Целебная вода и горнолыжный курорт: чем славится село Ива – родина Василия Бочкарева
Одной красоты мало
По хорошо почищенной дороге мы въезжаем в село. Яркий указатель остался позади. Дома аккуратные, крепкие. Тот, где жила Ульяна Ивановна, сейчас пустует – его выкупили под дачу.Наш проводник – глава Голицынского сельсовета Лариса Вьюнова рассказывает:
– Село старинное, основано в 1711 году. Раньше называлось Богоявленским. Нынешнее название ему дала речка. До революции оно было богатым: тут имелись мельница с нефтяным двигателем, стекольный и винокуренный завод, валяльный цех. При Василии Кузьмиче Ива снова расцвела. И сейчас живет: есть и магазин, и ФАП, и почта, и отделение банка, ДК. Школа-восьмилетка работает. Правда, учатся в ней только восемь ребят. А всего в селе проживают около 260 человек.

Нас, ясное дело, интересовала судьба горнолыжного курорта. Какое-то время он не функционировал. Неужто приказал долго жить?
– Работает! – улыбается Лариса Ивановна. – Сейчас сами все увидите.
Долгое время курорт был муниципальным. Но после смерти Василия Кузьмича, без его мощной поддержки, небогатой сельской администрации стало тяжело тянуть этот груз, обеспечивая и ремонт оборудования, и безопасность отдыхающих.
– А места тут прекрасные, – продолжает Лариса Вьюнова. – Мы как-то летом фестиваль скандинавской ходьбы проводили. Человек под 100 собралось. Мероприятие закончилось, а мы никак не можем участников вывезти: разбрелись по пригорку, свежим воздухом дышат, грибы собирают.
Умный в гору… пойдет!
Сейчас курорт в частных руках. Выкупил его местный фермер Геннадий Губин на пару с другом детства Павлом Двужиловым.Подъезжая, мы видим горку, поросшую лесом. У подножия бьются на ветру цветные флаги. Работает фуникулер. Несмотря на будний день, есть отдыхающие.
Уверенно, раз за разом съезжает с горы девушка.

Кристина обожает горные лыжи.
– Раньше я часто ездила в Пензу, на одну из баз отдыха, там тоже горнолыжный склон, – рассказывает она. – Но тут мне нравится больше: нет суеты. И кафе есть, где можно поесть горячего, и баня, и домики в аренду. Для новичков оборудовали учебную трассу. Только о том, что курорт сейчас работает, немногие знают. Я-то сама родом из Нижнего Ломова, поэтому в курсе.
– Видно, пиар – наше слабое место, – признается Геннадий Губин. – Я человек деревенский, хозяйственник. Делаю, что могу. Гора за последние годы лесом заросла, надо было ее расчистить, технику подремонтировать, все в порядок привести. За это и взялся в первую очередь.
– Прибыль-то приносит курортный бизнес? – интересуюсь.
Геннадий Иванович машет рукой:
– Об этом рано говорить. Пока наоборот: то, что в КФХ зарабатываю, вкладываю сюда. Зима выдалась малоснежная. Правда, на январских праздниках народу много приезжало. Девять дней мы радовались. А потом весна вне очереди пришла – плюс, все тает… Но надеюсь, все еще будет!
– А зачем взялись курорт возрождать?
– Жаль его! Это мои родные места. Мы с этой горы на лыжах в детстве катались. Столько лет курорт жил, Ива гремела. Обидно будет, если мечта Василия Кузьмича пойдет прахом. Не для того строил. Это память о нем.
Кстати, Геннадий Иванович, как выяснилось, приходится бывшему губернатору троюродным братом. Впрочем, не удивительно. В Иве почти полсела ему в той или иной степени родня…

– А что, Гена, думаю, дело пойдет у нас. Из Мордовии туристы к нам приезжали, москвичи были. Вот еще американцы наведаются – международную славу обретем. Сарафанное радио работает, – смеется компаньон Губина Павел Двужилов.
Пожелали им, чтобы дело пошло, и двинулись дальше.
Старость в особняке
А это что за двухэтажный особнячок с кованым балкончиком?– Это наш дом престарелых, – объясняет Лариса Ивановна. – Ходили слухи, что Василий Кузьмич его с дальним расчетом строил: вдруг надо будет поселить своих пожилых родственников. Вот и мама его наотрез из Ивы переезжать куда-то отказывалась. Ну а тут – хорошо, уютно, на родной земле.
Дом рассчитан на проживание 12 человек, сейчас в нем обитают девять постояльцев.
– Тут не так, как в больших домах престарелых. Наши старички чувствуют себя словно в большой семье, – рассказывает заведующая структурным подразделением Галина Ситникова. – И поэтому живут долго. Одной бабушке 100 лет, а она еще на своих ногах. Дочка у нее далеко, в Тюмени, а бабуле не по силам переезд в дальние края.
Одна из обитательниц – Марья Куликова – 1942 года рождения. Ребенок войны, выросла в детдоме.

– Я инвалид детства, – рассказывает Марья Дмитриевна. – Сколько уж казенных домов прошла! Одинокая я, детей нет, так что и в старости без своего угла. Не один дом престарелых сменила: все мне что-то не нравилось, а в Иве прижилась. Тут я уже десять лет. Мне хорошо. Летом гулять по округе ходим. Галина Александровна как за родными ухаживает за нами.
Оставив бабушек отдыхать, едем дальше.
В тишине сельского храма
А вот и церковь Богоявления Господня, которую тоже построил Василий Кузьмич. Красивая! А внутри – гулкая пустота. Только в свечной лавке сидит местная жительница – 73-летняя Екатерина Калинина. Эхо наших голосов растворяется где-то под куполом.Службы тут только по праздникам (батюшка один на несколько приходов), а помолиться – забегай когда хочешь.
– Мало осталось у нас прихожан-то. Постоянных – штук шесть, певчие да я, – расстраивается Екатерина Ивановна. – Но зато церковь у нас восстановленная, бережем мы ее. А прежнюю-то, безбожниками разрушенную, все равно жаль. Вот икона старинная из нее – сельчане сохранили. А те, кто храм ломал, говорят, все плохой смертью умерли… Колокол, ходят слухи, в землю ушел. Может, закопали его, чтобы не отдавать на поругание?

Увидев фотоаппарат, Екатерина Ивановна засмущалась:
– Ой, не готова я. По-простому, по-деревенски. А на службу-то мы приоделись бы – не хуже городских.
Милая Екатерина Ивановна, вы прекрасны и в своем простом наряде! Спасибо вам, добрый ангел этого храма, за возможность прийти сюда в неурочный час и помолиться, выплеснуть боль душевную – за свою судьбу, за судьбу родины – малой и большой. Пусть лишь горстка истово верующих сегодня зажигает в церкви свечи, их свет согревает святое место. Не стоит село без праведника!
Родниковая память
Чуть ниже храма, в овражке, журчит родник. Ива славится своими источниками. Их тут много. Но некоторые уже истончились, иссохли, и никто не напьется из них, разве только склонившиеся к земле ивушки. И даже этот, что у храма, считающийся в народе целебным, святым, со временем пришел в упадок.Не смог этого вынести местный житель Геннадий Жбанников, в прошлом лесник, а ныне простой пенсионер. Он стал приходить сюда каждый день, расчищать
источник, строить мостки…
Мы стоим с ним у воды, у деревянного киота с ликом Богородицы. Смотрим, как заходящее солнце золотит на пригорке купола храма.
– Беречь надо наши природные богатства, – рассказывает Жбанников. – Я слышал, что сто лет назад жил в Иве человек из Москвы, профессор какой-то, лечил этой водицей людей. А мы, выходит, не оценили ее. Я как подумаю об этом – сердце болит.

Три месяца пенсионер у источника практически жил.
– Копал и отчерпывал, копал и отчерпывал, – передает свои мытарства Жбанников. – А чтобы не отступиться, на икону и на церковь все смотрел.
– Да как же вы все осилили?
– Вы ведь посмеетесь, скептики. Да ладно! Хотите верьте, хотите нет… Днем это было. Так что не дремал я! Лопату в землю вонзил, и вдруг как гром грянет! И явился мне лик Богородицы.
– Что же ты один копаешь? – раздался голос.
– Некому мне подсобить...
– Я тебе помогу…
И прибавилось у пенсионера сил. Нашлись люди, которые начали потихоньку помогать. Так, вдохновленный верой, он эту работу и закончил.
Сейчас каждый может прийти сюда и напиться из родника. Но Жбанников отдыхать не намерен.
– Хочу и другим родникам в Иве помочь. Сделать это во славу Божию. А еще – в память о Василии Бочкареве.
В прошлом году экс-губернатору в Пензе, на Юбилейной площади, установили бюст. Нельзя сказать, что имя его забыто. Но, как мне кажется, гораздо лучше холодного металла – живая человеческая память. Такая, как у земляков в Иве. Ведь, даже имея власть, Бочкарев всегда стремился к истокам.
Любой человек, как бы ни был велик, для вечности – песчинка. Зачем тогда он приходит в этот мир? Может быть, именно для того, чтобы, как жилки на виске, пульсировали, бились на лице родной земли святые родники.
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
16 лет к вершине: история победы пензенской пловчихи Марии Латрицкой
На чемпионате мира по паралимпийскому плаванию, прошедшем в Сингапуре, Мария завоевала высшую награду
В Никольском районе отремонтировали мост через реку Айва
Трасса соединяет Никольск с административным центром Городищенского района
Вере Фейгиной продлили срок содержания под стражей до 8 декабря
Такое решение принял Ленинский райсуд
В Пензе на «Ночи искусств» читали любовные письма знаменитостей
И испытывали дедуктивные способности
В Пензенской области выполнена задача по строительству ФАПов на 2025
Об этом сообщил губернатор Олег Мельниченко
Теперь корпоративные клиенты Сбера смогут ежеквартально выбирать категории кешбэка
Банк трансформирует свою программу лояльности для юрлиц СберБизнес Спасибо
Налоговый ИИ-помощник поможет вернуть деньги клиентам в один клик
Новый сервис на базе ГигаЧат в СберБанк Онлайн упрощает получение налогового вычетаВ Поволжье в третьем квартале 2025 года более 7,4 тыс. семей с детьми приобрели жильё по льготной программе
Вадим Супиков: проект закона о бюджете Пензенской области внесен в Заксобрание
Режим работы Сбера 1 – 4 ноября
Вадим Супиков принял участие в заседании Стратегического Совета и правительства региона
Пензенцы стали призерами международных соревнований по киокусинкай
Пензенскую область в составе сборной России представляли 13 спортсменов

