Путешествие за вкусом: Что может предложить Пензенская область
По оценке ТурСтата, гастротуры в России являются одним из самых быстро развивающихся направлений внутреннего туризма.
Всемирная туристская организация провела исследование и выяснила, что более 88 процентов путешественников выбирают место для поездок, учитывая, что и как они там будут есть. 79 процентов туристов выстраивают свой маршрут, предварительно изучив календарь гастрономических событий. Например, приурочивают поездку к фестивалю пива или сладостей. Каждый третий рассматривает национальную кухню как важную составляющую. А 30 процентов расходов на отдыхе уходит на еду.
В Пензе насчитывается порядка 800 предприятий питания (на 30 с лишним тысяч посадочных мест). Это достаточно много. Но далеко не в каждом путешественник захочет пообедать. Нужна изюминка.
Может ли наш регион стать привлекательным для гастротуристов? Об этом мы поговорили с кандидатом экономических наук, и.о. завкафедрой «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ПГУ Натальей Уткиной.
Ставка на историю
— Наталья Владимировна, какие блюда или напитки можно отнести к чисто пензенским?— Регион у нас многонациональный. У каждой территории есть особенности. У нас нет особого блюда, характерного для области в целом. Но есть региональные нюансы в приготовлении блюд. Например, в приготовлении окрошки.
— Наш турбизнес как-то ориентирован на гастрономическую составляющую?
— Если говорить о турбизнесе в целом, то нет. Есть отдельные интересные примеры. Мне очень нравится, как в этом плане развивается музей-заповедник «Тарханы». Там попытались воссоздать кухню XIX века. Ставка делается на блюда, характерные для дворянских обедов. А ведь есть еще крестьянская кухня или кухня духовенства. Есть куда двигаться.
Интересно пообедать и в ресторане «Засека». Заведение делает ставку в том числе и на историко-культурную составляющую. В свое время здесь проводили гастрономические спектакли. Руководство смогло найти удачное сочетание гастрономии и познания. Ведь люди хотят не просто вкусно поесть, а еще и узнать что-то новое. Ресторан всерьез занимался поиском исторических рецептов местных блюд. И я уверена, что выстраивать свой гастрономический бизнес на истории вопроса — очень правильная стратегия.
Другое заведение, о котором стоило бы сказать, — это чайный дом «Дерево». Молодая креативная команда занимается не только продажей чая, но и организацией чайных церемоний, формированием чайной культуры. Кроме того, она привлекает интересных людей, создавая собственный календарь событий. Например, вы хотите показать что-то необычное в городе своему приезжему другу. Заглянув на страницу чайного дома в соцсети, можно найти что-то интересное и включить посещение заведения в маршрут экскурсии. Ребята, развивая чайную культуру, изучают традиции не только других стран, но и наши, местные. Оказывается, раньше в Пензе было много чайных. У нас заваривали и пили чай по-особенному.
Культ еды
— Чем славилась пензенская кухня в прошлом?— Я бы сказала, что для Пензенской области характерны не столько определенные блюда, сколько гостеприимство. Многие известные люди, побывав в Пензе, описывали в своих мемуарах и произведениях впечатления о нашем городе. И чаще всего город им запоминался как территория, где существует своеобразный культ еды, место, где любят поесть. Причем сытно и разнообразно.
Что касается конкретных блюд, то, как мне кажется, на первый план выходят десерты и сладости. У нас есть история, связанная с династией Абрикосовых. Напомню, что ее родоначальник получил вольную у помещицы, уехал в Москву, основал кондитерскую мастерскую и прославился своим умением готовить сладости из абрикосов. Позже фабрика была национализирована и стала носить имя Петра Бабаева.
Пензенская область была богата яблоневыми садами, плантациями ягод — всем тем, из чего традиционно делали различные заготовки и сладкие блюда. Поэтому для нас тема десертов очень характерна. Посмотрите, Бековский пищекомбинат из совершенно простых продуктов создает сладости, которые полюбили и далеко за пределами нашей области, — зефир, мармелад, пастилу.
— Но для гастротуризма одних сладостей мало. Какие у региона перспективы?
— Для нас нет ничего невозможного. Интерес к еде формируется быстрее всего. Фишку можно придумать, было бы желание. И посыл должен идти в первую очередь от бизнеса и организаций, которым это интересно. Приведу один яркий пример — музей «Коломенская пастила».
Две инициативные дамы загорелись идеей создания необычного музея. Сначала вложили собственные средства, потом смогли получить грант. В результате музей стал объектом туристской привлекательности. Это доказывает, что нужны инициативные люди с горящими глазами. Конечно, нужна и поддержка властей.
Да и у нас есть примеры. Каменский район и торговый дом «Кувака» в представлении не нуждаются.
В Никольском районе туристы стали часто посещать село Карамалы. Местные бабушки сорганизовались и встречают гостей в костюмах с песнями, хороводами, угощают местными блюдами, которые приготовили сами. Никакие мультимедийные презентации не заменят живого человеческого общения.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только ищет свою нишу в гастрономическом бизнесе или туризме?
— Если говорить о предприятиях питания, я посоветовала бы три важные, на мой взгляд, вещи.
Первое — делать акцент в меню на местную составляющую. Но сначала нужно изучить вопрос, почитать краеведческую литературу, покопаться в архивах.
Второе — составлять свои календари событий, развлекательных и просветительских мероприятий и активно рекламировать их в Интернете.
Третье — плотно сотрудничать с туроператорами по внутреннему туризму в вопросах приема и обслуживания туристов. Они тоже заинтересованы в том, чтобы предложить своим клиентам кулинарные находки по приемлемой цене. Турист в Пензу едет бюджетный. И далеко не везде есть специальное меню, которое придется по вкусу и стоимости экскурсионной группе.
В России довольно много туристических агентств, которые специализируются на гастрономическом направлении. И в последние годы довольно хорошо зарекомендовали себя гастротуры в бывшие союзные республики: Армению, Грузию, Азербайджан.
Автор: Елена КУЛАКОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
В Пензенской области живут дети, которым даже прикосновение может причинить боль
Правда и мифы о генных дерматозахВ Пензе мэрия забрала помещение у подросткового клуба «Импульс»
С центральной улицы города исчезло еще одно детское учреждениеИз Средней Елюзани на СВО отправили несколько тонн гуманитарного груза
Бренды играют в прятки: как в Пензе производят продукцию крупных марок
«Я не виноват! Ваш сын подарил мне второй шанс»: пензенец закрыл своим телом товарища
«Музыка их связала»: пензенский священник и его жена рассказали историю своей любви
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков поздравил с профессиональным праздником пензенских аграриев
Спикер регионального парламента поблагодарил тружеников села за самоотверженный труд