Наталье Кучишкиной – 50 лет: сложные 90-е, анекдот про Спилберга и «Дневной дозор»
На преддипломном спектакле «Маскарад» (12+) по Лермонтову в Московском государственном институте культуры Наталья играла роль Белого Пьеро. Этого персонажа наряду с Черным Пьеро нет в пьесе. Их ввел в представление преподаватель вуза, режиссер-постановщик Виктор Зыков для того, чтобы они подсказывали текст исполнителю главной роли, у которого были проблемы с запоминанием.
Сама поставила – сама сыграла
– Мне кажется, гениальные режиссерские ходы идут от того, что надо каким-то образом прикрыть или выделить актера, – шутит Наталья. – Но я-то мечтала сыграть интриганку баронессу Штраль. Именно ее козни стали причиной трагедии в пьесе, – делится актриса. – Виктор Иванович усмехнулся и подвел меня к зеркалу: «Наташ, ну какая из тебя баронесса? Ты ж буренка из Масленкино. Субтильная блондинка с вздернутым носиком и глазищами в пол-лица. Да еще и Сашу Черного (поэт-сатирик Серебряного века – Авт.) читаешь». Я возразила: «Почему баронесса не может быть такой? Лермонтов ведь ни ее возраст, ни внешность не описывает!»Не убедила своего педагога. В итоге досталась мне все-таки роль Белого Пьеро.

Но в 2015 году я взяла реванш. Как-то прохаживалась по магазинам и в отделе бижутерии увидела карнавальные маски. И тут будто вселенная подсказала: а почему бы не сделать «Маскарад» на сцене зареченского ТЮЗа? У меня на тот момент уже был серьезный опыт постановок с воспитанниками детской образцовой театральной студии «Арлекин» (Наталья Кучишкина является ее основателем и бессменным руководителем с 1999 года – Авт.). А годом ранее я поставила свой первый «взрослый» спектакль со старшими студийцами. Правда, он был камерным, с участием всего трех актеров. Представление прошло успешно, и наш художественный руководитель Виктор Бояров предложил взяться за более крупную постановку, в которой была бы задействована вся труппа.
Во время репетиций баронессу Штраль играла одна актриса, я сама отобрала ее на роль. Неожиданно мне вспомнились тот преддипломный спектакль, досада оттого, что преподаватель не увидел во мне коварную аристократку. Так вот же она, та самая возможность доказать, что баронесса может быть и такой, как я! Я рискнула попробовать себя в качестве дублера основной исполнительницы. Вот так своими руками осуществила давнюю мечту: сама поставила – сама сыграла.
Это не профессия?

– Я видела ваши фото в роли баронессы Штраль. На них вы вполне себе femme fatal: красивая, опасная, способная вскружить голову любому мужчине. Вы на сцене со школьного возраста. Всегда хотели стать актрисой?
– Вовсе нет. Поначалу, когда занималась в детской студии, воспринимала театр как увлечение, интересное хобби. В нашей семье считалось, что актриса – не профессия, и делом всей жизни должно стать что-то серьезное, основательное. Я вообще готовилась поступать в педагогический. Но в последний момент подала документы в сельскохозяйственный техникум. Не прошла по конкурсу. Год отработала санитаркой в больнице, попробовала поступить в медицинское училище – опять неудача. Устроилась сборщицей на Пензенский часовой завод и быстро поняла, что конвейер – явно не мое. Спасало только актерское хобби.
– Какими окольными путями вам пришлось идти к истинному призванию…
– Так сложилась судьба. Время тогда было сложное, 90-е, со всеми их реформами, бедами, лишениями, перестройкой массового сознания. Хотелось бежать, куда глаза глядят. От полного отчаяния спас Виктор Николаевич Бояров, пригласив на постоянной основе в только что открывшийся ТЮЗ Заречного, несмотря на то, что у меня не было образования не то, что актерского – никакого, кроме средней школы. Он не раз видел мою игру, знал, на что я способна, поверил в меня. Первой моей знаковой «взрослой» ролью стала Оксана в «Ночи перед Рождеством» (12+). Виктора Николаевич не сомневался в своем выборе, по его мнению, гоголевский портрет героини был списан с меня.

– Высшее образование вы получили, так сказать, без отрыва от производства. А почему выбрали не актерское отделение, а режиссуру?
– Я всегда была фантазеркой. Мне нравилось создавать новый мир вокруг предложенного материала. Люблю делать инсценировки. Мои подросшие студийцы частенько подшучивают, мол, очередной автор-бедолага, попал на растерзание Наталье Александровне, сейчас его безжалостно урежут. Это делать я умею хорошо. Мой рекорд – сокращенный до 30 минут сценического времени роман Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (16+). При этом удалось сохранить историю заглавного героя и дух произведения.
Надо сказать, инсценировку воплотить на сцене немного проще, чем готовую пьесу. Мир, созданный автором, ты просто уплотняешь или вырезаешь то, что тебе нужно.
А когда берешься за пьесу, ты, наоборот, должен создать свои мир вокруг предложенной истории, нарастить его, представив, чем живет и дышит персонаж за монологами и диалогами.
Просто в один момент я поняла, что мне тесно в рамках только актерской профессии.
Дневной дозор

– Вам никогда не хотелось сняться в кино? В сериалах?
– Есть один анекдот: «Русскому актеру позвонили из Голливуда и предложили сняться в блокбастере у Стивена Спилберга. Он не поверил, подумал – разыгрывают. Но нет, его действительно пригласили на съемки в США в период с 25 декабря по 5 января. «Спасибо вам, конечно, но вынужден отказать: как раз в эти дни у меня новогодние елки», – ответил актер». Моя жизнь и без того бьет ключом, у меня полно работы, к тому же, я очень люблю родной Заречный. А переезжать в Москву, снимать жилье, бегать по кастингам – оно того не стоит.
Хотя кинематографический опыт у меня тоже имеется. Вместе с мужем – директором нашего ТЮЗа и актером – Андреем Кучишкиным и еще несколькими коллегами мы снялись в массовых сценах знаменитого фильма Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» (18+).
– Свои юбилей актеры обычно отмечают бенефисом. Что вы приготовили своим поклонникам?
– Спектакль «Последняя жертва» (12+) по Островскому в постановке Максима Ларина. У меня в нем не главная, но значительная роль Глафиры Фирсовны, тетки героини Юлии Тугиной. Персонаж очень яркий, колоритный: «Женщина я не злая, а ноготок есть, удружить могу».
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Пензенцам рассказали, что делать с засохшими кусочками освященных куличей и испортившимися крашенками
А также с выгоревшими иконами и остатками просфор
«Зелёная весна»: Сбер дал старт новому сезону эковолонтёрства
Стартовала всероссийская серия экологических акций «Зелёная весна» от Сбера: присоединиться к марафону заботы о природе может каждыйЖурналист «Пензенской правды» Екатерина Рац стала призером конкурса «Вместе в цифровое будущее»
Поздравляем коллегу!
Замминистра предупредила пензенцев о возможной второй волне гриппа
В 2025 году преобладает грипп типа В, который имеет затяжное течение
Индийская рупия теперь доступна в бивалютном депозите клиентам СберБизнес
Решение будет удобно компаниям, которые работают с индийскими партнёрами либо хотят диверсифицировать валюту баланса
Пензенцы стали победителями турнира «Интербаскет»
В соревнованиях приняли участие девять юношеских командОлег Мельниченко провел встречу с представителями провинции Шэньси
Пенза и Сяньян укрепляют дружбу и деловые связи
Вадим Супиков поздравил с Днем местного самоуправления общественников Железнодорожного района
В 2025 году исполняется 240 лет со дня, который принято считать началом становления института местного самоуправленияВ Пензе на заседании правительства обсудили управление имуществом региона
Путин в наццентре «Россия» наградил победителя премии «Служение»
Олег Мельниченко обсудил с предпринимателями создание в Пензе кинопроизводства
Олег Мельниченко и Вячеслав Гладков осмотрели социально значимые объекты Белгорода