В главной роли — Василий Конопатин
И это только те, что сыграны за 40 лет служения в областном драматическом театре им. А.В. Луначарского! А еще были серьезные роли в постановках народного театра ДК «Современник» в Заречном.
Свой 70-летний юбилей Конопатин встречает на рабочем месте: ставит детский спектакль «Суперзаяц», премьера которого состоится в последние дни учебного года. Его мобильный телефон разрывается от звонков — поздравить любимого артиста стремятся друзья, поклонники, представители творческой интеллигенции и чиновники.
— Придется на некоторое время отключить звук, а то не сможем пообщаться спокойно, — кивает на телефон Василий Яковлевич.
Поиграем в декаданс
Как-то само собой получилось, что мы заговорили не о творческом пути актера, а о сегодняшнем состоянии культуры, которое многие оценивают как упадок.— Я тоже считаю, что сейчас эпоха декаданса, но ведь мы это уже проходили, — пожимает плечами Конопатин. — Помните, как хорошо передал атмосферу творческой среды начала XX века в России Алексей Толстой в «Хождении по мукам»: «Разрушение казалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности»? Особенно показателен эпизод на квартире у Телегина, где молодые поэты и художники устроили вечер под названием «Великолепные кощунства».
Недавно смотрел по телевизору интервью с главным режиссером театра Вахтангова Римасом Туминасом. Он говорил о том, что традиционные формы устарели, что понятия «действие» и «событие» на сцене — вчерашний день и многое другое в том же духе. Я за голову хватался: что он несет?! А потом подумал: может, не так уж и страшен декаданс? Это скорее не упадок, а пересмотр устоявшихся норм, часть жизненного цикла, некая философия. Где-то застопорилось, и нужно сдвинуть затор такими вот вычурными, дерзкими методами.
Молодость на Неве
— Василий Яковлевич, вы больше известны как актер, но в последние годы прославились и как режиссер интересных, удачных работ: «Игроки», «Дураки», «Как боги», «Последняя жертва»…— Так я же окончил режиссерское отделение Ленинградского института культуры. После школы работал монтажником на приборостроительном заводе и играл в народном театре. В вуз поступил в 22 года.
Мне повезло, я учился у знаменитых мастеров кино — Владимира Венгерова, который в 1955 году впервые экранизировал роман Каверина «Два капитана», и Виктора Трегубовича («На войне как на войне», «Даурия», «Прохиндиада, или Бег на месте»).
— Как вам жилось в Питере?
— Это было прекрасное время! Мы знали наизусть репертуар всех ленинградских театров, вращались в творческой среде, ходили на мастер-классы к лучшим преподавателям ЛГИТМиКа (сейчас Российский государственный институт сценических искусств. – Авт.).
В свободное от учебы время снимались с однокурсниками в массовках на «Ленфильме». Обычным гражданам платили по три рубля за съемку, а нам как студентам — по семь. Еще я подрабатывал дворником, мел Красноармейскую улицу, где стояло общежитие института культуры, и по ночам — грузчиком в магазине. В общем, по деньгам неплохо выходило. Когда получали стипендию — 37 рублей, сразу же спускали ее в ресторане «Вечерний» на Некрасовском проезде.

Кино не для него
— Не жалеете, что не стали киноактером?— Нисколько. Кино — это такая тягомотина, на мой взгляд. Один кадр целый день снимают, а то и два-три. Впрочем, у меня есть полноценный эпизод в фильме 1986 года «Степная эскадрилья» режиссера Ирины Тарковской про школьную бригаду механизаторов. Я играл комбайнера Степана, который должен забрать машину у подростков и перегнать на другое поле, а те сильно этому противятся.
Снимали в Ростовской области, в степи, летом, на жаре. И вот целый день повторяли одну и ту же сцену, как я влезаю в кабину комбайна, пытаюсь уехать, а подросток на другом комбайне преграждает мне путь. Сто раз произношу один и тот же текст: «Да что же это такое, драться мне что ли с вами! А ну уйди отсюда! Я вот отцу твоему скажу, он тебе уши надерет!» Извелся я совсем.
А на следующий день мне ассистент режиссера говорит: «У нас пленка в брак ушла, поедемте сегодня опять ваш эпизод снимать». Но в итоге брака не оказалось и эпизод мой целиком вошел в фильм. Только озвучивал другой актер.
Досчитай до пяти
— Часто молодые актеры пытаются подражать великим. У вас такое случалось?— Никогда никому не подражал. Есть великие актеры, которые повлияли на мое мировоззрение, восприятие театра и актерского искусства: Михаил Ульянов, корифеи театра Товстоногова — Николай Трофимов, Евгений Лебедев, Ефим Копелян, актер Пушкинского театра Василий Меркурьев.
Кстати, режиссерское образование мне пригодилось и в актерстве. Если режиссер попадался слабый или толком не мог объяснить, что от меня требуется, я сам выстраивал роль, и это не вызывало ни у кого раздражения.
— Ваша любимая роль в Пензенском драмтеатре?
— Все мои роли — любимые. А вот первую очень хорошо помню — Терентий в «Жестоких играх» по пьесе Арбузова. У моего героя сложные отношения с отцом, и примиряются они только в финале. Отца играл прекрасный актер Владимир Панков, мой наставник. Однажды перед выходом на сцену он вдруг заявляет: «А мы ведь финал неправильно играем: Терентий быстро говорит свой текст, и они с отцом резко уходят, а здесь пауза нужна. Когда произнесешь фразу: «А мы пошли, отец», — досчитай до пяти и только потом продолжай». Я так и сделал. И в тот момент, когда я замолчал, мысленно считая до пяти, зал взорвался аплодисментами.
— Вы были очень дружны с народным артистом России Михаилом Капланом — сейчас он живет в Израиле. Вам, наверное, его не хватает…
— Конечно, я очень скучаю по Михаилу Яковлевичу. Мы его часто вспоминаем. История о том, как во время спектакля «Ночной переполох» Михаил Яковлевич текст забыл, уже перешла в разряд актерских баек. На сцене Мария Тамбулатова и Игорь Эрельт играют очень эмоциональную сцену, а мы с Капланом ждем своих реплик.
Михаил Яковлевич понимает, что забыл текст, и тихонько мне говорит: «Напомни слова!» Я так же сквозь зубы говорю: «Не помню!» Он: «Как не помнишь?!» И вдруг мы понимаем, что все внимание зрителей переключилось с главных героев на нас. Тогда Каплан произносит: «Идем на хрен отсюда». За кулисами Эрельт набросился на нас с криком: «Убью обоих!»
— Будет ли у вас бенефис?
— На днях в Пензу приезжает московский режиссер Владимир Маркин ставить комедию Тургенева «Нахлебник». У меня там главная роль.

Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Свое дело: пензенцам рассказали о поддержке начинающих предпринимателей
В Пензенской области готовы поддержать семейное предпринимательство и помочь тем, кто хочет открыть свое делоМебельщика из Воскресеновки называют рыцарем
Если вы решите искать рыцарей без страха и упрека, поезжайте в российскую глубинкуПензенцам рассказали, что делать с засохшими кусочками освященных куличей и испортившимися крашенками
Свадебный бум в Пензе 2025: какие платья в моде, необычные образы и сценарии
Певец из Пензы Владимир Дубцов рассказал, как живет после потери зрения
Пензенский гастроэнтеролог Яна Степкина заявила о вреде некоторых БАДов

В Пензенской области уровень подростковой преступности снизился на 40%
Об этом сообщил губернатор Олег Мельниченко
В Городищенском районе задержали продавца марихуаны
Подозреваемый сейчас находится под подпиской о невыезде
12 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 26 и 27 апреля 2025: Настя Крайнова, библионочь и «Космос»
Публикуем самую интересную афишу
В Пензенской области трех пациентов эвакуировали на медицинском вертолете
Эвакуации стали необходимы из-за острого ухудшения состояния здоровья людей
Пензенцы стали победителями турнира «Интербаскет»
В соревнованиях приняли участие девять юношеских командОлег Мельниченко провел встречу с представителями провинции Шэньси
Пенза и Сяньян укрепляют дружбу и деловые связиВадим Супиков поздравил с Днем местного самоуправления общественников Железнодорожного района
В Пензе на заседании правительства обсудили управление имуществом региона
Путин в наццентре «Россия» наградил победителя премии «Служение»
Олег Мельниченко обсудил с предпринимателями создание в Пензе кинопроизводства