Токарь Тараканова из Пензы

Токарь Тараканова из Пензы

Механический участок производства № 3 завода «Пензмаш». Здесь выпускают детали сепараторов, используемых в сельском хозяйстве. Станки еще советские, но из тех, которым сноса нет. На одном из них растачивает и сверлит детали токарь Тараканова.  По паспорту — Мягбуля Аббясовна, но для всех — просто Марина.    

Младшая  дочь  

В 20 лет она пришла на производство.  Ее семья жила в Средней Елюзани и была интернациональной: папа (он работал в совхозе) — русский, мама — татарка. Семеро детей. Мягбуля — самая младшая. Когда училась в восьмом классе, мама умерла, и надо было становиться самостоятельной.  

Выпускница средней школы устроилась на Кузнецкую обувную фабрику, но вскоре переехала в Пензу и поступила на ЗиФ — слесарем механосборочных работ. Дали комнатку в общежитии. 

Спрашиваю: но почему все-таки завод? В татарских семьях уклад же патриархальный, женщина ближе к домашнему хозяйству, к пирогам. 

— Нет, — смеется Марина, — я никогда не любила домашнюю работу, лучше за животными присмотрю или во дворе подмету. И вообще я всегда поступаю так, как считаю нужным. Если бы кто сказал, что моя профессия не женская, я на эти слова и внимания не обратила бы. 

Однажды судьба ее «догнала»: в 2016 году ЗиФ закрылся и Марина стала тестомесом на кондитерском производстве. 

— Но быстро поняла: не мое! Знакомые рассказали, что на Пензмаше люди нужны, я перешла на завод и снова попала в родную стихию, — рассказывает Тараканова. 


Завод живет  

Бригада, в которой работает Мягбуля, мужская. Состав разновозрастной: вчерашние выпускники колледжей, ветераны. 

Владимир Михайлович  Разов — наставник Таракановой. Он на заводе 44 года, с тех пор, как вернулся из армии после срочной.   

Спрашиваю: а как он относится к тому, что женщины выбирают профессию токаря?   
— Нормально. Более того, на Пензмаше в советское время представительниц прекрасного пола работало чуть ли не больше, чем сильного. И сейчас их немало трудится на штамповке, на участке литья пластмасс, на сборке сепараторов, — отвечает Разов. 

Кстати, добавляет ветеран, сегодня завод выпускает продукции не меньше, чем в советское время.

А зарплаты? Тут, дипломатично замечает токарь Тараканова, многое зависит от самих работников. Например, она так и живет в своей 12-метровке, доставшейся от ЗиФа, где общая кухня — на 17 человек. Однако рассчитывает, что года через три, если не случится чего-то из ряда вон, в ее жизни наступят перемены к лучшему.   

…В большой семье Мягбули есть фермеры, домохозяйки, прокуроры, стоматологи, банковские служащие. И только одна она работает на производстве.  

Недавно наша героиня отмечала полувековой юбилей и на торжестве близкие говорили: «Мягбуля, ты по жизни идешь с поднятой головой и никому не завидуешь. Мы гордимся тобой!»

Автор: Ольга ЯМЩИКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное