Как женщине после операции по удалению рака груди вернуться к прежней жизни

Пензенские психологи уверены: можно даже изменить ее к лучшему

Как женщине после операции по удалению рака груди вернуться к прежней жизни

Ежегодно более 60 тысяч россиянок сталкиваются с таким опасным заболеванием, как рак груди. К счастью, сегодня благодаря диспансеризации и современным средствам диагностики недуг удается распознать на ранних стадиях и вовремя начать лечение. При этом онкологи по возможности стараются избежать радикальной операции по удалению молочной железы. 
Но в ряде случаев по-другому от злокачественной опухоли никак не избавиться.

Потерянная красота

Конечно, грудь не является жизненно важным органом, но в сознании людей она ассоциируется с женствен­ностью, красотой. 

— Большинство онкобольных испытывают страх, тревогу, стресс, депрессию. Все эти факторы отнимают у них энергию и силу, что может негативно сказаться на качестве лечения, — говорит руководитель Пензенской региональной общественной организации практикующих психологов «Круг доверия» Наталья Маньченкова. — Чтобы исход заболевания был благоприятным, людям необходима психологическая поддержка. А женщины с диагнозом «рак молочной железы» вообще испытывают колоссальный стресс — не только из-за смертельно опасного заболевания, но и потому что потерять грудь для них эмоциональная катастрофа. Им трудно после операции принимать свое изменившееся тело. 

Для таких пациенток мы разработали программу бесплатной психологической реабилитации «Обретая себя». Кроме психологов, с женщинами также работают врачи-физиотерапевты и инструкторы ЛФК, специалист по естественному оздоровлению. Ведь при мастэктомии страдает не только грудь, но и рука с той стороны, где проводилась операция. Вместе с больным органом хирург удаляет часть мышечной ткани, лимфоузлы. В итоге нужна реабилитация руки, иначе в дальнейшем она будет плохо двигаться, испортится осанка. 

Жить дальше

— С какой реакцией женщин, перенесших мастэктомию, вам приходится сталкиваться? Насколько они готовы поделиться своими проблемами с психологом?

— Мы готовы помочь каждой посетительнице, которая к нам обратится. Информация о нас есть на сайте Пензенского онкологического центра, наши буклеты есть в отделениях. Однако многие стесняются обращаться, боятся чего-то. Часто женщины растеряны, не знают, как жить дальше. Некоторые испытывают реакцию отрицания: «Я не нуждаюсь ни в чьей помощи: я сильная, сама справлюсь с ситуацией». У кого-то возникает агрессия: «Почему жизнь так несправедлива? Почему это случилось именно со мной?!» 

И вот женщина возвращается в ту же среду и продолжает вести тот же образ жизни, что был до болезни (а психотерапевты всего мира называют психосоматику одной из причин возникновения онкологических заболеваний), из-за чего затягивается выздоровление, появляется риск рецидива. Задача психолога — помочь ей вырваться из замкнутого круга, помочь проработать накопленные, разрушавшие ее эмоции, найти внутренние ресурсы для дальнейшего существования, обрести новые цели.
 
— А ведь многим предстоят еще и мучительные сеансы химической или лучевой терапии…

— В данном случае также необходима помощь психолога. Конечно, лечащий врач подготовит человека к лечению, даст рекомендации по режиму, по диете, по профилактике инфекций, пропишет лекарства, снимающие позывы к рвоте, снижающие температуру и так далее. Но человек тяжело переживает общую слабость организма, не готов к физической беспомощности, ему страшно, тревожно и не понятно, что будет дальше. 

Плюс влияние химических препаратов на когнитивные способности, так называемое химио мозга. Многие после химиотерапии начинают медленнее соображать, у них теряются некоторые ассоциативные связи, случаются провалы в памяти. 

Например, одна из наших посетительниц жаловалась, что ей стало трудно отвечать на элементарные вопросы, приходится долго обдумывать каждое слово, а иногда и вспоминать, что означает то или иное слово. Расплакалась: «Я стала какой-то тупой». У нее появилось ощущение полной беспомощности, ненужности. 

И вот здесь важно донести до человека, что все явления временные, что они прекратятся, как только будет пройден курс лечения, что нарушенные когнитивные функции обязательно восстановятся.  

Главное, чтобы женщина понимала, что при адекватной поддержке она может не только стать прежней, но даже измениться к лучшему. 

Одежда с застежкой спереди

— Ваша программа рассчитана на какой-то определенный срок? Сколько, к примеру, консультаций психолога может получить конкретная участница? 

— Мы оказываем комплексную помощь, это не разовые консультации. При необходимости психолог будет работать с участницей программы несколько месяцев, вплоть до года-двух, пока она сама не решит, продолжать ей дальше или нет. Хотя был случай, когда помогла всего одна восьмиминутная консультация по телефону. 

— Разве так бывает? 

– Да. Мне позвонила жительница одного из сельских районов Пензенской области, рассказала, что ее лучшей подруге удалили грудь: «Ее выписали, она плачет, а я вокруг нее бегаю и не знаю, чем помочь. У подруги плохо двигается рука, и она не может самостоятельно одеваться». Я говорю: «Купите ей одежду с пуговицами или молнией спереди». Женщина обрадовалась: «Так просто! Почему мы сами до этого не додумались?» Тут сыграло роль туннельное сознание, когда человек зациклился в рамках навязчивой идеи («подруга болеет, а я не врач, не психолог, не могу ничем помочь») и ничего не видит за пределами этого мысленного туннеля. А ларчик просто открывался. Но объяснить такие вещи порой может только специалист, который со всех сторон посмотрит на проблему. 

Просто любить

— Вы упомянули, что после реабилитации женщина может не только стать прежней, но и измениться к лучшему. Что вы имели в виду? 

— Вообще люди с тяжелыми, опасными заболеваниями часто пересматривают свои взгляды, в них просыпается забытая любовь к миру, к окружающим людям, к себе — ведь порой мы и себя-то не любим. 
Одна из участниц нашей программы после операции постоянно плакала — каждый день в течение полугода. Близкие считали, что это в порядке вещей: мол, на человека такая болезнь свалилась, да еще и операция — тут волком завоешь. 

К счастью, она сама поняла, что это ненормально, когда глаза постоянно на мокром месте. Обратилась к нам, и мы установили причину ее слез: люди на самом деле не признавали ее горя. Ей не раз приходилось слышать: мол, радуйся, что жива осталась, подумаешь — грудь отняли. Вроде подбадривали так… А у нее душа болела как раз из-за того, что ее тело изменилось, никак она не могла этого принять и сочувствия ни от кого не было. 

Женщина прошла реабилитацию, перестала плакать и… переехала из своего села ко взрослым дочерям в Москву. Они давно звали овдовевшую мать к себе, да та все не решалась. Не могла оставить дом, с которым было связано столько воспоминаний, уехать от могилы мужа. Боялась перемен. 

Теперь она живет в столице, счастлива. Представляете, вышла замуж второй раз, за хорошего человека. Я недавно получила от нее коротенькое смс-сообщение: «Спасибо вам. Моя жизнь изменилась к лучшему».

Контакты
Подробнее о программе бесплатной психологической реабилитации женщин, которым диагностировали рак груди, «Обретая себя» можно узнать по телефону 30-51-26.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное