Владимир Каширский: дирижер своей судьбы
Добровольная каторга
Он часто цитирует русского дирижера Александра Свешникова: «Хоровое пение — та же каторга, только без цепей». Хотя сам посвятил этой «каторге» всю жизнь.За долгие годы творчества под руководством маэстро Каширского кто только ни пел: и воспитатели детских садов, и заводские рабочие, и сотрудники правоохранительных органов, и даже сидельцы одной из пензенских исправительных колоний. Причем большинство созданных им коллективов становились лауреатами и призерами разных конкурсов.
Именно Владимир Викторович, собрав талантливых профессиональных и самодеятельных исполнителей Пензы, возродил в 1984 году городской академический хор, которому рукоплескали Москва, Сибирь и Поволжье, Испания, Италия, Германия.
Его артисты составили костяк будущей симфонической капеллы — уникального высокопрофессионального коллектива, объединяющего хор, оркестр и солистов-вокалистов.
Мужик, тебе надо учиться!
— Когда где-нибудь на лестнице или в коридорах областной филармонии звучит оперная ария, можно не сомневаться, что это Владимир Викторович пришел на репетицию, — улыбается заместитель директора по творческой деятельности Пензаконцерта Любовь Сычева. — Наш маэстро — поющий дирижер, или певец, владеющий искусством управления хоровым и симфоническим коллективом.По словам самого Владимира Каширского, он поет с пяти лет. Начинал в хоре мальчиков (в тогдашнем ДК железнодорожников им. Ф.Э. Дзержинского) под управлением замечательного хорового дирижера Николая Мокейкина.
— У нас вся семья была музыкальной. Мама Александра Ивановна, воспитатель профтехучилища, играла на гитаре. Отец Виктор Александрович, кадровый военный, — на баяне. Родные тети и дядя прекрасно пели, — рассказывает Каширский. — В доме всегда были пластинки с записями знаменитых оперных певцов: Лемешева, Козловского, Собинова. В четвертом классе я уже недурно исполнял неаполитанскую песню «Вернись в Сорренто». А когда дядя Константин Иванович подарил мне фортепиано, я уже на третий день сам стал подбирать музыку.
Потом была оперная студия известного дирижера, музыканта и педагога Федора Вазерского. Он ввел Володю в спектакли, в «Русалке» Даргомыжского доверил партию запевалы в хоре «Уж ты, поле, мое поле…».
И он же в свое время за руку отвел Каширского в Пензенское музыкальное училище к легендарному хормейстеру Николаю Котляру со словами: «Мужик, тебе надо учиться!».
— Николай Алексеевич послушал меня и говорит: «Ну что ж, принят. Иди, пиши расписку, что по окончании училища поедешь в любой район Советского Союза».
Он был прекрасным педагогом и музыкантом, мы его очень любили, старались ему подражать — даже его жесты копировали. Я пел в городском академическом хоре, который Котляр создал в 1959 году.
Дело всей жизни
Ему прочили певческую карьеру. Но Каширский лелеял другую мечту — стать хоровым дирижером.— Кто-то из великих сказал, что дирижирование — это профессия второй половины жизни, — утверждает Владимир Викторович. — Для дирижера очень важен опыт.
А опыта Каширскому не занимать! Он начинал с самодеятельных хоров и первый раз встал за дирижерский пульт с женским хором дошкольных работников. Позже руководил хорами заводов Тяжпромарматура, Текстильмаш, ДК фабрики «Маяк революции» и УВД Пензенской области.
От Каталонии до Тосканы
А в 1984 году ему предложили возродить городской академический хор, в котором он пел в юности. И этот коллектив открыл новую славную страницу музыкальной жизни Пензы. Каширский поднял самодеятельный хор на высочайший уровень, объехал с ним всю область.Пензенцы покорили Испанию, заняв первое место на Международном фестивале-конкурсе хоровой музыки в испанской Каталонии, и вернулись туда на следующий год – уже за счет приглашающей стороны.
Хор с успехом выступал в Германии на V Международном хоровом конкурсе Роберта Шумана, где получил золотой диплом, в Италии. И все это в трудные перестроечные и первые постсоветские годы!
Некоторое время у хора не было своего помещения, заниматься приходилось в актовом зале Пензенской городской администрации. Зимой зал не отапливался и артисты распевались в верхней одежде.
— Я дирижировал в шапке-ушанке, — рассказывает Каширский. — Помню, однажды заболел, поднялась температура, а репетицию никак нельзя было отменить — готовились к концерту. Работали в этот день так интенсивно, что в конце репетиции я весь взмок, как после парной. И температура спала!
В этом весь Владимир Викторович.
Не бойтесь совершенства
Симфоническая капелла — вершина творчества Каширского. Тогда, в 2003 году, многим в городе, где нет ни консерватории, ни музыкального театра, создание такого коллектива казалось неподъемной задачей, почти авантюрой. А маэстро верил в успех!Первый же концерт капеллы стал поистине историческим событием. Артисты и музыканты исполнили одно из красивейших и сложнейших произведений мировой музыкальной культуры — «Реквием» Верди на итальянском языке. Солировали приглашенные звезды Большого театра — Михаил Казаков, Олег Кулько, Светлана Шилова и Лолитта Семенина.
За 18 лет существования капеллы в ее репертуар вошли сочинения Баха и Форе, Гайдна и Моцарта, Рахманинова, Танеева, Прокофьева, Чайковского, Калинникова и многих других.
Настоящим культурным прорывом стала постановка оперы Верди «Травиата» в 2013 году, после чего критики заговорили о рождении музыкального театра в Пензе. Не срослось, к сожалению.
...Каширский признается, что ему никогда не снится музыка:
— Сплю вообще без снов — так устаю за день. Это ведь только выглядит красиво: овации после концерта, крики «браво», «бис», цветы. А за всем стоит тяжелый труд, приходится пахать и пахать. Про работу постоянно думаю, варюсь в ней, как в бульоне. Сальвадор Дали был прав, когда сказал: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь». Я не боюсь.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
В Пензе мэрия забрала помещение у подросткового клуба «Импульс»
С центральной улицы города исчезло еще одно детское учреждениеБренды играют в прятки: как в Пензе производят продукцию крупных марок
«Я не виноват! Ваш сын подарил мне второй шанс»: пензенец закрыл своим телом товарища
«Музыка их связала»: пензенский священник и его жена рассказали историю своей любви
Мама, солдатам нужнее! 8-летний пензенец помогает бойцам СВО
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора
Мероприятие прошло в храме Христа СпасителяПрямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
Олег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери