Кукольный театр в Пензе: Сцена, зал и закулисье

Кукольный театр в Пензе: Сцена, зал и закулисье

В марте культурный мир отметил международные праздники — День театра кукол и День театра. Сам календарь определил, с кем встретиться. Владимир Бирюков — заслуженный деятель искусств, художественный руководитель театра «Кукольный дом». Больше 30 лет назад он приехал в Пензу, чтобы создать здесь свой театр. У него получилось, хотя не все так гладко. Но давайте начнем по порядку.

Случайно и закономерно 

— Почему на театральном перепутье ты выбрал кукол? 
— Я с детства занимался в драмкружке. Поехал поступать в Днепропетровское театральное училище. В том году на актера театра драмы набора не было. И все, кто приехал на драму, оказались в «куклах». Окончив училище, я решил поступить в ЛГИТМИК на артиста драмы и кино. Но, когда увидел абитуриентов — красивых парней с шевелюрами и гитарами, сказал себе: куда я с такой рожей-то?! В общем, спасовал. Зашел на кафедру театра кукол. Там как раз набирали курс режиссеров. Поступил. Во время учебы, когда наш педагог ставил «Мастера и Маргариту», я понял, что театр кукол способен на многое. Намного больше, чем драматический. У него больше выразительных средств. Безграничный диапазон.

Должно быть интересно

— Для тебя важно, с какими куклами работать?
— Кукольный театр бывает разный, это зависит от драматургии, от режиссерского решения. Каждая кукла создается для какой-то истории в конкретном сценическом пространстве. Марионетка — самая приближенная кукла по структуре к человеческому силуэту. Когда мне нужна психологическая история, тут же возникают марионетки. 

— Какие спектакли ты больше всего любишь ставить?
— Которые меня волнуют. Взрослые, когда тема мне очень близка. Например, однажды я за то, что горячо отстаивал интересы своего театра, был изгнан с планерки областного министерства культуры. После этого люто захотел поставить пьесу Мрожека «Убить Кароля»! Накипело. [Этот спектакль получил две «Золотые маски»: как лучший спектакль театра кукол и за работу художника] Та же история с пьесой Николая Коляды «Попугай и веники». Мои коллеги-режиссеры от работы над этой пьесой отказались. Казалось, в театре кукол это поставить невозможно — в пьесе ничего не происходит! Там сидят четыре человека, торгуют чем-то и просто разговаривают. Люди, выброшенные на обочину жизни. Мне кажется, что эта история — про наш театр... Конечно, захотелось поставить [спектакль получил «Золотую маску» за работу режиссера]. Вообще я люблю ставить на большой сцене. Боже, я так скучаю по ней! На маленькой сцене мне тесно.

— Пьесу для своего нового спектакля «Яблоки, Маша и Баба-яга!» ты написал сам. Мотивация?
— Это, наверное, моя уже 15-я пьеса. Наш театр вообще авторский. Пишу я вовсе не потому, что у меня зуд в руках. Просто готовых хороших пьес нет. Пишут очень много для театра кукол, абсолютно не понимая его природу: это театр действия, а не только слова. 

— Где, в чем твой источник вдохновения?
— Мне должно быть интересно. Либо волнует тема, если это спектакль для взрослых. Например, в новом спектакле «Яблоки, Маша и Баба-яга!» я ставил перед собой две очень важные задачи: рассказать внятную историю для детей и сделать спектакль, насыщенный визуальным рядом, чтоб было много действия. Тогда и возникли разные транспортные средства… Баба-яга на ступе — сегодня это уже неинтересно. Нужен какой-то агрегат. И, конечно, сказка не должна быть злой. 


Бытие и сознание 

— Ты приехал в Пензу в 1989 году. И начал создавать свой театр не только со спектаклей, но и с атмосферы.
— Я пришел с условием: мы меняем концепцию театра. Было невероятно красивое здание, фасад. А интерьер — просто гадкий. Совок дышал из всех щелей. Театр – это пространство фантазии, свободы, художества, волшебства. Надо было превращать помещение в другой театр — и лицом, и содержанием. Дети в том театре носились, как в спортзале. Я давал объявление в газеты, на радио, что мы покупаем старинную мебель. Брали за гроши, уговаривали бабушек подарить. Открыли театр в сентябре. Это надо было видеть! Дети по привычке бежали на второй этаж и... останавливались! Оказывается, бытие все же определяет сознание. Аура окружения воздействует на детей! 

Тогда театр еще назывался «Орленок» и находился на улице Московской. В августе 1991 года здание было признано аварийным. Вместе с мэром города мы подбирали другое. И однажды он привез меня сюда — в здание, освобожденное после августовского путча Первомайским райкомом партии. В ноябре мы сюда переселились. И я сразу же назвал театр «Кукольный дом». В декабре уже открылись, сделав своими руками эту малую сцену. 

Сцена малая, дела — большие 

— И так на ней и остались, хотя разговор тогда шел о начале работы в ближайшее время большого зала… Однако это не остановило развития театра. Прошло 30 лет… 
— В труппе театра — девять актеров, в репертуаре – больше 40 спектаклей. Мы их показывали в 50 городах России — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Получили награды не только на родине, но в Венгрии, Польше, Сербии… Последний по времени успех: в ноябре 2020-го на Международном большом детском фестивале наш спектакль «Самый лучший папа» отмечен призом за лучший спектакль театра кукол. В июне этого года уезжаем на гастроли в Красноярск, потом — Севастополь, Рязань, Белгород. На 2022 год уже намечен Новосибирск. Поедем туда на неделю. Как правило, мы везем четыре спектакля — два взрослых и два детских. 

— А что в ближайшее время ждет пензенских поклонников?
— К нам приезжает постановочная труппа городского театра кукол «Пьеро» из Оренбурга во главе со своим художественным руководителем Александром Яриловым. Будут ставить спектакль для детей «Счастливый день». Очень красивый и интересный. Премьера запланирована на август. Такого опыта у нас еще не было. Думаю, нашим актерам будет полезно почувствовать другую руку. 

И все-таки тесно! 

— Как сегодня живется «Кукольному дому»?
— Современный кукольный театр технически стал значительно сложнее. Сегодня это невероятное зрелище! Наше помещение, к сожалению, новым требованиям не соответствует. Невозможно театру жить в комнатке на 56 квадратных метрах! Спектаклю, который мы сейчас выпустили, не хватает пространства! Глубины... Мы вынуждены не только строить спектакль художественно — для зрителя, мы еще должны решать внутри спектакля кучу технических проблем. В спектакле всего четыре персонажа. Но для нашего театра четыре человека на сцене – уже толпа. И еще важно, что актерам необходимо постоянно менять кукол. Кукла же многое не умеет — на каждое изменение настроения нужна новая! Поэтому у нас огромное количество кукол-дублей. Чтоб вовремя взять другую, требуется как минимум ее разглядеть, чтоб не перепутать. Но включить подсветку нельзя, потому что для этого нет пространства! 

— Но ведь как-то вопрос с помещением решается? Был несколько лет назад оптимистичный сюжет на телевидении…
— Да, правительством области при поддержке Федерального собрания решено строить новое здание. Долго искали подходящее место. Подобрали его, оформили участок. Но в 2020 году случилась пандемия. Сейчас разговоры вообще затихли… Ведь все это было на эмоциях! Нам сказали: после цирка первый объект — ваш театр! Значит, надо дождаться, когда построят цирк. Там дело идет к завершению.


А если… 

— Что изменится в городе, если в нем не будет театра кукол?
— Театр — это эмоции. Это про людей – больших и маленьких. И для людей, если они хотят прожить какую-то историю, узнать что-то новое… Ребенку надо учиться сопереживанию, но как, где? Его всюду охраняют, защищают, наставляют взрослые. Он уверен, что все его любят! Для него шок — попасть в реальный мир, где нужно проявлять себя, быть способным защищаться, принимать решения, разбираться, что такое хорошо, что такое плохо. Он только в театре может это понять, прочувствовать, пережить. 

Время летит быстро. Не за горами — 80-летие «Кукольного дома». Еще есть время, чтобы построить настоящий кукольный дом с большой сценой. 

Тогда зрителей на спектакль придет не шестьдесят, а шестьсот. Замечательный режиссер Владимир Бирюков с коллективом смогут развернуться во всю мощь своего таланта и фантазии. И, наверное, в городе станет больше доброты, красоты и любви.

Но пока у сказки про «Кукольный дом» нет конца, а есть только надежда на то, что он будет счастливым и даст отсчет чему-то новому. 

СПРАВКА «ПП»

Сегодня театр «Кукольный дом» и его руководитель — обладатели огромного количества наград российских и международных фестивалей, среди которых главная гордость, театральный знак качества — Российская национальная театральная премия «Золотая маска». Точнее, шесть «Масок» за разные спектакли. Очень немного найдется в российской провинции театров, способных похвастаться такими наградами. И уж точно их нет больше ни у кого в Пензенской области.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER