Полис или кошелек?

Полис или кошелек?

Медцентр — налево, медцентр — направо

Есть такая поговорка: здоровье не купишь. Она не потеряла актуальности. А вот консультацию доктора и быстрое обследование можно купить, были бы хрусткие купюры в кошельке.

Сегодня в Пензенской области зарегистрировано более 600 частных медицинских центров и кабинетов врачей. Для сравнения: государственных медорганизаций разного уровня, в том числе ФАПов, — свыше 1400. 

Одних только крупных платных клиник в Пензе насчитывается несколько десятков, вместе с филиалами. В Пензе сегодня можно даже на операцию лечь не в больницу, а в частную профильную клинику.    

Это наша реальность. И большинству она нравится. Людям нужна альтернатива. Но случается, выбора не остается и к платному врачу идешь потому, что долго не можешь попасть к бесплатному. 

Мы побывали в нескольких частных медицинских центрах Пензы и выслушали истории людей, которые лечатся за деньги.

Боль погнала

Ирина — худенькая женщина в возрасте за пятьдесят. Приехала в клинику из района. Больше десяти лет назад перенесла тяжелое лечение от рака. Нашли и вырезали опухоль на ранней стадии (спасибо бесплатной медицине). На протяжении многих лет Ирина периодически делает УЗИ и ездит в Пензу к своему онкологу. 

В частный центр женщину вынудила обратиться изматывающая боль в правом боку. Точно не аппендицит (аппендикс удалили еще в молодости). Болело неделю, вторую, третью. За это время пациентка побывала у терапевта, сдала кровь, сделала УЗИ всех внутренних органов. 

Причина страданий обнаружена не была. Заподозрили болезнь кишечника. Учитывая возможность рецидива онкологии, стало очевидно: надо пройти колоноскопию. Но медики из района на это исследование сами не записали. Пояснили: направление даст врач онкодиспансера. Запись к врачу в Пензу — через две недели. А потом еще обследования, вероятнее всего, придется подождать. 

Женщина мучиться до постановки диагноза еще месяц-полтора не согласилась. Сделала колоноскопию в частной клинике под общим наркозом (это довольно болезненная процедура). Заплатила 6 тысяч рублей. Диагноз: колит, послеоперационные спайки. Теперь проходит лечение, соблюдает диету. 

Нервы дороже  

Наташа из Пензы пришла на прием к аллергологу с сыном. У малыша обострение атопического дерматита. 
— На всю Пензу два бесплатных детских аллерголога, — сокрушалась она. — Я пыталась воспользоваться электронной записью, но там все занято на несколько недель вперед. Мы два раза в год должны показываться врачу, а не можем попасть к нему на протяжении многих месяцев. Без записи попроситься? Так мы ведь не с острой болью. У нас — хроническое. Заплатила 700 рублей и пришла к платному врачу, чтобы не нервничать. Хотя  ситуация напрягает. В поликлинике нам бесплатно назначали аллергопробы, анализы всякие. Они дорого стоят. Несколько сотен я готова отдать, а несколько тысяч — уже не могу. 

Надежда из Земетчина в клинику приехала с женскими проблемами. 
— Сегодня только на УЗИ, — объяснила она. — А раньше операцию за деньги делала. После бесплатного приема в диагностическом центре меня поставили на очередь. Ждать операции надо было больше месяца. Накануне позвонили, что не хватает одного анализа. Сказали, что надо срочно привезти недостающую бумажку, иначе снимут с очереди. Я никак не успевала его сдать… Заново проходить весь этот путь (районная больница — направление из Земетчина в Пензу — диагностический центр — постановка на очередь — сбор анализов) не было никаких сил. И дорога из райцентра до Пензы долгая и дорогая, чтобы туда-сюда мотаться. Узнала, сколько стоит такая операция в платном центре, и с бумагами, которые имелись на руках, записалась. Ждать пришлось совсем недолго. Несколько дней пребывания в стационаре вместе с работой хирурга обошлись мне в 15 тысяч рублей. На мой взгляд, лучше взять денег в долг, сделать все, как тебе удобно, а потом потихоньку расплатиться, чем жить в нервном напряжении.

Бесталонные

Надежда из Башмаковского района сидела перед кабинетом эндокринолога. У нее схема уже отработана: сначала УЗИ щитовидки, потом — прием врача. Все успевает в один день. А если по полису, получается разрыв минимум в две-три недели. 

—  Когда к бесплатным врачам попадаю, принимают хорошо, внимательно. Пожаловаться не могу. Но долго ждать обследования, — объяснила свой выбор в пользу платной медицины сельчанка. — Бывало, придешь, а талоны, которые врачу на месяц выдали, уже закончились. Про МРТ вообще молчу. Не допросишься! А у меня коксартроз, надо ежегодно смотреть в динамике, что с суставом происходит. К нам в деревню недавно приезжала бригада медиков. Принялась я у врача, попросила записать на МРТ. А она говорит: «Сейчас не могу. Приезжай ко мне в районную поликлинику. Тогда, может быть, получится». Почему так?

Далеко не все приходят в медцентр потому, что долго ждать приема в поликлинике у дома. У многих пациентов, сидящих возле кабинетов платных врачей, был полис ДМС (дополнительного медицинского страхования). Работодатели позаботились о сотрудниках.  
— Вчера заболело горло, а сегодня я уже у лора, — похвалилась одна женщина. 

Ее сосед по кушетке рассказал, что в центре нашел врача, которому доверяет. Потому ходит теперь только к нему. 
Приводили еще и такой аргумент: рядом с домом. Ну не хочется к узкому специалисту на другой конец города ехать! 

Платная медицина становится выходом и для тех, кого начальство крайне неохотно отпускает с работы лечиться. Многие частные центры работают до восьми часов в будни, принимают пациентов и в субботу. 

В государственных больницах в прошлом году, кстати, тоже организовывали удобные людям субботние приемы специалистов. Это было очень востребовано. Почему бы не повторить удачный эксперимент? 


Забыть дорогу в поликлинику

Екатерина Ивановна в последние несколько лет почти отказалась от бесплатной медицины.  
— Не люблю сидеть в очередях, — призналась она. — А еще у платного врача по регламенту на тебя полчаса, у бесплатного — десять минут, согласно записи. За тобой других больных — полный коридор. Но хочется, чтобы врач выслушал, все объяснил. В поликлинике же часто слышала: вам уже за 60, что вы от нас хотите? Хочу, чтобы назначили адекватное лечение по возрасту. Я перенесла операцию на мочевом пузыре и накопила букет хронических болезней, вот и хожу регулярно к одним и тем же врачам. Считаю, что лучше наблюдаться у специалиста, который тебя знает, чем вечная чехарда — к кому повезет записаться. Трачу  на лечение у платных медиков около 70 тысяч в год. Да, это много, но хочу сберечь нервы и время. Конечно, на одну пенсию я не могла бы себе этого позволить, поэтому продолжаю работать. 

Две недели. И не больше!

Медицинские исследования должны назначаться не по желанию пациента, а по рекомендации врача. Есть мнительные больные, которые убеждены: едва где-то кольнет, нужно срочно делать МРТ и созывать консилиум. Между тем многие болезни может вылечить участковый терапевт, руководствуясь минимальным набором анализов. Например, в его компетенции поставить диагноз и назначить лечение при обострении панкреатита или остеохондроза. Если человек хочет провести более широкую диагностику своего организма платно — это его право. 

Но нередко бывают ситуации, когда нужен именно узкий специалист. К примеру, терапевт не сможет заменить дефицитных офтальмолога или аллерголога. 

В связи с этим мы задали региональному Минздраву несколько вопросов:
Что делается, чтобы привлечь в больницы Пензенской области врачей таких специальностей, как аллерголог, гастроэнтеролог и офтальмолог? Планируется ли пересмотреть число выделяемых талонов на бесплатные обследования в сторону увеличения? Ведь аппаратов (колоноскопов, УЗИ, КТ) в государственных медучреждениях в последние годы стало больше. Как действовать человеку, если у него нет денег на платные медицинские услуги, а обследование надо пройти срочно?

Мы получили ответ за подписью заместителя министра здравоохранения региона Оксаны Чижовой. Она сообщила, что сегодня в системе «Городской поликлиники» Пензы работают три аллерголога и семь гастроэнтерологов. В «Городской детской поликлинике» — шесть офтальмологов. В сентябре 2018 года трудоустроены еще один аллерголог для взрослых и детский офтальмолог. Врачей, которые лечат болезни глаз, по-прежнему не хватает. Однако сейчас в целевой ординатуре по специальности «офтальмология» проходят обучение четыре ординатора. Впоследствии они будут трудоустроены в «Городскую детскую поликлинику» в Пензе. 

Что касается направлений на проведение исследований: сегодня в области ушли от талонной системы. (Пациенты талончиками по привычке называют листочки, на которых указаны время и дата обследования. — Авт.) Записать на обследование может как врач первичного звена, так и узкий специалист. Согласно Территориальной программе госгарантий оказания бесплатной медпомощи, срок ожидания УЗИ, рентгена и т. д. не должен превышать 14 календарных дней. Срок ожидания КТ, МРТ, ангиографии — 30 календарных дней. Если врач тянет время, а ситуация не терпит промедления, надо обратиться к заведующей поликлиникой.

Не хочешь платить? Можно позвонить! 

Полис ОМС гарантирует нам определенные права. В Пензенском территориальном фонде обязательного медицинского страхования (ТФОМС) действует единый контакт-центр, куда каждый застрахованный может по­звонить, если у него возникли трудности с получением медицинской помощи. 

По данным ТФОМС, с начала 2018 года туда поступило
36 833 телефонных обращения и 138 письменных жалоб. Одна из частых претензий — недовольство качеством медицинской помощи (45%). Встречалось и несоответствие записей, указанных в справках об оказании медицинских услуг (такие, например, выдают при лечении в стационаре), их фактическому получению. 

Еще один весомый повод для звонков — невозможность записаться к тому или иному врачу.  

В фонд также поступило 25 жалоб о незаконном взимании денежных средств за обследование. 
Обоснованной оказалась только одна из них. Врач районной больницы выдала пациенту направление на платное проведение МРТ и УЗИ-исследования в частную клинику. Общая сумма потраченных больным средств составила 3365 рублей. Права застрахованного лица были нарушены, потому что врач должен был выписать направление в рамках ОМС.  Пациенту возмещены расходы на проведение платных исследований в полном размере. А медицинскую организацию оштрафовали почти на 9 тысяч рублей.  

В других случаях плату за обследование посчитали законной. Но тут, признаются специалисты, имела место юридическая безграмотность пациентов. В ряде обычных больниц наряду с бесплатными оказывают и платные услуги. Человеку предлагали пройти обследование платно, чтобы не ждать. В договоре была прописана строчка, что пациент проинформирован о том, что мог бы получить эту медицинскую помощь по полису. Часто внимательно прочитать договор люди удосуживались только дома...

Если у вас возникла проблема с получением медицинской помощи по полису, звоните специалистам единого контакт-центра в сфере ОМС по телефону 8-800-100-80-44. Они расскажут о ваших правах на бесплатную медицин­скую помощь. 

Для удобства граждан организована возможность обращения в контакт-центр через программу «Skype». Для этого в  поиске контактов «Skype» следует найти пользователя под именем «Контакт-центр ТФОМС Пензенской области» и осуществить звонок.

Позвонить можно и непосредственно из медицинских организаций — с помощью стационарных телефонов прямой связи. Специальные безнаборные аппараты расположены в поликлиниках рядом с регистратурой или кабинетами врачей. Достаточно снять трубку и дождаться ответа.



Р. S. Этот материал прошу не считать хулой бесплатной медицины. В целом она сделала большой шаг вперед: в больницах появилось новое оборудование, в регионе стали делать высокотехнологичные операции разного профиля, использовать передовые технологии. Тем не менее есть и проблемы, их надо решать. Особенно на уровне первичного звена.   

К примеру, в кабинетах офтальмологов до сих пор нет рефрактометров (аппарат для компьютерного измерения остроты зрения),  которые имеются почти в каждой оптике. Электронная запись несовершенна. Случается, запишешься к врачу за две недели, приезжаешь в назначенный день и час, а его просто нет — отправили на медосмотры или в командировку. А ведь при регистрации в системе пациент заносит свои данные — как минимум электронную почту, а то и номер телефона. Почему нельзя предупредить? В платных центрах, если случится форс-мажор, тебе позвонят обязательно. 

На мой взгляд, специалистам маловато выделяют талонов. Сужу по личному опыту. Меня, например, направляли к специалисту в областной диагностический центр для уточнения диагноза. Там порекомендовали сделать денситометрию  (исследование плотности костей). Но записать на этот вид обследования в учреждении меня не смогли. Для этого посоветовали обратиться к неврологу первичного звена и вернуться с результатами. Два раза ходила на прием к врачу в свою поликлинику — отвечали: нет возможности. Круг замкнулся. Так и придется, наверное, узнавать, какова цена обследования в платном центре… Или попробовать решить вопрос через заведующую?

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке