Пензенский художник рисует огромные уличные композиции в городах России

За лето 2021 года Романов украсил фасады в пяти регионах России

Пензенский художник рисует огромные уличные композиции в городах России

Никита Романов рисует огромные уличные композиции в разных городах России. В Пензе образец его творчества можно увидеть на корпусе социально-педагогического колледжа — это картина в стиле стрит-арт высотой в пять этажей.

Художник создавал ее с помощью десятков аэрозольных баллончиков, ведра фасадной краски и подъемного крана. По несколько часов подряд он творил на высоте 10 — 15 метров. Люлька автовышки слегка раскачивалась от ветра, и художник с ловкостью эквилибриста ловил равновесие и наносил точные цветные мазки на стену.

А как радовались и удивлялись студенты, когда в окнах их аудиторий появлялась вдруг фигура человека. Потом они выскакивали на улицу, разглядывали наброски картины и спорили о том, что же будет изображено в конечном варианте. Уж очень много несочетаемого в этом стрит-арте.


Я и время 

Через несколько дней на панно стала угадываться фигура девушки с длинной косой и в русском национальном костюме XVII века. Гостья из прошлого смотрится в зеркало и видит себя в окружении микросхем и гаджетов XXI века. Глаза красавицы скрыты очками виртуальной реальности, в которых отражаются две даты: 1663-й – год основания Пензы и 2063-й как символ будущего. Так образно на своей картине «Вчера и Завтра» пензенский художник выразил идею, что прошлое определяет будущее.

— Время для меня всегда было мистической стихией, — говорит Никита. — Вот уже десять лет я рисую на бетонных или кирпичных стенах городских зданий. Работа на таком грубом, холодном «полотне» требует немало терпения и выносливости. Но меня спасает воображение — я люблю представлять себя в роли художника из какой-нибудь древней эпохи, создающего наскальную живопись. Войдя в этот образ, могу работать целый день на высоте, не чувствуя пронизывающего ветра, голода и усталости. Во многие свои картины я добавляю символы времени — это могут быть элементы старинной одежды, лица политиков прошлого или кадры из советских кинофильмов. Мне порой кажется, что не я управляю временем, а время — мной.

Муралисты против вандализма 

Никита с 12 лет мечтал расписывать городские стены, изучал стили уличного искусства по журналам и кадрам из клипов исполнителей в стиле хип-хоп, а потом делал наброски на полях школьных тетрадей в стиле мурализма (от испанского mural — настенная живопись). 
Несмотря на неуемное желание рисовать на улице, парень долго не решался подойти к стене с аэрозольным баллончиком. Ему не хватало оригинальных идей и чутья, а посоветоваться было не с кем. Все изменилось после поступления в университет архитектуры и строительства в 2008 году. 

— Я выбрал архитектурный факультет, потому что там учились муралисты, с работами которых я был знаком, — рассказывает Романов. — Ведь художнику сложно развиваться в одиночку, нужна близкая по мысли и духу благодатная творческая среда.


К счастью, в нашем городе есть такая: в число наиболее опытных и авторитетных уличных художников входит 30 человек. Они общаются между собой в социальных сетях, участвуют в совместных проектах и соблюдают неписаный кодекс чести стрит-арта. 

— Это, например, запрет рисовать на стенах храмов, объектов культурного наследия, надгробиях, — разъясняет Никита. — Именно соблюдение этих правил отличает муралиста от вандала. 

Творческая дуэль 

Но, едва начав творить на городских стенах, неискушенный художник умудрился нарушить еще более строгое табу. 

— Мы с моим другом Ромой Каланиным подготовили эскиз и отправились искать «бесхозную» стену. На улице Металлистов зашли на территорию заброшенного цеха и начали рисовать на старой кирпичной кладке. Там был какой-то полустершийся от дождя рисунок, но мы не придали этому значения. 

Согласно другой заповеди, стрит-артист уважает творчество коллег и не рисует поверх чужой работы. Уже на следующий день Никита и его друг были наказаны тем же способом: поверх одной из их работ была написана другая. 

На этом «вендетта» не закончилась. В итоге в конфликт вмешались общие знакомые соперников и предложили решить спор на творческом поединке.

Сражались обидчики и обиженные. Нужно было нарисовать на бесхозной стене картину. Бросили жребий, чтобы выбрать тему. Никите досталась тема «Тишина». Три часа команды напряженно работали, а секунданты следили, чтобы никто не искал подсказки в интернете. В итоге Никита со своим другом победили и конфликт был исчерпан.

...И тонкий женский профиль

В период поисков Романов выбрал для себя реалистический стиль и работал в нем следующие пять лет. Он передавал оттенки цвета и светотень так точно и детально, что его творения были больше похожи на фотографии. Наверняка многие пензенцы видели на стене трансформаторной будки вблизи остановки «Фонтанная площадь» портрет Шурика из комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — это работа Никиты. 


— Был период, когда я чаще рисовал мужские лица: фактурные, харизматичные, с крупными чертами, они внушительно смотрятся на стене. Затем увлекся портретами женщин — их черты требуют больше тонкой работы, но она приятнее, — с улыбкой замечает Романов.

Фрески XXI века 

Настенная живопись все больше входит в моду. Картины на фасадах заказывают и коммерческие фирмы для рекламы товаров и услуг, и продюсеры для оформления концертов, и даже чиновники для привлечения внимания к важным для общества проблемам. Например, темой фестиваля «Формат» в 2020 году объявили героизм врачей, боровшихся с пандемией... 
Профессия уличного художника обязывает ездить в другие регионы. 

— В интернете нередко появляются объявления, что в таком-то городе власти разрешили превратить обычную кирпичную кладку в произведение искусства. Я посылаю организаторам эскизы и, если их одобряют, собираю кисти и краски и уезжаю за сотни километров от родного дома, — рассказывает Никита. 

За лето 2021 года Романов украсил фасады в пяти регионах России. В августе он был приглашен сразу в десять городов! Выбрал фестиваль уличного искусства в городе Черняховске Калининградской области. Теперь одно из строений там украшает композиция «Рождение мысли» в честь философа эпохи Просвещения Иммануила Канта. Никита ввел несколько символов, создающих ощущение мучительного поиска истины: ключ в замочной скважине, лабиринт и пробивающийся сквозь землю зеленый росток. 


Не прошло и месяца, как Романов принял участие в фестивале в родной Пензе. Его композиция «Вчера и Завтра» вошла в пятерку лучших по Приволжскому федеральному округу. Но он не явился на оглашение результатов — пора было расписывать стены в следующем городе. 

— Я ежегодно участвую в нескольких фестивалях, иногда и международных. Но каждый из них для меня сразу перестает что-то значить, как только я заканчиваю картину. Мне интересно рисовать, создавать образы, а призовые места и награды меня не особенно привлекают, — говорит художник. 



Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке