Спекуляции на ситуации

Спекуляции на ситуации

Члены пензенского «Бездомного полка» пытаясь привлечь внимание к своим проблемам все чаще перегибают палку. В результате даже те, кто еще вчера сочувствовал дольщикам, сегодня начинают задавать неудобные вопросы. В том числе, откуда у пострадавших, которые оказались в трудном материальном положении берутся время и средства на проведение пикетов, изготовление атрибутики, поездки в Москву...

Некоторых коробит и само название «Бездомный полк», поскольку аналогия с другим полком — «Бессмертным» видна не вооруженным глазом. Но никак не сопоставимо: рискнуть деньгами, пытаясь приобрести жилье, и отдать жизнь, защищая свою родину от врага.

Да и есть сомнения, что это название, равно, как и многое другое, придумано самими дольщиками — людям, оказавшимся в их положении, явно не до изысков и пиаровских штучек.

Посочувствовать им, безусловно, можно. Люди заключили договора долевого строительства, отдали все накопления или набрали кредитов, а свои квадратные метры никак не получат. Но неужели дольщики всерьез надеются стоянием под окнами здания правительства и эпатажными плакатами исправить ситуацию? Сложные проблемы решаются обычно в тишине. Громкий шум никогда еще не шел на пользу мыслительному процессу. А подумать действительно есть над чем.

Всероссийская беда

Проблема обманутых дольщиков, по данным Минстроя РФ, сегодня остро стоит в 69 регионах, насчитывается более 700 долгостроев, пострадавшими признаны около 46 тыс. человек. Растет и количество зарегистрированных уголовных дел в сфере долевого строительства. На конец 2017 года их было 634.
 
Самая тяжелая ситуация в столичных регионах, Краснодарском крае, Самарской, Омской, Ростовской, Кировской, Челябинской областях, где число дольщиков превышает несколько тысяч, а вопрос с достройкой не решается иногда по 5-8 лет. 

В нашем регионе, где проблемы с долевкой появились только в 2017 году, ситуация не самая плохая, мы не входим даже в топ-50 пострадавших. 

На сегодняшний день проблемными признаны 7 объектов, пострадали 1 162 человека. 

А вот, если посмотреть на число протестных мероприятий, то может сложиться впечатление, что именно в Пензенской области дольщики пострадали больше, чем где либо.

Между тем, совершенно очевидно, многие из них вкладывая свои деньги,  не могли не осознавать, что достаточно сильно рискуют.


Авось прокатит?

Да, никто не будет отрицать, что долгие годы репутация у компании ОАО «Пензастрой» была безупречной, а возводимое ей жилье считалось самым качественным в регионе. Неудивительно, что многие жители Пензы и области хотели купить квартиры именно у предприятия Валентина Журавлева. Но в июне 2015 года впервые за всю историю ОАО «Пензастрой» сдал объект с нарушением сроков, хотя работа на других площадках не прекращалась. В ноябре 2016 года около ДК Дзержинского прошел митинг, где сотрудники компании потребовали выплатить им долги по зарплате и прекратить массовые сокращения. Стало понятно, что предприятие  серьезно лихорадит.

Информацию о том, что у ОАО «Пензастрой» есть проблемы никто не скрывал, митинг сотрудников компании освещали все СМИ,  тем не менее, дольщики все же решили рискнуть и вложить деньги. Добровольно, с надеждой, что авось обойдется. Не обошлось. Расчет оказался не верным. Но так уж, наверное, устроен человек, что признавать свои ошибки, мягко говоря, не очень любит, предпочитая искать виноватых где-то рядом. 

В данной ситуации на роль виноватых решили назначить почему-то правительство и губернатора, которые ищут законные методы помощи пострадавшим в этой ситуации. Логичным такое решение не назовешь.

Но, если учесть что «Бездомный полк» часто в последнее время марширует под музыку радикальной оппозиции, странности сразу исчезают. У ее представителей власть виновата всегда и во всем априори.

Чтобы помнили

У здания областного правительства периодически встает в одиночный пикет Марина Садырова. Мне удалось пообщаться с ней. В тот день молодая женщина пикетировала вместе с 4-летней дочкой Машей.

Марина с мужем заключили договор на приобретение 3-комнатной квартиры в ЖК «Тернопольский» в начале 2016-го. На этом объекте работал глава семьи, и ему, как сотруднику подрядной организации, немного снизили стоимость квадратного метра.

Кстати, первую свою однокомнатную квартиру в микрорайоне Шуист Садыровы тоже приобрели у Журавлева. 
— Мы хотели работать именно с этим застройщиком, — говорит Марина,  — он всегда был надежным. 

В 2017 году стройку стали периодически приостанавливать и скоро работы полностью прекратились. Коробка готова, но не достроены 5 и 6 подъезды. Муж Марины остался без работы, а взнос по ипотеке составляет 24 тысячи в месяц. Семье с двумя детьми пришлось затянуть пояса. Хорошо хоть не успели продать однушку. 

Дольщики недостроенного дома создали свою инициативную группу. Часть ее входят в рабочую группу, которую возглавляет председатель областного правительства Николай Симонов, а часть по специально составленному графику пикетируют у желтого дома.

На вопрос: «Зачем нужны пикеты?» — Марина отвечает, что это как бы напоминание чиновникам, чтобы те не забывали про дольщиках.


Опыт соседей — на заметку

О какой забывчивости идет речь не понятно. Вопрос с дольщиками находится на личном контроле губернатора. Николай Симонов еженедельно проводит встречи с пострадавшими, застройщиками, ресурсными организациями и всеми, от кого зависит решение данной проблемы. 

В августе 2017 года был принят Закон Пензенской области № 3069-ЗПО «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий застройщиков…», который постоянно дорабатывается, чтобы механизм помощи сработал без сучка и задоринки.

— Надо понимать, — рассказал Николай Симонов, — что по закону мы не имеем права направить на достройку проблемных объектов ни рубля из бюджетных денег. Поэтому изучили опыт других регионов, где проблема обманутых дольщиков стоит особенно остро. Самый действенный механизм, по которому идет большинство, таков: компании, достраивающей проблемный объект, предоставляют в аренду земельный участок, привлекательный с точки зрения инвестиций (например, обеспеченный инженерными сетями) без торгов. Разница, которая была бы внесена в местный бюджет в виде арендной платы, уходит на достройку проблемных объектов.

Подобные земельные участки в Пензе уже сформированы, переговоры с застройщиками продолжаются.

Обещанного три года ждут?

— Прошло уже больше полугода, — возмущается одна из участниц одиночных пикетов, представляющая интересы дольщиков ЖК «Маяковский Ольга Замойкина (имя изменено), — а квартиры нам так и не дали.

Нетерпение людей, которые вынуждены платить ипотеку и жить при этом на съемных квартирах или ютиться у родственников, конечно, можно понять. Но надо понимать и то, что отбросить в сторону все предусмотренные законом процедуры нельзя.

Областное правительство может работать только в существующем правовом поле, а потому прежде чем сделать какой-то шаг, касающийся выделения бюджетных средств или передачи объекта из областной собственности в частную требуется провести большую подготовительную работу, вплоть до внесения изменений в местные законодательные акты.

Кстати, на федеральном уровне это понимают: всем регионам поставлена задача решить вопрос с обманутыми дольщиками в течение 3-х лет. В Пензенской области надеются поставить точку в этом деле до конца 2019 года. Соответствующая «дорожная карта» уже предоставлена в Минстрой России. 

О том, что разобраться с проблемой пытаются максимально быстро говорит и тот факт, что на последней сессии Законодательного собрания губернатор предупредил депутатов о возможности проведения внеочередной сессии. Связано это опять же с решением проблемы дольщиков. 

Вообще, глядя на происходящее, появляется стойкое ощущение, что чем активнее пытается действовать правительство, тем сильнее становятся протесты. Как будто цель их организаторов не добиться решения проблемы, а наоборот растянуть процесс  до бесконечности.


Когда проблему превращают в шоу

О том, как меняется в обществе отношение к проблеме дольщиков можно судить и по частным разговорам и по полемике в соцсетях.

Читаю обсуждение материала, напечатанного одним из пензенских информационных агентств в «Фейсбуке». 
— Мы живем в условиях рыночной экономики, — пишет Ольга Д., — а она диктует свои суровые условия. Это нормально, что дольщик в обмен на обещание дешевого квадратного метра несет все риски практически наравне с застройщиком. И если что-то пошло не так — извините. Людей никто не заставлял подписывать договор долевого строительства под дулом автомата. У них были другие варианты — купить жилье в готовой новостройке или на вторичном рынке. Да это дороже, но зато и «кидалова» не возникло бы. 

— Почему из-за того, что тысяча человек решила сэкономить, — возмущается другой пользователь соцсети Дмитрий К. — мои дети не получат новый парк, соседи — обустроенный двор, а родители, которые годами мучаются со старыми канализационными сетями, — долгожданный ремонт коммуникаций? 

Таких высказываний становится все больше. А сочувствия к обманутым дольщикам — все меньше. У каждого из нас свои проблемы. Но почему-то большинство старается решить их самостоятельно или с помощью власти, но исключительно законными методами и не за счет других людей.

Да и не совсем уже понятно свои ли проблемы решают дольщики, выходя на митинги и пикеты или же тех политических сил, которые существуют за счет протестов.

Самые проблемные регионы
 Регион  Количество проблемных объектов  Количество обманутых дольщиков (зарегистрированных в реестре)
 Ростовская область      67       1 557
 Краснодарский край      619      6 461 
 Москва      33      4 049
 Московская область      24      1800
 Екатеринбургская область      28       4 107
 Челябинская область      45       4 000
 Самарская область       42      3439


Цифра
По состоянию на 1 июля 2017 года, по данным Минстроя России, в 69 регионах страны насчитывается 785 проблемных объектов.

Пострадавшими признаны 46,6 тыс. человек. 

Более 80 процентов нового жилья в России строится сегодня с привлечением средств граждан. 

Автор: Лиза СЕРГИЕНКО

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное