Режиссер театра «Кириллица» Константин Бутин: Идей — года на три вперед
В январе 2016 года на суд публики вынесли спектакль «Шукшинские рассказы». Затем были «Шинель», «Валентин и Валентина», «Записки юного врача» и «Рассказы Зощенко».
На фестивале «Северный венец» в Ульяновске в 2017 году молодой пензенский театр был удостоен Гран-при, а также приза за лучшую режиссуру. Летом 2019 года «Кириллица» получила признание на Молодежном форуме «iВолга» — была названа лучшим молодежным театром Поволжья! И вот — выход в финал престижного фестиваля «Театральное Приволжье»…
И не поставить это нельзя!
Мы сидим с Константином Бутиным в модном кафе на улице Московской и разговариваем о режиссерском житье-бытье.— Константин, насколько я знаю, вы были студентом Пензенского педагогического университета. Наверное, надо быть очень смелым человеком, чтобы однажды круто изменить судьбу и стать режиссером?
— Режиссер — это возрастная профессия. Не бывает 17-летних режиссеров, за редчайшим исключением. Большинство людей приходят в эту профессию после тридцати, и мне сегодня уже 36 лет. Но все перемены бывают внутренне оправданы, когда понимаешь, что надо обязательно поставить этот спектакль! И не поставить его нельзя!
— Наверняка уже были какие-то работы до того, как вы придумали театр «Кириллица»?
— Да, «студвесны», какие-то городские культурно-массовые мероприятия, а еще — попытка снять короткометражный художественный фильм. К сожалению, тогда ничего не получилось, потому что я не был готов к съемкам кино. Но когда-нибудь обязательно к этому вернусь.
— Можно сказать, что кино — это сегодняшняя мечта?
— Это не мечта. Это – цель. Я знаю, что так будет… Но пока я вижу впереди только спектакли. Идей — года на три вперед. На данный момент жизни мне это интересней, чем кино.
— Когда и почему возникло желание поставить первый спектакль?
— Мысли-то витали давно, но мне казалось, что для этого необходимо учиться, и я решил поступить на Высшие режиссерские курсы. Но не был готов беззаветно довериться какому-то мастеру и на шесть лет стать чьим-то подмастерьем. Это возможно только в случае, когда абсолютно уверен, что хочешь делать так, как он! И в итоге я понял, что надо просто делать. И поставил Шукшина…

Шукшин — начало начал
— Как прошла премьера? Был страх?
— Да, страх был. Мы решили, что если люди станут уходить со спектакля, то мы не будем это больше показывать. Но зрителям все понравилось, и мы поняли, что покажем это еще раз, что это всерьез и надолго. И сразу сделали «Шинель»…

Куприн forever
— В чем состоит кредо «Кириллицы»? Видимо, это обращение к классике?— Когда мы ставим классику, то студенты начинают говорить языком Гоголя, Куприна, Шукшина, Зощенко. И это дорогого стоит, ведь их язык обогащается.
— Я слышал, что следующим спектаклем будет «Яма» Куприна. Почему выбрано именно это произведение?
— Вы читали «Над пропастью во ржи» Сэллинджера? «Мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи».
Куприн пишет о том же. Недаром он посвятил повесть матерям и юношеству. Когда ты молод, ты хочешь быстрых денег и легкой жизни, но чем больше ты этого получишь сейчас и сразу, тем быстрее и горше ты заплатишь за это. Об этом много говорят сегодня, но отозваться и отложиться в головах молодых ребят это может только при условии, что ты кому-то сопереживаешь, что можешь это перенести на свою жизнь, пусть и опосредованно.
Настоящего художника отличает большое мужество. Нам-то сейчас легко ставить: Куприн — это классика. «Яму» и в советское время ставили, недавно сериал вышел, а вот написать «Яму» для Куприна было непросто. Он знал, что многие найдут его повесть порнографической, тем не менее этот человек больше не мог молчать.

Дела житейские
— А не бывает такого, что человек оканчивает вуз и уходит из коллектива, потому что студенческая вольница закончилась и ему надо обустраиваться во взрослой жизни?— Конечно, бывает. Но редко. Пока человек — школьник или студент, обществу понятно, кто он. На него настроена молодежная политика, все о нем говорят и везде зовут. Но когда оканчиваешь вуз, то наступает довольно сложный период. Тебе некуда идти, так как нет работы, а бывает, и жить негде, потому что койку в общежитии отобрали. А театр остается тем местом, куда ты можешь прийти и играть. Как ты был актером, так им и остался. И люди, встречая тебя на улице, по-прежнему говорят, какой ты талантливый. Театр дает человеку стабильность, поэтому люди с еще большим рвением начинают относиться к театру. Сцена помогает преодолеть разные страхи и комплексы. Театр — это психотерапия.
У нас очень много актерски одаренных людей. Но профессиональному актеру помимо таланта свойственна еще и чудовищная воля, и вера в собственную судьбу, и желание поставить все на карту своего таланта. И если человек чувствует, что хочет и может выходить на сцену, то этого вполне достаточно.
С благодарностью
Константин Бутин:— Уже тысячи людей посмотрели наши спектакли. В этом нам очень помогли Пензенский драмтеатр, лично главный режиссер Сергей Казаков и директор Александр Фомин. Огромное им спасибо! Они очень нас поддержали. Да, мы могли бы спокойно выступать в ПГУ, но в таком случае «Кириллица» была бы исключительно студенческим театром, потому что городской зритель идет туда неохотно. А благодаря поддержке Пензенского драмтеатра мы вышли на городской уровень.
Автор: Владимир МАРОЧКИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Три народа — одна песня: история ансамбля «Радованье» из Пензенского колледжа искусств
Как русская песня объединила представительниц трех коренных народов Пензенской области
За кулисами утреннего шоу: Валерия Сережкина создаёт настроение пензенцам на целый день
Валерия Сережкина, даже оставаясь за кадром, способна через экран зарядить человека положительными эмоциями на целый день«Золотой пахарь» из Кузнецка построил жизнь на местной Рублёвке: история Сергея Захарова
Тамаре Мельниковой – 85 лет: трудные времена, коллектив и президентство в «Тарханах»
Мастерица чистоты: история Галины Гусевой из Кондоля
Министр Калентьев о пензенском аграрном секторе: урожай, риски, цены на яйца
В Пензе запустят автобус от Ахунской проходной до аграрного университета
Инициативу поддержал губернатор Олег Мельниченко
Пензенской пенсионерке вернули деньги, которые она отдала мошеннику
На защиту интересов женщины встала прокуратура
ИИ-модель от Сбера поможет врачам анализировать здоровье сердца пациентов
Искусственный интеллект анализирует снимки сосудов и находит отклонения
«Дома один»: время быть начеку
Новый тренажёр для распознавания популярных мошеннических схем уже доступен в детском приложении СберKids
Подъемный стол: пошаговое руководство по выбору для промышленного использования
Подъемный стол - не просто вспомогательное оборудование, а важный элемент технологического процессаСбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество
Олег Мельниченко озвучил рекордные показатели уборочной кампании
В школе №1 Белинского открылся агрокласс «Пищевая промышленность»
Сбер приглашает старшеклассников принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников по предпринимательству

