Табуированная тема: Учитель из Кузнецка спасла ученицу от рокового шага

Табуированная тема: Учитель из Кузнецка спасла ученицу от рокового шага

Как уберечь подростка от рокового шага? Какова в этом роль школы? Учитель из Кузнецка Галина Участкина знает ответы на эти вопросы. Ей удавалось предотвратить беду.

Не нашли выхода

В этой теме полно табу, но не поднимать ее нельзя. Ибо печальные случаи происходят с пугающей регулярностью. 

Так, в 2018 году в Пензенской области несовершеннолетние совершили 40 попыток расстаться с жизнью, пять из них закончились гибелью. В 2019 — 36 и 8, соответственно.

Ученик лингвистической гимназии в день рождения закрылся в комнате. Позже его нашли мертвым. Еще один школьник чуть не погиб после конфликта с учителем. У 14-этажки нашли тело 14-летнего мальчика. Не хочется продолжать этот список, но на прошлой неделе стало известно, что пытался свести счеты с жизнью 10-летний ребенок.

Страшное решение зачастую принимают дети из внешне благополучных семей. Это попытка выйти из затянувшегося конфликта, нарастающего непонимания или другой стрессовой ситуации. 

Последствий такого поступка подростки порой не могут осо­знать. Ведь в таком привычном и удобном виртуальном мире, где они проводят много времени, погибший герой с легкостью может воскреснуть. Но в реальности исправить уже ничего нельзя. 

Главное — заметить

Каждый такой случай — как набат, который звучит во время беды. К расследованию обстоятельств подключаются прокуратура, следственные органы. Но оборвавшейся жизни уже не вернуть. Вот если бы раньше услышать тревожный звоночек! Работать нужно на опережение. 

Подросток, за несколько дней до трагедии в соцсетях написал о своем намерении разом оборвать все. Это заметили друзья писавшего, они сообщили о намерении их приятеля по телефону доверия. В тот раз несчастье удалось предотвратить. Но, видимо, взрослые не уделили должного внимания причинам переживаний парнишки, не разобрались в них, не устранили. Он довел задуманное до конца. 

Чтобы подобного не случилось очень важны доверительные отношения в семье, внимание к проблемам ребенка. Но большую роль играет в предотвращении подобных случаев и школа. Порой именно классный руководитель замечает неладное. 

Пензенские педагоги не раз обменивались опытом по предот­вращению суицидов. В том числе на форуме «Защищая детство», организованном прокуратурой и правительством области. Там выступала и учитель русского языка и литературы школы № 8 г. Кузнецка Галина Участкина — одна из тех, кому пришлось столкнуться с надвигающей бедой не в теории, а в реальности. 

— Я в школе уже 29 лет работаю, — говорит она. — Но только в последние годы стала замечать, что есть ребята, которые дают понять: им не в радость эта жизнь. Причем такие встречаются в любой параллели, начиная с 5-го по 11-й класс, вне зависимости от того, насколько комфортная обстановка в детском коллективе. 

Она полагает: не нужно обладать какими-то сверхспособностями, чтобы понять зарождающуюся проблему. Стал хуже учиться? Перестал ходить в любимую секцию? Всеми силами дистанцируется от коллектива и предпочитает сидеть в одиночестве? Потерянность во взгляде? Главное, вовремя это заметить и начать работу.

И, конечно, делать это не нахрапом, читая морали при всем классе или вызывая родителей в школу.


В жизни и в сетях

В практике Галины Викторовны был случай, когда она спасла от необдуманного шага девочку. 

— Она была хохотушка, хорошо училась. И вдруг словно подменили. Стала вялой, пассивной. И тут мы узнали, что она готовилась к роковому поступку, — вспоминает педагог.

Безответная любовь? Конфликт с родителям или учителями? Причина оказалась совсем в другом. Галина Викторовна узнала, что мама школьницы периодически уезжает на заработки в другой город. Разговор по душам пролил свет на причину переживаний. Девочка считала, что самый близкий человек фактически предает ее, оставляя без своей любви и внимания. 

— Мама долго не могла взять в толк, что ее отлучки и поведение дочери взаимосвязаны. Когда, наконец, поняла и ситуация изменилась, ребенок стал прежним — веселым и беззаботным, — говорит Галина Участкина.

Новое время — современные методы работы. Много времени Галина Участкина проводит в соцсетях. Нет, не переписывается с одноклассниками и не скачивает рецепты салатов. Она мониторит странички учеников своего класса. Если видит, что ребенок выкладывает фото в черной одежде, постит стихи, песни, записи об одиночестве или активно реагирует на записи приятеля, подписанного на группу, пропагандирующую упадничество и бесполезность жизни — нужно бить тревогу. 

— Мне, кстати, сами дети подсказывают, на что стоит обратить внимание, — признается учитель.

Ищите корни

Проблемы у ребят начинаются в переходном возрасте. То есть класса с седьмого. В этом возрасте они от любой неудачи готовы кинуться в омут с головой. К 11-му классу становится легче. 

Проблемы часто зарождаются в семье. К примеру, родители разводятся, начинают делить ребенка. Или условия жизни создают невыносимые. Неокрепшая психика неспособна самостоятельно справиться с таким прессингом.

Галина Викторовна часто вспоминает один случай. Мальчик был просто неуправляемым. Он бил всех по любому поводу и без него. Оказалось, что так он пытается выместить зло и обиду на отца, который колотит домашних. Работа с деспотом была тяжелой, но результативной. 

Настоящий бич сегодняшней реальности — страх детей перед ЕГЭ. Дети на экзаменах падают в обмороки. Были даже попытки расстаться с жизнью. 

— У этой проблемы тоже семейные корни, — уверена Галина Участкина. — Я часто наблюдаю за поведением детей после того, как они даже не на экзамене, а просто в течение четверти получают плохую оценку. Кто-то переживает, но я знаю, что от родителей двойку не утаят. А кто-то со слезами на глазах просит не ставить оценку в дневник, «а то родители убьют». То есть страх перед ЕГЭ — это не столько страх получить не очень хороший результат, а страх реакции со стороны родителей на него. 

Приходится работать не только с детьми на предмет воспитания стрессоустойчивости, но и с родителями, которые слишком требовательны к своему чаду. 

У нас в школе хорошо работает «Семейный разговор». В формате круглого стола мы обсуждаем или только с родителями или совмест­но с детьми какие-то серьезные проблемы. Причем это не занудное зачитывание скачанной из Интернета информации, а представление ситуации в форме сценок, разработки памяток и т. д.


Зона ответственности

Немаловажно для сохранения устойчивой психики и место ребенка в коллективе. Внимание учитель должен уделять не только активистам, каждый хочет чувствовать свою важность. Поэтому каждого нужно наделить какими-то обязанностями, пусть даже временными.  Ответственность порой раскрывает детей с неожиданной стороны. 

Девочка, которую в свое время удержала от рокового поступка Галина Участкина, давно замужем. 

Сколько школьных выпусков уже было, сколько еще будет. Принимая в очередной раз классное руководство, Галина Викторовна старается заглянуть в душу каждому ребенку. В каждом — целый мир. Но порой от неосторожного слова или поступка он может рассыпаться на мелкие кусочки. Главное — успеть спасти его, заметив первые трещинки. 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER