Шедевры на стенах: есть ли место стрит-арту в Пензе?

Город растет, преображается и меняется. То, что вчера казалось невостребованным, сегодня привлекает взгляды людей, причем совершенно разных

Шедевры на стенах: есть ли место стрит-арту в Пензе?

В последние годы большую популярность обретает арт-искусство в городской среде. Невероятной красоты «полотна» растягиваются на фасадах зданий в несколько этажей и становятся в один ряд с главными достопримечательностями. Практика набирает обороты и у нас, в Пензе. Здесь появились работы, которые попали в объективы сотен фотокамер и полюбились не только местным жителям, но и туристам.

lO4GUPkDamU.jpg

Граффити — отдельно, мурал —  отдельно

Прежде чем говорить об уличном искусстве, нужно правильно понимать его стилистику и терминологию. Очень часто под словом «граффити» называют все, что нарисовано на стенах: от странных «закорючек» до оригинальных работ, обладающих художественной ценностью.

Разобраться в непростой терминологии нам помог пензенский художник Никита Романов.

5287F79E-2FE5-4355-8F4C-F166790F0169.jpeg

— Стрит-арт — это рисунок, сделанный в рамках городской среды по инициативе автора, но без согласования. Это может быть сюжет из персонажей, персонаж, абстракция, надписи, несущие смысловую нагрузку, и тому подобное, — пояснил он. —  Граффити — это чаще всего шрифтовые композиции на улице. 

Есть еще паблик-арт и художественная роспись стен. Они согласуются с владельцем здания или администрацией, однако во втором случае художник выступает лишь в роли ремесленника, воплощая замысел заказчика.

3f6hHjFAWfQ.jpg

Также существует «мурал» —  это вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений, чаще всего, больших или даже огромных.

— Иногда эти термины переплетаются между собой и не всегда на 100% можно сказать, что из них стрит-арт или паблик-арт, — признается Никита. — Раньше я и сам причислял абсолютно все свои работы к граффити для простоты понимания. Но прошло уже полтора десятка лет, культура популяризируется, а многие до сих пор называют все, что угодно «граффити». Это иногда даже кощунственно.

Украшаем городскую среду

Сегодня большую популярность во всем мире набирают муралы и пабл ик-арты. Власти и владельцы зданий «отдают» стены под роспись художникам — после чего фасады домов превращаются  в настоящее произведение искусства. Хорошим примером может служить меленький город Сатка в Челябинской области. В 2017 — 2018 годах здесь провели фестиваль уличного искусства, на который пригласили лучших мастеров, в том числе из Европы. Город преобразился до не узнаваемости. Невзрачные «хрущовки» вмиг стали местом притяжения горожан и туристов — дома обрели новую жизнь. Самым душевным муралом считается изображение на фасаде портрета местной бабушки, которая долгое время жила в этом доме и запомнилась соседям своей добротой и отзывчивостью.

645JLihpns8.jpg

 Уличное арт-искусство есть и в Пензе. Одними из самых известных работ являются «Великан» и «Динозавры» на Московской художника Алексея Февралева, «Шурик» на Фонтанной площади, стена «Джаз Mая» на Пушкина Никиты Романова. Также всем знаком портрет советского летчика Константина Анохина на перекрестке улиц Красной и Чкалова. Авторы — московские художники Артур Гультяев и Илья Соколов.

Iz12a73_-FQ.jpg

Последней работой, которая украсила городское пространство, стала «Портал в прошлое». Рисунок размещен на 4-х этажном фасаде Пензенского архитекторского колледжа на Собинова, 7. Ее автор — Никита Романов. 

— Она посвящена сохранению деревянных памятников архитектуры, — говорит художник. — Существует тенденция преднамеренного уничтожения, сжигания уникальных по своей красоте зданий, каждое из которых имеет свою историческую и архитектурную ценность. Они как вымирающие животные из Красной книги, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Их нужно спасать.

загружено.png

С этой работой Никита участвует в конкурсе, который проводится в рамках фестиваля стрит-арта «ФормART».  Художник отмечает, что главная его цель — это оставить свой след на стенах города, а денежное вознаграждение в случае победы  станет приятным бонусом.

Закрасить нельзя оставить

Удивительно, как на фоне растущей популярности арт-работ в городской среде, в Пензе происходят совершенно противоположные процессы. Так, во время ремонта верхней части Московской, с фасадов зданий исчезли практически все уличные рисунки. Пензенцы переживали, что коммунальщики закрасили полюбившуюся «Девушку с зонтиком».

Однако у самих художников такие действия не вызывают сильных переживаний.

— Я и сам сталкивался с тем, что мои работы закрашивали, — говорит Никита. — Правда, очень давно. Делал заказную работу для цветочного магазина на улице Кирова. Эскиз был предоставлен заказчиком. Свою работу я выполнил, заказчики довольны. Но через два дня пришли люди в оранжевых жилетках от администрации и все закрасили. Как объяснили позже, нужно согласовать работу с рекламным надзором города, выбирать цвета, чтобы рисунок вписывался в архитектурный облик. Думаю, по той де причине закрашивают некоторые работы на Московской. «Девушка с зонтиком», если честно, мне не нравилась: видно, что делал непрофессионал.

UMcOHnnQga4.jpg

По мнению художника, если арт-объект появляется в людном месте, он должен обладать идеей, отражать суть самого места и его историческую ценность.

— К примеру, каждый раз, когда меня зовут в тот или иной город,  я изучаю местные легенды, достопримечательности. В Нижнем Новгороде я создал арт-объект «Закат», зная, что этот город называют столицей закатов, в Нижневартовске нарисовал «Вороний день»  — у коренных народов ханты и манси есть легенда о вороне, которая приносит тепло, — поделился Никита. — Это нужно для того, чтобы рисунок был именно искусством, которое не игнорирует особенности места, не является посторонним пятном, «рандомной» наклейкой, — считает Никита.

C1A53563-31BF-40CB-AF70-440C8FA7133A.jpeg

В Пензе, по мнению Романова, много безликих «хрущовок» — и это городская «фишка». Торцы этих зданий могли бы стать идеальной поверхностью для стрит- искусства.

Народная любовь

Громкая история, когда с работой поступили не справедливо, произошла в ковидные времена. Пензенский художник Алексей Февралев нарисовал на стене трансформаторной будки в Лермонтовском сквере портрет врача. В народе рисунок получил название «Медик-ангел» и был воспринят с особым теплом. Однако роспись продержалась всего пять дней… специальная техника сравняла с землей и будку, и ангела.

SLjlU-D8m8E.jpg

Волна негодования не заставила себя долго ждать. В соцсетях горожане писали много гневных сообщений с непониманием, почему столь социально важную работу просто уничтожили. Жалобы дошли и до губернатора — в итоге Февралев восстановил ангела, но уже в другом месте. Теперь память о подвиге врачей сохранилась на стене рядом с областной филармонией.
 

Живое искусство

— Тематика и условия работы постоянно меняются, и меня как художника это невероятно увлекает, — рассказывает пензенский мастер Алексей Февралев. — Ты подбираешь идеальную стену, представляешь, что на ней могло бы быть изображено, делаешь эскизы. Далее ищешь краски: необходимо заранее продумать, будет рисунок на улице или в помещении. Если внутри — то сухой там воздух или влажный.

Много трудностей возникает, когда работа в несколько этажей. Тогда художнику требуются леса или подъемник. В случае подъемника стоимость работы может возрасти в несколько раз — аренда стоит около 1500 рублей в час! А на создание может уйти несколько дней.

4RdYDPgOd6E.jpg

— Невозможно предугадать, сколько времени потребуется. Есть общие сроки, цифры. Но дело в том, что рисунок может пойти с первых штрихов, очень быстро, без сучка и задоринки. А бывает наоборот. Приходится делать перерывы, смотреть свежим взглядом — но это все нормальный творческий процесс.

Особенностью уличных «полотен» является и то, что со временем они начинают портиться — на это влияет и погода, и время, да и человеческий фактор. Бывает, что они подвергаются вандализму, и рядом появляются те самые граффити, которые меняют изначальную задумку.
 
Однако стрит-арт художники не переживают по этому поводу, считая, это особенностью уличной живописи.

4F7PC9JLnHc.jpg

— Даже когда на моих работах появляются теги, граффити — это не порча, это «живое», — говорит Февралев. — Не нужно цепляться и сохранять работу «на века» — все меняется, обновляется. Вспомнить даже стену Цоя в Москве. 10 лет назад она была совершенно другая и через 10 лет изменится. Обидно, когда рисунок совсем исчезает, например, когда здание реставрируют. Но такова специфика уличного искусства, художник должен быть к этому готов.

Обратная связь

Уличное искусство только приходит в Пензу. Сегодня оно находит эмоциональный отклик не только у горожан, но и у власти. По словам Февралева, администрация положительно относится к этому явлению, хотя не всегда готова помогать с финансированием. 

— Стрит-арт очень оживляет город, создает уют, точки притяжения. К картинам хочется идти, делать фотографии — у нас городе много есть стен, которые ждут, что на них появятся рисунки, — говорит Алексей.

По словам Февралева, разрушенный ангел сыграл на руку всем уличным художникам, дав понять, что рисунки на стенах  — это не всегда вандализм, а это часть искусства, воплощенная пусть пока в непривычной форме.

uibzWQaKO1A.jpg

— В городской среде художник должен создавать красивые вещи, гармонично вписывающиеся в среду, — добавляет Алексей. — Тогда свобода творчества не ограничена, и такие идеи поддерживаются.

Так что, недалеко то время, когда уличная живопись будет официально учитываться в оформлении Пензы, что, безусловно, придаст городу особый колорит.


Автор: Ольга ПИСКУНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER