Сергей Казаков: Устраивать себе праздник нужно каждый день!
Мы сидим в кабинете Сергея Казакова. Повсюду книги и рукописи. Стены увешаны семейными фотографиями в разноцветных рамках, в углу напротив стоит акустическая гитара. В конце разговора Казаков возьмет ее в руки и сыграет невероятно красивую мелодию. А пока мы вспоминаем…
Ты помнишь, как все начиналось?
— Вопроса «кем быть?» у меня никогда не возникало: я изначально хотел быть актером, — предваряя мой вопрос, говорит Сергей Владимирович. — Я родился в Саратове, и когда мне исполнилось четыре годика, родители переехали в дом на улице Советской, где проживали партийные работники и актеры саратовских театров. С Олегом Ивановичем Янковским мы жили на одной лестничной клетке и с его сыном Филиппом частенько зависали за кулисами театра.Когда я пошел в первый класс, записался в театральную студию «Молодая гвардия», которую возглавляла Наталья Иосифовна Сухостат. Это знаменитая студия, где в свое время занимались Олег Табаков и Владимир Конкин.
Впрочем, существовала еще одна стезя, которая могла увести меня, — музыкальная. Учась в пятом классе, я начал играть на барабанах в школьной группе, которую собрал мой одноклассник Миша Авилов. Когда Михаил вошел в состав легендарной саратовской рок-группы «Иуда Головлев», он и меня утащил за собой. Впрочем, все вышло, как задумывала Судьба: когда я поступил на театральный факультет, то игре в рок-группе уже не оставалось места.
Мне повезло, моими педагогами стали знаменитые саратовские артисты Римма Ивановна Белякова и Георгий Иванович Банников. Они настоящие мастера, и неслучайно 70% молодых актеров, приезжающих работать к нам в театр, выпускники Беляковой.
Пензенские лабиринты
— Я принципиально не хотел оставаться в Саратове, — продолжает Сергей, отпивая чай. — У меня были крутые родители, и я боялся, что если останусь играть в саратовских театрах, то будут говорить, что я не сам пробился на сцену, а папа с мамой меня устроили. В итоге уехал в Смоленск, где проработал с 1987 по 1990 год.Но для того чтобы поступить в Смоленский театр, мне пришлось приехать в Пензу, где в тот момент гастролировали смоляне. Эта поездка оказалась судьбоносной, ведь здесь я познакомился со своей будущей женой Альбиной Смеловой, которая как раз окончила Нижегородское театральное училище и тоже искала театр, где могла бы работать.
Но годы, проведенные в Смоленске, оказались очень тяжелыми. В это время рушилось советское государство, и нам с женой довелось узнать, что такое голод и талоны на питание. Мама посылала нам продукты из Саратова самолетом.
Отработав распределение, я вернулся в родной город, куда на гастроли как раз приехал Пензенский драматический театр. Посмотрел спектакль про солдата Ивана Чонкина, в котором играл знаменитый пензенский артист Михаил Каплан, и понял, что хочу работать в Пензе. И с 1990 года мы с женой являемся артистами Пензенского драматического театра.
Профессия артиста — это магия
— Бывают роли, которые даются очень тяжело?— Все роли сложные! Я мучился над ролями и Головлева, и Петрунио, и Кречинского. Я очень долго репетирую, переживаю, называю себя «бездарным» и каждый раз внутренне дрожу перед началом работы.
— А какая роль самая любимая?
— Назовешь одну — другие роли обидятся. Они все — живые фантомы, они тоже обижаются. Я однажды назвал, какая у меня любимая роль, а про другую сказал, что люблю ее меньше. Роль обиделась, и в итоге спектакль сошел со сцены.
Любой образ, созданный в пьесе или романе, — это фантом. Он существует ментально. А актер является только носителем образа. Он надевает его на себя как одежду, а когда спектакль заканчивается — снимает. Актерская профессия — это магия чистой воды.
— Нужны ли артисту аплодисменты?
— Да. Согласно эзотерике, аплодисменты — это обхлопывание. Если я хочу отогнать от человека нечистую силу и дать ему радость и позитивную энергию, я его обхлопываю. Аплодисменты зрителей в финале спектакля возвращают мне часть потраченной энергии. Но когда спектакль провальный, когда нет реакции зала, то актер выжат как лимон, у него сил нет, потому что он не получил в ответ энергии.
По другую сторону баррикад
— Изменилась ли ваша жизнь, когда вы, Актер Актерыч, вдруг стали художественным руководителем театра? Это же совсем другая стезя!— Лет пять я только въезжал в новую работу. Было тяжело, и я даже уходить хотел. Фактически я перешел на другую сторону баррикад, а это очень тяжело психологически. Раньше я только играл в спектаклях, а теперь стал заниматься репертуаром, распределением ролей, поиском режиссера. А еще — придумыванием фестивалей и вообще всяких событий. Вот сейчас мы сидим и разговариваем — и вдруг может что-то ассоциативно прийти в голову. Уже, собственно говоря, и пришло: я вспомнил спектакль «Квадратура круга», в котором сам когда-то играл, а в этом году мы взяли в театр четверых молодых актеров и получился полный расклад ролей на этот спектакль. Теперь я сижу и думаю, как бы сделать ремейк той постановки.
К тому же у нас хорошая команда. Директор театра Александр Владимирович Фомин оберегает меня от всяческих административных геморроев, оставляя мне занятия творчеством. А завлит Виталий Соколов заваливает отличными пьесами и мягко помогает выбрать лучшие.
— Удается ли совмещать работу художественного руководителя и актера?
— Когда выхожу на сцену, я — актер. И другие актеры к этому привыкли, поэтому когда мы репетируем, они меня не стесняются: для них я коллега. И для режиссера, кстати, тоже. Но как только репетиция заканчивается, режиссер старается побыстрее смыться из зала, особенно если во время репетиции он на меня накричал.
Подводя итоги
— Вы уже 30 лет живете в Пензе. Что вспоминается с наибольшей радостью? Или были какие-то события, которые хотелось бы изменить?— Ничего изменить нельзя. Любое событие в конечном итоге только в плюс, даже самое трагическое. Всё, что происходит с человеком, всё правильно, и на этом построен мир. Главное — никогда ничего не просить. Если ты чего-то просишь, значит, ты чем-то недоволен, а раз ты недоволен, значит, ты предъявляешь претензии Богу. Я знаю, что всё, что тебе нужно, однажды придет само.
Начиная новый сезон
— 8 сентября в драмтеатре состоялось открытие нового сезона после нескольких месяцев самоизоляции. Какие переживания вызывает открытие?— Открытие сезона всегда дает ощущение надежды, как день рождения или Новый год. Но люди обычно живут от даты к дате, забывая, что устраивать себе праздник нужно каждый день. Надо жить здесь и сейчас, поэтому, засыпая, я анализирую минувший день и отбрасываю все плохое. Просыпаясь — настраиваюсь на хорошее.
— Какие надежды на новый сезон?
— У нас готовятся новые премьеры, к нам пришли четверо молодых актеров. Все будет хорошо!
Блиц
— Кофе или чай?— Кофе.
— Кошка или собака?
— Кошка.
— Любимая музыка?
— Я люблю рок: Rolling Stones, Nazareth, Deep Purple. Мне нравятся барабанно-гитарные группы.
— Любимые книги?
— У меня на столе сейчас лежат книги Вадима Зеланда, российского ученого, разработавшего уникальную психо-технологию достижения целей и управления событиями. По его мнению, мысль способна воздействовать на информационное пространство, из которого и формируется материальная действительность.
ДОСЬЕ «ПП»
Сергей Казаков родился в Саратове 20 августа 1966 года. Окончил театральный факультет при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. С 1987 по 1990 год служил в Смоленском областном театре драмы. С сентября 1990 года — артист Пензенского драматического театра.
Несколько поколений любителей театра помнят яркие образы, созданные Сергеем Казаковым: Сережа в «Шагах командора», Абрам в «Квадратуре круга», Бенволио в «Ромео и Джульетте», Труффальдино в «Слуге двух господ», Коровьев в «Мастере и Маргарите».
А роли Фигаро в спектаклях «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которые поставил Борис Гуревич, стали символами творчества Сергея Казакова. По сути, в этих постановках он играл самого себя — веселого выдумщика и фантазера.
Позже именем Фигаро была названа телепрограмма, в которой Казаков встречается с самыми неординарными людьми. Образ ведущего передачи, казалось, продолжал образ, созданный на сцене.
В 2005 году Сергею Казакову было присвоено звание «Заслуженный артист России». А в сентябре 2010 года он стал художественным руководителем Пензенского драмтеатра. Несмотря на большую занятость, артист Казаков по-прежнему выходит на сцену. Спектакли с его участием («Кабала святош», «В зале есть врач?», «Свадьба Кречинского», «Крошка» и другие) всегда собирают много зрителей.
Автор: Владимир МАРОЧКИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеНеприятный запах чуть не стал причиной убийства в Бековском районе
Пострадавший – инвалид-колясочникДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Три пензенских проекта победили в конкурсе инициатив родительских сообществ
Они получили по 500 тысяч рублейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России