Ирина Мухамедзянова: Дома я жена и мама, а не учитель

Ирина Александровна — один из лучших преподавателей иностранных языков в Пензенской области

Ирина Мухамедзянова: Дома я жена и мама, а не учитель

Она могла быть переводчиком, но зов школы оказался сильнее.

Педагогическая династия

Учитель — профессия особая. Надо быть готовым к тому, что школа станет вторым домом, что придется работать с полной самоотдачей, жертвовать временем, которое могло бы быть отдано семье.  

— Когда выбирала профессию, я, конечно, все это понимала. Прекрасно знала о сложностях, с которыми придется столкнуться, но по-другому просто не могла, — говорит Ирина Мухамедзянова, учитель английского и немецкого языков пензенской школы № 11. — Ведь я пятая в нашей педагогической династии.

Ира начала учить немецкий язык в четыре года. Ранним развитием дочери занималась мама девочки — Марина Геннадьевна Кузьменко, педагог со стажем.

— Она до сих пор преподает немецкий. В детстве я разве что не ночевала в школе, потому что у мамы всегда было там много дел, — вспоминает Ирина Александровна. — Моя бабушка — Зинаида Семеновна Кузьменко — преподавала русский язык и литературу. Перед глазами был и пример моей тети — учителя музыки. А прабабушка вела уроки в начальных классах сельской школы. Все разговоры в нашей семье так или иначе переходили на темы воспитания детей, уроков, проверки тетрадей. Так что моя судьба была предопределена. Выбрать оставалось только направление.

Заработанные пятерки

Ирина Мухамедзянова остановилась на иностранных языках. Получив диплом, работала переводчиком, преподавала в колледже, в университете. А потом позвали в школу. Сомнения были. Супруг боялся, что у жены не будет оставаться времени и сил на семью, когда она, как ее мама и бабушка, с головой окунется в гущу школьной жизни. 

— Я обещала ему, что буду отделять школу от дома, — улыбается педагог. — У меня есть ряд правил. Дома я жена и мама, а не учитель. Моя младшая дочь сейчас учится у меня в подгруппе немецкого языка. И здесь у нас четкие правила: не поняла что-то на уроке — как и другие ребята, остается после занятий, чтобы наверстать упущенное. Я не делаю домашнее задание со своими детьми. Это их зона ответственности. И они знают, что поблажек ждать на стоит.
До сих пор помню один эпизод из своего детства. Так вышло, что мама вела в моем классе немецкий язык. Однажды одноклассник небрежно бросил фразу, что мне можно не волноваться об оценках — мама и так поставит пятерку. Было очень обидно услышать такое. Тем более что мама никогда не позволяла себе ничего подобного. Она очень принципиальный человек. 

В тот момент Ирине захотелось доказать, что пятерки она честно заслужила. Стала заниматься с усиленным рвением, заняла второе место на городской олимпиаде по немецкому языку, окончила школу с серебряной медалью и поступила в вуз.

— Быть ребенком педагога непросто, — говорит Мухамедзянова. — На тебя ложится груз ответственности. Моя мама была мудрой — видела, что у меня есть способности, и побуждала развивать их. Но, когда пришло время, отпустила контроль. В дневнике поначалу появились четверки, но потом я поняла, что сама хочу большего.
И я не стремилась к тому, чтобы мои дочери были отличницами. Но они тоже старались учиться на «4» и «5». Старшая поступила на факультет психологии пединститута. Не исключено, что она тоже придет работать в школу. 


С улыбкой по жизни

С Ириной  Александровной у нас получился долгий и интересный разговор — о нагрузке на учителей, об ответственности, о современной школьной программе. 

— Первые месяцы работы в школе я жутко уставала. Приходила домой как выжатый лимон, — призналась она. —  Потом мне дали классное руководство. Надо было успевать еще больше. Прежние заботы показались легкими по сравнению с новыми. Потом стала завучем. И опять подумала, что раньше были цветочки.
Помогает то, что я люблю свою работу, своих учеников. В мае выпустила первый свой класс — любимый 9 «В». До сих пор помню, как впервые встретилась с ними, когда они были пятиклашками. Шумные, суетливые, звонкие — я никак не могла собрать их в кучу и успокоить. 
Мы прошли огонь, воду и медные трубы. Мы были волонтерами, помогали нуждающимся людям, приютам бездомных животных, мы ставили танцы, пели, участвовали во всевозможных конкурсах, ходили в походы и на экскурсии, праздновали дни рождения. Правда, были и драки, и битые стекла… Но неприятности забываются, а хорошее остается в памяти. 

Что касается школьной программы, Ирину Александровну расстраивает отмена обязательного изучения второго иностранного языка.    
— На собственном опыте знаю, что если ребенку хорошо дается английский, то и немецкий он будет учить легко. Ни один иностранный язык еще никогда никому не помешал.

Семейные победы

В 2019 году Ирина Александровна заняла первое место в городском конкурсе «Учитель года» и второе место — в областном этапе конкурса. Ее мама — Кузьменко Марина Геннадьевна — победитель городского этапа и призер областного этапа конкурса «Учитель года — 2013».

Издержки профессии

Мужчины в этой семье вынуждены мириться с профессиональным выбором своих половинок. Они понимают, что это любовь.

Ирина рассказывает о своем отце:
— Мой папа, когда был маленьким, видел, что его мама (моя бабушка) всю себя отдавала школе. По-другому просто не могла. Наблюдал, как, возвращаясь домой с тетрадками, она садилась за проверку и корпела над ними дотемна. Ему порой очень не хватало маминого внимания.
Будучи юношей, он говорил, что никогда не женится на учительнице. Но в один прекрасный момент встретил мою будущую маму. На тот момент она уже была студенткой Пензенского педуниверситета. Сердцу не прикажешь! Влюбленные поженились. А папа нашел плюс в этой ситуации: за образование будущих детей он мог не волноваться!



Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное