Жена Павла Викмана: Прошло 8 лет, как нет Паши, но его дух присутствует дома
На его счету посещение более 300 городов и поселков, выступления более чем в трех тысячах школ. В семейном архиве хранятся сотни благодарностей и грамот.
Ниша пуста...
В Пензенскую областную филармонию Павел Васильевич пришел в 1995 году. Он выпускник Саратовской драматической студии при театре имени Карла Маркса и Кишиневского института искусств. Служил актером и занимал руководящие должности в нескольких театрах страны.В Пензу семью привели, можно сказать, счастливые и курьезные обстоятельства. Мать и брат, начальник Пензенской геодезической экспедиции, уже жили в нашем городе. Павлу Васильевичу как опытному организатору и администратору Министерство культуры РФ предложило возглавить институт культуры, который намечалось создать в Пензе на базе училищ культпросвета и музыкального. Но министерским планам не суждено было тогда реализоваться.
Словом, встретила Пенза артиста не слишком ласково, не нашлось ему подходящей по статусу должности. Но назад дороги не было — Викманы уже купили квартиру в арбековской новостройке.
«Пригрел» артиста тогдашний директор филармонии Василий Петрович Ткачев. Так Павел Васильевич стал профессионалом в другом амплуа, в котором и достиг высоких результатов.
— Павел Васильевич Викман был очень талантливым артистом, его выступления превращались в мини-спектакли одного актера, — вспоминает Владимир Каширский, заслуженный артист и заслуженный деятель искусств России, многие годы директор филармонии и дирижер Губернаторской симфонической капеллы. — Обладая скромными вокальными данными, он под гитару так исполнял романсы и песни, что души слушателей любого возраста откликались, он завораживал искренностью исполнения. Его способности администратора раскрывались в организации концертов не только своих, но и других коллективов. В частности, при его участии наша капелла объездила десятки городов и поселков нефтяников на севере Тюменской области и Красноярского края.
Викман входил в число лучших артистов филармонии. Сегодня, к сожалению, артиста подобного жанра в филармонии нет — ниша пуста.
С Божьей искрой
— Мы с семьей Викманов соседи, познакомились через наших дочек, — вспоминает врач, кандидат медицинских наук, заместитель директора НПО «Психотерапия» Павел Николаевич Кочерганов. — Как-то наша дочь Ольга подарила Алине Викман сборник моих стихов для детей. Павел Васильевич нашел их музыкальными и предложил написать песенки. Привлек к записи песенок артистов филармонии. В результате нашего сотрудничества появились два диска, прослушивание которых имеет хорошее психологическое воздействие на детей.Мы много говорили с ним о смысле жизни, о литературе, религии. Викман по всем проблемам общества имел свое мнение, порой отличавшееся от общепринятого. На первое место ставил развитие души человека и способствовал этому своим творчеством. «В стране, когда-то просвещенной, не помнят Пушкина стихов», — говорил он. И показывал все богатство русской культуры. Напряженная концертная деятельность подорвала в общем-то крепкое от природы здоровье. Иногда после гастролей он говорил мне: «Я так устал, полечи меня».
В квартире Викманов нередко собиралась веселая компания. Басил заслуженный артист РФ Анатолий Шуватов, пел сам Павел Васильевич, много шутили. Особо близкая дружба связывала его с заслуженным артистом РФ Олегом Владимировичем Байкаловым. Это на его смерть он написал песню, в которой есть такие слова: «Наши души в созвездьях теряются, в вечность путь и не прост, и тернист, но и в Млечном пути озаряется искрой Божией старый артист». Эта песня звучала и на похоронах самого Павла Викмана.
— Павел Васильевич прекрасно держал внимание аудитории, — вспоминает вдова Олега Байкалова заслуженная артистка РФ Зинаида Макаровна. — Мы не переставали удивляться, как его память вмещает столько программ. Сегодня не проходит ни одной дружеской встречи, на которой не сокрушались бы о его отсутствии.
Сам я был знаком с Викманом добрый десяток лет: интервью, концерты, застолья, даже поездки на гастроли. И нескончаемые разговоры «про жизнь». Мудрость, источаемую этим человеком, можно было, как говорится, «на хлеб намазывать».
Он бы гордился
Так об отце говорят дочери Павла Васильевича от трех браков.«Папа навсегда останется в моей памяти с гитарой в руках. Если в костюме, то обязательно с бабочкой, — написала об отце средняя дочь Елена, работающая телеведущей в Приднестровье. — Хотя он был небольшого роста, но казался значительным, сильным и умным – настоящим мужчиной. Папа никогда не опускал руки, извлекал уроки из неудач и жил дальше. Запомнилась одна из его любимых фраз: «У каждого человека должно быть любимое дело, надо его найти». Жалко, что он не видит меня сегодня. А может, видит?»
— Я рисовала себе календарик, когда папа уезжал на месяц, а то и на два, и отмечала каждый день, очень скучала, — вторит ей младшая Алина. — Он сочинял мне сказки. Интересовался, что я читаю. Меня в детстве отдали сразу и в музыкалку, и в художку. Папа очень следил за моим интеллектуальным развитием. Да и в семье говорили все больше на темы культуры.
Сегодня Алина — мама прелестной дочурки и хозяйка дизайн-студии в одном из бизнес-центров, где мы и встретились с ней и ее матерью Василиной Михайловной, спортивным психологом.
Слышу его голос
— Прошло восемь лет, как с нами нет Паши, но его дух присутствует в квартире. Бывает, что по ночам я слышу его голос, будто он, как всегда, репетирует в соседней комнате. Остались записи его песен, видео — я частенько их слушаю и смотрю, — говорит Василина Михайловна.Он всегда поддерживал наше с дочерью желание развиваться. В Пензе я получила второе высшее образование психолога, а Паша настаивал на аспирантуре. Но я не рискнула. Паша был хорошим мужем и отцом. Заботился о всех своих трех дочерях, помогал им. Сегодня мы все общаемся.
Мы по-прежнему выверяем по Павлу, как по камертону, свои мысли и поступки, его голос звучит в наших сердцах. Все годы совместной жизни он не переставал поражать меня цельностью своей натуры — жил так, как пел, в соответствии с законами, которые декларировал со сцены: «Не смолчать, не предать, не обидеть…»
Вот такие строки написал Павел Кочерганов в стихотворении «Исповедь артиста» как бы от имени Павла Васильевича, которого как психолог он хорошо знал:
Уйду не в сень кладбищенских оград,
Куда свезут останки тела,
А ввысь, где звезды яркие горят,
Чтобы душа там вечно пела.
... И вот сейчас, когда мой час пробил,
Прошу вас всех, чтоб не забыли.
Я счастлив тем,что на земле любил,
Я счастлив тем, что и меня любили!
Автор: Михаил ГУЩИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеПензенский хирург Сергей Гудожников рассказал о чудесном спасении на боле боя
Молитвы были услышаныВ пензенскую колонию под видом детского мыла пытались передать наркотик
Бдительность проявили сотрудники колонии и служебная собакаДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Три пензенских проекта победили в конкурсе инициатив родительских сообществ
Они получили по 500 тысяч рублейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России