Как пастух стал фермером

Как пастух стал фермером

Хамзя и Галия Хаировы родились и выросли в Кочалейке Каменского района и, как бы трудно ни было на селе, уезжать никуда не хотят.

Жизнь всему научила

— Если бы у меня была возможность обратиться к президенту, то я попросил бы его предусмотреть возможность досрочного выхода на пенсию для доярок и скотников. Грязь, дождь, мороз, жара… Они всегда на работе.

Животноводство — это самая тяжелая работа. Сам через это прошел, — говорит глава КФХ Хамзя Хаиров из села Кочалейка Каменского района.

Коров держали его родители, став взрослым, он работал в колхозе и следил за общественным стадом, а когда женился, сам обзавелся небольшим хозяйством. Животноводство — это то, что ему нравится и что он знает досконально.

— Я окончил 8 классов и больше нигде не учился. Жизнь всему научила. И за животными ухаживать, и корма рассчитывать, и в бухгалтерии разбираться, и документы для грантовой поддержки оформлять, — улыбаясь, перечисляет мужчина.

Начинали супруги Хаировы с малого — было у них всего несколько буренок. А вот тесть Хамзи, Равиль Искандяров, — известный на всю округу животновод. В разные годы был бригадиром, директором и управляющим в животноводческих организациях. Уйдя на заслуженный отдых, стал работать на себя, выкупив помещения совхозной фермы, вернее, то, что от них осталось. 

— Когда-то это была крепкая, добротная ферма. Я сам на ней работал. Вместе с развалом СССР развалились совхозы и колхозы. Если бы тогда не выкупил остатки былой роскоши, то здесь ничего бы уже не было, кроме травы в человеческий рост, — говорит Равиль Абдулович.

Но как ни крути, а годы берут свое. Пришло время немного сбавить обороты. Подхватить свое дело Равиль Абдулович предложил Хамзе. И не ошибся. Тот вывел семейное дело на новый уровень. 

Рискнул — и выиграл

Как фермер Хамзя Хаиров зарегистрировался в 2012 году. Тогда же по совету специалистов районной администрации защитил проект развития своего КФХ, чтобы получить грантовую поддержку от государства. 

— На тот момент в хозяйстве было 83 дойные коровы. На госсубсидию в 1 миллион 350 тысяч рублей увеличил поголовье, купил трактор и рулонный пресс-подборщик, — рассказывает хозяин. — Хорошее подспорье, но главное все же — труд человека. Если работу не любишь, даже и начинать нечего. Рабочий день фермера длится 24 часа в сутки. И того иногда не хватает!

Глядя на руки Хамзи, огромные, мозолистые, становится понятно, что уж он точно не просиживает дни напролет в кабинете в галстуке и пиджаке. Трудится наравне с наемными рабочими, а то и больше.

Не отстает от него и супруга.

— Рабочий день у нас начинается примерно в 4 утра, — улыбаясь, говорит Галия. — Хорошо, что родители взяли на себя заботу о домашнем хозяйстве, я сама ничего бы не успевала. Когда возвращаемся, сил уже ни на что нет. Дочка София учится в институте в Пензе, но и она старается помогать: приезжает на выходные и наравне с нами в коровниках работает. 

В ногу со временем

Хамзя на достигнутом останавливаться не стал и в прошлом году замахнулся на грантовую поддержку для семейных животноводческих ферм. На воплощение бизнес-плана государ­ство предоставляло 60 процентов средств, остальные 40 должен вложить фермер. Так хозяйство Хаировых получило новый виток развития.

— 16,5 миллиона рублей господдержки плюс свои деньги вложены в покупку племенного поголовья, трактора МТЗ-82, кормораздатчика-смесителя, возведение новой фермы и оборудование для нее, — перечисляет Хамзя. — С документами особых сложностей не возникло, разобрались. Сложнее было взять кредит в банке, подтвердив свою платежеспособность. Помог счастливый случай. Встретил я депутата Законодательного собрания Василия Чернышева, мы давно с ним знакомы. Рассказал о своей проблеме. Он посоветовал действовать не через банк, а обратиться в гарантийный фонд «Поручитель». И, представляете, все решилось за три дня!

Фонд предоставил фермеру заём на недостающую сумму кредита и выдал поручительство на недостаток залоговой массы. Только благодаря этому все у главы КФХ получилось. 

— Хотя из-за упущенного времени мы не успели выкупить в Мордовии самых хороших коров, — сокрушается Хамзя. — Но зато в селе Рамзай забрали отличных телок. 

Сейчас главная гордость Хаировых — коровник площадью более тысячи квадратных метров, построенный из сэндвич-панелей. В нем содержится более 100 голов дойного стада (всего в КФХ — более 200). 

Высший сорт!

Здесь много естественного освещения — через окна и крышу особой конструкции. Молоко не соприкасается ни с руками человека, ни с воздухом. По системе молокопровода оно перемещается в танк-охладитель, работающий на полной автоматике, в том числе в отношении дезинфекции и мойки. Из него продукт перекачивается в молоковоз. Таким образом, сегодня КФХ Хаирова производит молоко высшего сорта.

Суточный надой в хозяйстве составляет 1,6 тонны, примерно 16 литров на одну фуражную корову. Проблем со сбытом у фермера нет. Все забирает Каменский маслозавод. Вот только приемные цены оставляют желать лучшего.

Кормовая база у фермера своя. Это позволяет хорошо экономить и быть уверенным в качестве того, что едят коровы. В аренде у Хаировых более 600 гектаров земли, на которой выращиваются ячмень, овес, люцерна, костер, эспарцет. Запас кормов для животных всегда внушительный.

Проводя экскурсию по своим владениям, Хамзя Хаиров с удовольствием рассказывает о планах на будущее. Нужно подлатать еще один коровник, построить новый загон для телят и так далее, и так далее. Забот у фермера много.

— Глаза боятся, руки делают, — улыбаясь, говорит он нам на прощанье и протягивает огромную мозолистую ладонь.



Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное