«Шумный родник» в д. Ранго Лисьма: Как Михаил Мамкаев вернулся к истокам

«Шумный родник» в д. Ранго Лисьма: Как Михаил Мамкаев вернулся к истокам

Сама судьба привела Михаила Мамкаева к этому роднику. Здесь,у воды, мать родила его. Спустя многие годы он вернулся в покинутую людьми деревеньку и обустроил милый сердцу источник.

Зов памяти 

Есть в Шемышейском районе красивый уголок — затерянная в лесу деревня Ранго Лисьма. Она давно обезлюдела, но тех, кто здесь родился, так и тянет сюда — проведать места своего детства.

Представьте: в зарослях густой травы перед покосившимися домишками — огромный стенд, а на нем генеалогическое древо семьи, которая здесь жила, с фотографиями. Кажется, прямо в душу смотрят глаза людей со снимков. В них немой укор обстоятельствам: почему захирела деревня, исчезла с карт? 

И думаешь: как же надо любить свою малую родину, чтобы насущной потребностью было остаться тут хотя бы виртуально? 

Вот Михаил Мамкаев вообще не смог жить вдалеке. Вернулся, построил в Ранго Лисьме дом. У него с этими краями связь особая – через пуповину.

Ранго Лисьма с мордовского — «шумный родник». Некогда источник был центром деревенской жизни. Сюда приходили за водой, здесь назначали свидания, разговаривали о житье-бытье. Тут, у родника, и разрешилась от бремени мать Михаила. Обмыли младенца ключевой водой. 

Самые яркие и светлые воспоминания родом из детства. 

— Электрический свет я впервые увидел в третьем классе, в 1969 году. И лампочка под потолком казалась тогда настоящим чудом! А до этого сидели вечерами в тусклом свете керосиновой лампы, — вспоминает Мамкаев. – В школу детвора ходила в Старую Яксарку, за несколько километров. Но так хорошо, дружно жили! 

Детство кончилось. Начались взрослые заботы. Когда люди стали массово уезжать из хиреющей Ранго Лисьмы, собрал пожитки и Михаил.


Перелом

Много испытаний выпало на его долю. Человек он рисковый, отваживавшийся на многие предприятия. Некогда первым в области создал пчеловодческий кооператив. Но судьба распорядилась так, что через некоторое время Мамкаев не смог заниматься пчелами. 

Он попал в аварию. Компрессионный перелом позвоночника, травмированное осколком ребра легкое. Чудом выкарабкался, но что-то разладилось в организме. Развилась жуткая аллергия на укусы насекомых, которые раньше были нипочем. Пришлось пчеловодство оставить. А надо было кормить семью. Зимой он сделал сани, отправлялся с ними в лес, потихоньку заготавливал дрова на продажу. Лес и забота родных его и вылечили. Постепенно немощь отступила, жизнь вошла в привычную колею. Детей (двоих сыновей) Мамкаевы вырастили, денег заработали. 

Возвращение к истокам 

Чего еще желать? Прислушался Мамкаев к своей душе и не стал больше глушить давнюю тоску по малой родине. Михаил уговорил жену на переезд. Приглядел в Ранго Лисьме место на лесной заимке и начал стройку. Срубовой дом возвели буквально за три месяца. Мамкаев приобрел у военных старую технику для перевозки грузов, стал владельцем пилорамы. Обзавелся генератором, чтобы всегда быть со светом. Скупил у местных паи, чтобы стать хозяином на этой земле. 

Шли годы. Умерла супруга, и остался Михаил Семенович на заимке один. Правда, отшельником его назвать нельзя. Людское общество ему нужно. С хозяйством помогает сестра покойной жены Лидия. На лето в некоторые пустующие дома приезжают хозяева. 

В день Троицы устремляются деревенские на местное кладбище, и он привечает старых знакомых. 

По своей инициативе поставил Мамкаев на трассе, у поворота на лесную дорогу, новый указатель с названием деревни. А на всем протяжении дороги — таблички «Родник» и «Скорая помощь». С первой надписью понятно. Но зачем последняя? 

— Места у нас грибные, — объясняет Михаил Семенович. — В этих краях часто грибники теряются. Это для них таблички. Не раз было так, что они выходили по указателям к моему дому. Люди сразу поймут, что могут получить здесь помощь.


В краю непуганых зайцев

Михаил Семенович везет нас к роднику. Дорогу то и дело перебегают зайцы. А один, совсем уж смелый русак, сидел у источника и даже не подумал улепетывать при нашем появлении. Приходят сюда утолить жажду и другие лесные обитатели, например косули. 

Родник и в самом деле прекрасен. Бьют из-под корней сосны и березы два источника. Один считается мужским, другой — женским. По местным поверьям, вода из мужского дает силу, из женского — привлекательность, лечит от бесплодия. 

Над ключами — деревянный герб деревни с елочками, его придумал Мамкаев. У воды стоят кружки. Неподалеку оборудована удобная купальня. В обустройство родника Мамкаев в общей сложности вложил миллион рублей. 

— Родник исчезал в траве, местность заболотилась. 10 Камазов щебенки ушло, чтобы осушить территорию. Сверху положили толстые плиты, — рассказывает Михаил Семенович. 

А потом признается: благодарности ни от кого не ждал, но получил… неприятности. Дело в том, что территория, на которой находится родник, имеет статус земли сельхозназначения — здесь нужно пахать и сеять, но места лесистые да овражистые. 

Чтобы соблюсти требования, часть территории отведена под лекарственные травы. Собирают здесь крапиву, ландыш, корень репейника. 

А вырубать деревья (в том числе сосну с березой, из-под корней которых бегут родники) не поднимается рука. 

— Я хочу сохранить этот уголок. Пусть штрафуют, а там посмотрим, — храбрится Мамкаев. 

Напившись вкусной, освежающей воды мы еще долго стоим в спасительной тени, слушая, как шумит родник. 

— Это место силы для тех, кто здесь родился. Приедет какая-нибудь бабулечка, обнимет березку и долго-долго стоит, словно жизнь ей свою рассказывает, — вздыхает Мамкаев.

Хочется набрать воды с собой, да не подготовились — нет тары. Предусмотрительный хозяин из машины достает пластиковые бутылки… с нарядными этикетками с надписью «Ранго Лисьма». 

Ничего себе! Оказывается, Михаил Семенович намерен организовать розлив, чтобы ехала водица по городам и весям.
 
— Думаете, вам по силам тягаться с крупными пензенскими предприятиями по розливу воды? На этот рынок с вашими средствами не пробьешься, наверное, — сомневаюсь я.

— И не собираюсь тягаться, — улыбается Мамкаев. — Я хочу, чтобы у каждого местного жителя, который приедет на родину, была возможность увезти отсюда ее частичку. Чтобы память о Ранго Лисьме была.

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER