В главной роли — Василий Конопатин
И это только те, что сыграны за 40 лет служения в областном драматическом театре им. А.В. Луначарского! А еще были серьезные роли в постановках народного театра ДК «Современник» в Заречном.
Свой 70-летний юбилей Конопатин встречает на рабочем месте: ставит детский спектакль «Суперзаяц», премьера которого состоится в последние дни учебного года. Его мобильный телефон разрывается от звонков — поздравить любимого артиста стремятся друзья, поклонники, представители творческой интеллигенции и чиновники.
— Придется на некоторое время отключить звук, а то не сможем пообщаться спокойно, — кивает на телефон Василий Яковлевич.
Поиграем в декаданс
Как-то само собой получилось, что мы заговорили не о творческом пути актера, а о сегодняшнем состоянии культуры, которое многие оценивают как упадок.— Я тоже считаю, что сейчас эпоха декаданса, но ведь мы это уже проходили, — пожимает плечами Конопатин. — Помните, как хорошо передал атмосферу творческой среды начала XX века в России Алексей Толстой в «Хождении по мукам»: «Разрушение казалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности»? Особенно показателен эпизод на квартире у Телегина, где молодые поэты и художники устроили вечер под названием «Великолепные кощунства».
Недавно смотрел по телевизору интервью с главным режиссером театра Вахтангова Римасом Туминасом. Он говорил о том, что традиционные формы устарели, что понятия «действие» и «событие» на сцене — вчерашний день и многое другое в том же духе. Я за голову хватался: что он несет?! А потом подумал: может, не так уж и страшен декаданс? Это скорее не упадок, а пересмотр устоявшихся норм, часть жизненного цикла, некая философия. Где-то застопорилось, и нужно сдвинуть затор такими вот вычурными, дерзкими методами.
Молодость на Неве
— Василий Яковлевич, вы больше известны как актер, но в последние годы прославились и как режиссер интересных, удачных работ: «Игроки», «Дураки», «Как боги», «Последняя жертва»…— Так я же окончил режиссерское отделение Ленинградского института культуры. После школы работал монтажником на приборостроительном заводе и играл в народном театре. В вуз поступил в 22 года.
Мне повезло, я учился у знаменитых мастеров кино — Владимира Венгерова, который в 1955 году впервые экранизировал роман Каверина «Два капитана», и Виктора Трегубовича («На войне как на войне», «Даурия», «Прохиндиада, или Бег на месте»).
— Как вам жилось в Питере?
— Это было прекрасное время! Мы знали наизусть репертуар всех ленинградских театров, вращались в творческой среде, ходили на мастер-классы к лучшим преподавателям ЛГИТМиКа (сейчас Российский государственный институт сценических искусств. – Авт.).
В свободное от учебы время снимались с однокурсниками в массовках на «Ленфильме». Обычным гражданам платили по три рубля за съемку, а нам как студентам — по семь. Еще я подрабатывал дворником, мел Красноармейскую улицу, где стояло общежитие института культуры, и по ночам — грузчиком в магазине. В общем, по деньгам неплохо выходило. Когда получали стипендию — 37 рублей, сразу же спускали ее в ресторане «Вечерний» на Некрасовском проезде.

Кино не для него
— Не жалеете, что не стали киноактером?— Нисколько. Кино — это такая тягомотина, на мой взгляд. Один кадр целый день снимают, а то и два-три. Впрочем, у меня есть полноценный эпизод в фильме 1986 года «Степная эскадрилья» режиссера Ирины Тарковской про школьную бригаду механизаторов. Я играл комбайнера Степана, который должен забрать машину у подростков и перегнать на другое поле, а те сильно этому противятся.
Снимали в Ростовской области, в степи, летом, на жаре. И вот целый день повторяли одну и ту же сцену, как я влезаю в кабину комбайна, пытаюсь уехать, а подросток на другом комбайне преграждает мне путь. Сто раз произношу один и тот же текст: «Да что же это такое, драться мне что ли с вами! А ну уйди отсюда! Я вот отцу твоему скажу, он тебе уши надерет!» Извелся я совсем.
А на следующий день мне ассистент режиссера говорит: «У нас пленка в брак ушла, поедемте сегодня опять ваш эпизод снимать». Но в итоге брака не оказалось и эпизод мой целиком вошел в фильм. Только озвучивал другой актер.
Досчитай до пяти
— Часто молодые актеры пытаются подражать великим. У вас такое случалось?— Никогда никому не подражал. Есть великие актеры, которые повлияли на мое мировоззрение, восприятие театра и актерского искусства: Михаил Ульянов, корифеи театра Товстоногова — Николай Трофимов, Евгений Лебедев, Ефим Копелян, актер Пушкинского театра Василий Меркурьев.
Кстати, режиссерское образование мне пригодилось и в актерстве. Если режиссер попадался слабый или толком не мог объяснить, что от меня требуется, я сам выстраивал роль, и это не вызывало ни у кого раздражения.
— Ваша любимая роль в Пензенском драмтеатре?
— Все мои роли — любимые. А вот первую очень хорошо помню — Терентий в «Жестоких играх» по пьесе Арбузова. У моего героя сложные отношения с отцом, и примиряются они только в финале. Отца играл прекрасный актер Владимир Панков, мой наставник. Однажды перед выходом на сцену он вдруг заявляет: «А мы ведь финал неправильно играем: Терентий быстро говорит свой текст, и они с отцом резко уходят, а здесь пауза нужна. Когда произнесешь фразу: «А мы пошли, отец», — досчитай до пяти и только потом продолжай». Я так и сделал. И в тот момент, когда я замолчал, мысленно считая до пяти, зал взорвался аплодисментами.
— Вы были очень дружны с народным артистом России Михаилом Капланом — сейчас он живет в Израиле. Вам, наверное, его не хватает…
— Конечно, я очень скучаю по Михаилу Яковлевичу. Мы его часто вспоминаем. История о том, как во время спектакля «Ночной переполох» Михаил Яковлевич текст забыл, уже перешла в разряд актерских баек. На сцене Мария Тамбулатова и Игорь Эрельт играют очень эмоциональную сцену, а мы с Капланом ждем своих реплик.
Михаил Яковлевич понимает, что забыл текст, и тихонько мне говорит: «Напомни слова!» Я так же сквозь зубы говорю: «Не помню!» Он: «Как не помнишь?!» И вдруг мы понимаем, что все внимание зрителей переключилось с главных героев на нас. Тогда Каплан произносит: «Идем на хрен отсюда». За кулисами Эрельт набросился на нас с криком: «Убью обоих!»
— Будет ли у вас бенефис?
— На днях в Пензу приезжает московский режиссер Владимир Маркин ставить комедию Тургенева «Нахлебник». У меня там главная роль.

Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Спасал детей в Беслане: как сегодня живет Герой России из Пензенской области
Валерий Канакин добился небывалых высот
Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
Экс-директора санатория «Хопровские зори» обвиняют в присвоении на 648 тысяч
Со счетов здравницы была куплена бытовая техника
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам