Шедевры на стенах: есть ли место стрит-арту в Пензе?
Граффити — отдельно, мурал — отдельно
Прежде чем говорить об уличном искусстве, нужно правильно понимать его стилистику и терминологию. Очень часто под словом «граффити» называют все, что нарисовано на стенах: от странных «закорючек» до оригинальных работ, обладающих художественной ценностью.Разобраться в непростой терминологии нам помог пензенский художник Никита Романов.
— Стрит-арт — это рисунок, сделанный в рамках городской среды по инициативе автора, но без согласования. Это может быть сюжет из персонажей, персонаж, абстракция, надписи, несущие смысловую нагрузку, и тому подобное, — пояснил он. — Граффити — это чаще всего шрифтовые композиции на улице.
Есть еще паблик-арт и художественная роспись стен. Они согласуются с владельцем здания или администрацией, однако во втором случае художник выступает лишь в роли ремесленника, воплощая замысел заказчика.
Также существует «мурал» — это вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений, чаще всего, больших или даже огромных.
— Иногда эти термины переплетаются между собой и не всегда на 100% можно сказать, что из них стрит-арт или паблик-арт, — признается Никита. — Раньше я и сам причислял абсолютно все свои работы к граффити для простоты понимания. Но прошло уже полтора десятка лет, культура популяризируется, а многие до сих пор называют все, что угодно «граффити». Это иногда даже кощунственно.
Украшаем городскую среду
Сегодня большую популярность во всем мире набирают муралы и пабл ик-арты. Власти и владельцы зданий «отдают» стены под роспись художникам — после чего фасады домов превращаются в настоящее произведение искусства. Хорошим примером может служить меленький город Сатка в Челябинской области. В 2017 — 2018 годах здесь провели фестиваль уличного искусства, на который пригласили лучших мастеров, в том числе из Европы. Город преобразился до не узнаваемости. Невзрачные «хрущовки» вмиг стали местом притяжения горожан и туристов — дома обрели новую жизнь. Самым душевным муралом считается изображение на фасаде портрета местной бабушки, которая долгое время жила в этом доме и запомнилась соседям своей добротой и отзывчивостью.Уличное арт-искусство есть и в Пензе. Одними из самых известных работ являются «Великан» и «Динозавры» на Московской художника Алексея Февралева, «Шурик» на Фонтанной площади, стена «Джаз Mая» на Пушкина Никиты Романова. Также всем знаком портрет советского летчика Константина Анохина на перекрестке улиц Красной и Чкалова. Авторы — московские художники Артур Гультяев и Илья Соколов.
Последней работой, которая украсила городское пространство, стала «Портал в прошлое». Рисунок размещен на 4-х этажном фасаде Пензенского архитекторского колледжа на Собинова, 7. Ее автор — Никита Романов.
— Она посвящена сохранению деревянных памятников архитектуры, — говорит художник. — Существует тенденция преднамеренного уничтожения, сжигания уникальных по своей красоте зданий, каждое из которых имеет свою историческую и архитектурную ценность. Они как вымирающие животные из Красной книги, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Их нужно спасать.
С этой работой Никита участвует в конкурсе, который проводится в рамках фестиваля стрит-арта «ФормART». Художник отмечает, что главная его цель — это оставить свой след на стенах города, а денежное вознаграждение в случае победы станет приятным бонусом.
Закрасить нельзя оставить
Удивительно, как на фоне растущей популярности арт-работ в городской среде, в Пензе происходят совершенно противоположные процессы. Так, во время ремонта верхней части Московской, с фасадов зданий исчезли практически все уличные рисунки. Пензенцы переживали, что коммунальщики закрасили полюбившуюся «Девушку с зонтиком».Однако у самих художников такие действия не вызывают сильных переживаний.
— Я и сам сталкивался с тем, что мои работы закрашивали, — говорит Никита. — Правда, очень давно. Делал заказную работу для цветочного магазина на улице Кирова. Эскиз был предоставлен заказчиком. Свою работу я выполнил, заказчики довольны. Но через два дня пришли люди в оранжевых жилетках от администрации и все закрасили. Как объяснили позже, нужно согласовать работу с рекламным надзором города, выбирать цвета, чтобы рисунок вписывался в архитектурный облик. Думаю, по той де причине закрашивают некоторые работы на Московской. «Девушка с зонтиком», если честно, мне не нравилась: видно, что делал непрофессионал.
По мнению художника, если арт-объект появляется в людном месте, он должен обладать идеей, отражать суть самого места и его историческую ценность.
— К примеру, каждый раз, когда меня зовут в тот или иной город, я изучаю местные легенды, достопримечательности. В Нижнем Новгороде я создал арт-объект «Закат», зная, что этот город называют столицей закатов, в Нижневартовске нарисовал «Вороний день» — у коренных народов ханты и манси есть легенда о вороне, которая приносит тепло, — поделился Никита. — Это нужно для того, чтобы рисунок был именно искусством, которое не игнорирует особенности места, не является посторонним пятном, «рандомной» наклейкой, — считает Никита.
В Пензе, по мнению Романова, много безликих «хрущовок» — и это городская «фишка». Торцы этих зданий могли бы стать идеальной поверхностью для стрит- искусства.
Народная любовь
Громкая история, когда с работой поступили не справедливо, произошла в ковидные времена. Пензенский художник Алексей Февралев нарисовал на стене трансформаторной будки в Лермонтовском сквере портрет врача. В народе рисунок получил название «Медик-ангел» и был воспринят с особым теплом. Однако роспись продержалась всего пять дней… специальная техника сравняла с землей и будку, и ангела.Волна негодования не заставила себя долго ждать. В соцсетях горожане писали много гневных сообщений с непониманием, почему столь социально важную работу просто уничтожили. Жалобы дошли и до губернатора — в итоге Февралев восстановил ангела, но уже в другом месте. Теперь память о подвиге врачей сохранилась на стене рядом с областной филармонией.
Живое искусство
— Тематика и условия работы постоянно меняются, и меня как художника это невероятно увлекает, — рассказывает пензенский мастер Алексей Февралев. — Ты подбираешь идеальную стену, представляешь, что на ней могло бы быть изображено, делаешь эскизы. Далее ищешь краски: необходимо заранее продумать, будет рисунок на улице или в помещении. Если внутри — то сухой там воздух или влажный.Много трудностей возникает, когда работа в несколько этажей. Тогда художнику требуются леса или подъемник. В случае подъемника стоимость работы может возрасти в несколько раз — аренда стоит около 1500 рублей в час! А на создание может уйти несколько дней.
— Невозможно предугадать, сколько времени потребуется. Есть общие сроки, цифры. Но дело в том, что рисунок может пойти с первых штрихов, очень быстро, без сучка и задоринки. А бывает наоборот. Приходится делать перерывы, смотреть свежим взглядом — но это все нормальный творческий процесс.
Особенностью уличных «полотен» является и то, что со временем они начинают портиться — на это влияет и погода, и время, да и человеческий фактор. Бывает, что они подвергаются вандализму, и рядом появляются те самые граффити, которые меняют изначальную задумку.
Однако стрит-арт художники не переживают по этому поводу, считая, это особенностью уличной живописи.
— Даже когда на моих работах появляются теги, граффити — это не порча, это «живое», — говорит Февралев. — Не нужно цепляться и сохранять работу «на века» — все меняется, обновляется. Вспомнить даже стену Цоя в Москве. 10 лет назад она была совершенно другая и через 10 лет изменится. Обидно, когда рисунок совсем исчезает, например, когда здание реставрируют. Но такова специфика уличного искусства, художник должен быть к этому готов.
Обратная связь
Уличное искусство только приходит в Пензу. Сегодня оно находит эмоциональный отклик не только у горожан, но и у власти. По словам Февралева, администрация положительно относится к этому явлению, хотя не всегда готова помогать с финансированием.— Стрит-арт очень оживляет город, создает уют, точки притяжения. К картинам хочется идти, делать фотографии — у нас городе много есть стен, которые ждут, что на них появятся рисунки, — говорит Алексей.
По словам Февралева, разрушенный ангел сыграл на руку всем уличным художникам, дав понять, что рисунки на стенах — это не всегда вандализм, а это часть искусства, воплощенная пусть пока в непривычной форме.
— В городской среде художник должен создавать красивые вещи, гармонично вписывающиеся в среду, — добавляет Алексей. — Тогда свобода творчества не ограничена, и такие идеи поддерживаются.
Так что, недалеко то время, когда уличная живопись будет официально учитываться в оформлении Пензы, что, безусловно, придаст городу особый колорит.
Автор: Ольга ПИСКУНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Олег Мельниченко потребовал уделять особое внимание расчистке пешеходных зон
Работу системы ЖКХ Пензенской области обсудили на заседании регионального правительстваЖительница Земетчинского района оставила инвалида без накоплений
Мужчина откладывал деньги, чтобы провести весной водопроводВ Пензенской области начался региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
Она охватывает 21 предметНациональный стандарт синтеза данных откроет новые возможности для развития искусственного интеллекта в России
В этом году планируется утвердить проект стандартаПензенская студентка завоевала бронзу IV Российско-Китайских молодежных игр
Всего российские спортсмены завоевали 82 медали