекрасный вечер он явился к Галине с чемоданчиком в руках и объявил, что влюбился и никуда не уйдет. 

Они поженились, а поскольку жилищный вопрос в нашей стране всегда был сложным, решили перебраться в Дом ветеранов, а квартиру оставить детям. 

Девять лет они прожили вместе. Потом Галина Владимировна овдовела — муж умер из-за болезни сердца. А ее близкая подруга к тому времени покинула Дом ветеранов (сын купил ей домик в деревне) и позвала Галину к себе. 

Там, в довольно глухом, но очаровательном месте, наша героиня прожила достаточно долго, пока старшая дочь не выхлопотала ей необходимые документы для переезда во Францию. 

Так и должна была закончиться эта история. Ассоль мечтала и пусть даже под 80 лет дождалась алых парусов. Франция, под крылышком у дочери, звуки аккордеона на улочках небольшого городка, пахнет свежемолотым кофе... Ну, как-то так. Хотя про аккордеон все наоборот: Галина Владимировна играла для французских друзей дочери, чем приводила их в восторг.

Но вместо хэппи-энда получился открытый финал — Галина Владимировна вернулась в Россию. 

Зов Родины

Одной из причин возвращения она назвала любовь к России. Только там, вдалеке, говорит, поняла, какими стальными канатами связана с Родиной. 

Галина Владимировна временно обосновалась в одном из частных пансионатов для пожилых в Пензенской области. Собирается с мыслями, как жить дальше.

...Я часто вижу в последнее время людей, которые растерялись. Они, например, клянут свою работу, но даже попыток не делают поискать другую. На советы научиться чему-нибудь новому машут рукой. Мол, какой смысл? И совсем не мечтают. 

Галина Владимировна научилась вязать: когда ослепла — прошла обучение на специальных курсах. До сих пор много читает художественной литературы (так незрячие говорят, на самом деле — слушают аудиокниги). Сама себя обслуживает. В курсе всех политических событий. А еще — методично учит французский, ставит произношение. Хотя, казалось бы, зачем? 

Думаю, надо, потому что пока человек развивается, он живет. 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER