Пенза: Про мусор начистоту

Пенза: Про мусор начистоту

Вот уже третий месяц действует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Нельзя сказать, что реформа прошла безболезненно: у людей много претензий и вопросов.

Мы попросили прокомментировать происходящее Андрея Архипова, руководителя ООО «Управление благоустройства и очистки» — регионального оператора, который обслуживает самую большую зону — Северную. Она включает в себя шесть районов (Мокшанский, Пензенский, Лунинский, Иссинский, Шемышейский и Бессоновский), а также Пензу и Заречный. 

Дороги стали чище

— Многие люди не поняли сути реформы: как они выносили пакеты с мусором в контейнер, так и выносят. Что изменилось?
— Система перемещения отходов стала прозрачной. Регоператор отвечает за то, чтобы отходы были доставлены в разрешенное место захоронения, также мы будем ликвидировать несанкционированные свалки, появившиеся после 1 января 2019 года.

— С какими сложностями столкнулись? 
— Мы не первый год оказываем услуги по вывозу ТКО. Просто сейчас вырос масштаб работы. По всей зоне установлено свыше 6200 контейнеров. В частном секторе мусор вывозим два раза в неделю, от МКД — ежедневно. 
Сложностей подбросила снежная зима: до некоторых деревень порой было не добраться. Решали этот вопрос с помощью районных властей. И уже пошла волна обратной связи: люди говорят, что благодаря приходу регоператора зимой у них регулярно чистили дороги. 

Вот тебе, бабушка, и норматив

— Почему в многоквартирных домах плату выставляют по площади жилья, а в частном секторе — по количеству проживающих? 
— Субъекты РФ вправе самостоятельно определять порядок оплаты за обращение с ТКО. Размер тарифа утвердило Управление по регулированию тарифов и энергосбережению области. Специалисты, видимо, посчитали, что в МКД сложнее отследить количество прописанных и фактически проживающих, а вот площадь квартиры – величина постоянная. А в частном секторе может быть путаница с метражом, поэтому за основу взяли данные о количестве зарегистрированных. 

— Еще один больной вопрос — нормы накопления. В прошлом году норматив был 17,25 кг мусора на человека в месяц. А с 1 января (согласно постановлению правительства региона) он вырос до 24 кг в месяц, а это 288 кг в год на одного жителя — почти на 30 процентов больше, чем раньше. Откуда взялись такие цифры?  

— Нормативы рассчитываются на основании замера отходов, проводимого в течение каждого сезона. Согласен, это много. Цифра завышена для отдаленных деревень, где живут в основном пенсионеры. У бабушек не наберется за месяц столько мусора. И смысла ездить туда два раза в неделю тоже нет. Разумнее было бы сделать ниже тариф и реже периодичность вывоза. Думаю, что это можно будет предусмотреть в 2020 году. Реформа только началась, какие-то ошибки неизбежны. А пока работаем с тем, что есть. 


Мусорят все!

— Жители области публикуют в соцсетях фото захламленных контейнерных площадок. Все, что рядом с контейнером, никто не убирает. Кто должен следить за чистотой?
— По закону мы отвечаем за вывоз и за уборку мусора, высыпавшегося во время погрузки. А за состояние контейнерных площадок должны отвечать собственники земельных участков, на которых баки расположены. В Пензе в 90 процентах случаев это муниципалитет. Но так как арендаторами земли являются ТСЖ и управляющие компании, то, по-моему, логично, что они и должны содержать участок в чистоте. 

— Налаживается ли у вас сотрудничество с жителями населенных пунктов, где люди никогда не платили за вывоз ТКО? 
— Это самая проблемная категория. Раньше заключение договоров на вывоз мусора было добровольным и многие отказывались платить, аргументируя, что хлама у них нет. Говорили, что все сжигают или на огороде закапывают. Но когда платеж стал обязательным, мы убедились, что эти люди кривили душой, потому что после 1 января объем отходов, который мы вывозим из частного сектора, вырос почти на треть. Значит, мусор был и раньше, просто его несли в леса и овраги... 

— А как обстоят дела с оплатой? 
— Люди понимают, что платить надо. Возникают вопросы по поводу начисления – порой в квитанциях указаны ошибочные данные. Мы разбираемся, делаем перерасчет. 

Есть и такие, кто не платит принципиально, но в общей массе они составляют 2–3 процента. Важно понимать, что плата за вывоз ТКО — требование закона. Думаю, что когда пройдут первые судебные разбирательства, люди это поймут. Неплательщики должны будут также компенсировать судебные издержки — примерно 1200 рублей. 

Дойдут руки до полигонов 

— Регоператор отвечает за ликвидацию незаконных свалок. Как будет вестись эта работа? 
— Система такая: к нам поступает сигнал, что где-то появилась стихийная свалка, мы ищем собственника земельного участка, связываемся с ним и предлагаем навести порядок. Если в течение двух месяцев этого не происходит, мы убираем мусор сами и выставляем счет владельцу участка. 

— Куда вы вывозите отходы и как планируется менять «мусорную» инфраструктуру в ближайшее время? 
— У нас в работе сейчас четыре полигона — в Шемышейском, Иссинском, Мокшанском районах и в Чемодановке. В ближайшие три-четыре года мы будем использовать их, а параллельно строить новый современный полигон в Бессоновском районе. Потом отходы начнем вывозить туда, а старые площадки рекультивируем. 

— Каким образом? 
— Этот вопрос пока открыт. Есть несколько способов: рассортировать мусор и отвезти на переработку, закрыть грунтами и оставить перегнивать, строить мусоросжигательные заводы. Последний путь самый затратный, но наиболее экологичный при соблюдении технологии. 

А как же сортировка?

— При обсуждении «мусорной» реформы много говорилось о необходимости раздельного сбора мусора и его последующей переработки. Почему сейчас про это молчат? 
— Пока раздельный сбор ТКО не предусмотрен даже законодательно. Проблема в том, что у нас в стране практически не развита переработка вторсырья. В Нижегородской области запускали пилотный проект, чтобы посмотреть, насколько рентабельным будет раздельный сбор. Итоги неутешительные: стоимость работы регоператора увеличивается в 2,5 раза, даже если просто сортировать бумагу, ПЭТ и остальной мусор. Поэтому пока в этом нет смысла.

— Получается, что пензенским компаниям, занимающимся переработкой, невыгодно входить в схему обращения с ТКО?
— Им невыгодно работать с жилым сектором. Легче приехать в крупный торговый центр и забрать уже рассортированное сырье в больших количествах. 

Думаю, что со временем мы придем к раздельному сбору, но сначала этой нишей должен заинтересоваться малый и средний бизнес, а в стране должны появиться крупные центры по переработке пластика, бумаги, стекла и т. п.

Что касается нашего региона, то в планах на ближайшее будущее — подписание договора с компанией ООО «Азия Цемент» на сжигание невостребованного сырья (органика, дерево), плюс будет строиться линия по компостированию (мелкие фракции и пищевые отходы будут перегнивать при определенной температуре, и на выходе получится компост, который можно будет использовать как строительный материал, к примеру на отсыпку ям, дорог). 

Только 10 процентов российского мусора отправляется на мусороперерабатывающие заводы.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное