Сергей Казаков: Устраивать себе праздник нужно каждый день!

Сергей Казаков: Устраивать себе праздник нужно каждый день!

Заслуженный артист России Сергей Казаков этой осенью отмечает две юбилейные даты — 30-летие службы в Пензенском драматическом театре и 10-летие со дня назначения художественным руководителем.

Мы сидим в кабинете Сергея Казакова. Повсюду книги и рукописи. Стены увешаны семейными фотографиями в разноцветных рамках, в углу напротив стоит акустическая гитара. В конце разговора Казаков возьмет ее в руки и сыграет невероятно красивую мелодию. А пока мы вспоминаем… 

Ты помнишь, как все начиналось? 

— Вопроса «кем быть?» у меня никогда не возникало: я изначально хотел быть актером, — предваряя мой вопрос, говорит Сергей Владимирович. — Я родился в Саратове, и когда мне исполнилось четыре годика, родители переехали в дом на улице Советской, где проживали партийные работники и актеры саратовских театров. С Олегом Ивановичем Янковским мы жили на одной лестничной клетке и с его сыном Филиппом частенько зависали за кулисами театра. 

Когда я пошел в первый класс, записался в театральную студию «Молодая гвардия», которую возглавляла Наталья Иосифовна Сухостат. Это знаменитая студия, где в свое время занимались Олег Табаков и Владимир Конкин. 

Впрочем, существовала еще одна стезя, которая могла увести меня, — музыкальная. Учась в пятом классе, я начал играть на барабанах в школьной группе, которую собрал мой одноклассник Миша Авилов. Когда Михаил вошел в состав легендарной саратовской рок-группы «Иуда Головлев», он и меня утащил за собой. Впрочем, все вышло, как задумывала Судьба: когда я поступил на театральный факультет, то игре в рок-группе уже не оставалось места. 

Мне повезло, моими педагогами стали знаменитые саратовские артисты Римма Ивановна Белякова и Георгий Иванович Банников. Они настоящие мастера, и неслучайно 70% молодых актеров, приезжающих работать к нам в театр, выпускники Беляковой.


Пензенские лабиринты

— Я принципиально не хотел оставаться в Саратове, — продолжает Сергей, отпивая чай. — У меня были крутые родители, и я боялся, что если останусь играть в саратовских театрах, то будут говорить, что я не сам пробился на сцену, а папа с мамой меня устроили. В итоге уехал в Смоленск, где проработал с 1987 по 1990 год.

Но для того чтобы поступить в Смоленский театр, мне пришлось приехать в Пензу, где в тот момент гастролировали смоляне. Эта поездка оказалась судьбоносной, ведь здесь я познакомился со своей будущей женой Альбиной Смеловой, которая как раз окончила Нижегородское театральное училище и тоже искала театр, где могла бы работать. 

Но годы, проведенные в Смоленске, оказались очень тяжелыми. В это время рушилось советское государство, и нам с женой довелось узнать, что такое голод и талоны на питание. Мама посылала нам продукты из Саратова самолетом. 

Отработав распределение, я вернулся в родной город, куда на гастроли как раз приехал Пензенский драматический театр. Посмотрел спектакль про солдата Ивана Чонкина, в котором играл знаменитый пензенский артист Михаил Каплан, и понял, что хочу работать в Пензе. И с 1990 года мы с женой являемся артистами Пензенского драматического театра.

Профессия артиста — это магия

— Бывают роли, которые даются очень тяжело?
— Все роли сложные! Я мучился над ролями и Головлева, и Петрунио, и Кречинского. Я очень долго репетирую, переживаю, называю себя «бездарным» и каждый раз внутренне дрожу перед началом работы.

— А какая роль самая любимая?
— Назовешь одну — другие роли обидятся. Они все — живые фантомы, они тоже обижаются. Я однажды назвал, какая у меня любимая роль, а про другую сказал, что люблю ее меньше. Роль обиделась, и в итоге спектакль сошел со сцены. 

Любой образ, созданный в пьесе или романе, — это фантом. Он существует ментально. А актер является только носителем образа. Он надевает его на себя как одежду, а когда спектакль заканчивается — снимает. Актерская профессия — это магия чистой воды. 

— Нужны ли артисту аплодисменты? 
— Да. Согласно эзотерике, аплодисменты — это обхлопывание. Если я хочу отогнать от человека нечистую силу и дать ему радость и позитивную энергию, я его обхлопываю. Аплодисменты зрителей в финале спектакля возвращают мне часть потраченной энергии. Но когда спектакль провальный, когда нет реакции зала, то актер выжат как лимон, у него сил нет, потому что он не получил в ответ энергии. 


По другую сторону баррикад

— Изменилась ли ваша жизнь, когда вы, Актер Актерыч, вдруг стали художественным руководителем театра? Это же совсем другая стезя!
— Лет пять я только въезжал в новую работу. Было тяжело, и я даже уходить хотел. Фактически я перешел на другую сторону баррикад, а это очень тяжело психологически. Раньше я только играл в спектаклях, а теперь стал заниматься репертуаром, распределением ролей, поиском режиссера. А еще — придумыванием фестивалей и вообще всяких событий. Вот сейчас мы сидим и разговариваем — и вдруг может что-то ассоциативно прийти в голову. Уже, собственно говоря, и пришло: я вспомнил спектакль «Квадратура круга», в котором сам когда-то играл, а в этом году мы взяли в театр четверых молодых актеров и получился полный расклад ролей на этот спектакль. Теперь я сижу и думаю, как бы сделать ремейк той постановки.

К тому же у нас хорошая команда. Директор театра Александр Владимирович Фомин оберегает меня от всяческих административных геморроев, оставляя мне занятия творчеством. А завлит Виталий Соколов заваливает отличными пьесами и мягко помогает выбрать лучшие.

— Удается ли совмещать работу художественного руководителя и актера?
— Когда выхожу на сцену, я — актер. И другие актеры к этому привыкли, поэтому когда мы репетируем, они меня не стесняются: для них я коллега. И для режиссера, кстати, тоже. Но как только репетиция заканчивается, режиссер старается побыстрее смыться из зала, особенно если во время репетиции он на меня накричал. 

Подводя итоги

— Вы уже 30 лет живете в Пензе. Что вспоминается с наибольшей радостью? Или были какие-то события, которые хотелось бы изменить?
— Ничего изменить нельзя. Любое событие в конечном итоге только в плюс, даже самое трагическое. Всё, что происходит с человеком, всё правильно, и на этом построен мир. Главное — никогда ничего не просить. Если ты чего-то просишь, значит, ты чем-то недоволен, а раз ты недоволен, значит, ты предъявляешь претензии Богу. Я знаю, что всё, что тебе нужно, однажды придет само. 


Начиная новый сезон

— 8 сентября в драмтеатре состоялось открытие нового сезона после нескольких месяцев самоизоляции. Какие переживания вызывает открытие?
— Открытие сезона всегда дает ощущение надежды, как день рождения или Новый год. Но люди обычно живут от даты к дате, забывая, что устраивать себе праздник нужно каждый день. Надо жить здесь и сейчас, поэтому, засыпая, я анализирую минувший день и отбрасываю все плохое. Просыпаясь — настраиваюсь на хорошее.

— Какие надежды на новый сезон?
— У нас готовятся новые премьеры, к нам пришли четверо молодых актеров. Все будет хорошо! 

Блиц

— Кофе или чай?
— Кофе.
— Кошка или собака?
— Кошка. 
— Любимая музыка?
— Я люблю рок: Rolling Stones, Nazareth, Deep Purple. Мне нравятся барабанно-гитарные группы. 
— Любимые книги?
— У меня на столе сейчас лежат книги Вадима Зеланда, российского ученого, разработавшего уникальную психо-технологию достижения целей и управления событиями. По его мнению, мысль способна воздействовать на информационное пространство, из которого и формируется материальная действительность. 

ДОСЬЕ «ПП»

Сергей Казаков родился в Саратове 20 августа 1966 года. Окончил театральный факультет при Саратовской государст­венной консерватории им. Л.В. Собинова. С 1987 по 1990 год служил в Смоленском областном театре драмы. С сентября 1990 года — артист Пензенского драматического театра. 

Несколько поколений любителей театра помнят яркие образы, созданные Сергеем Казаковым: Сережа в «Шагах командора», Абрам в «Квадратуре круга», Бенволио в «Ромео и Джульетте», Труффальдино в «Слуге двух господ», Коровьев в «Мастере и Маргарите». 

А роли Фигаро в спектаклях «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которые поставил Борис Гуревич, стали символами творчества Сергея Казакова. По сути, в этих постановках он играл самого себя — веселого выдумщика и фантазера. 

Позже именем Фигаро была названа телепрограмма, в которой Казаков встречается с самыми неординарными людьми. Образ ведущего передачи, казалось, продолжал образ, созданный на сцене. 

В 2005 году Сергею Казакову было присвоено звание «Заслуженный артист России». А в  сентябре 2010 года он стал художественным руководителем Пензенского драмтеатра. Несмотря на большую занятость, артист Казаков по-прежнему выходит на сцену. Спектакли с его участием («Кабала святош», «В зале есть врач?», «Свадьба Кречинского», «Крошка» и другие) всегда собирают много зрителей.


Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER