Как царица романса Алла Баянова изменила жизнь пензенца
В его репертуаре — городской романс, отечественное и зарубежное ретро, саундтреки к советским фильмам и много других хороших песен, проверенных временем и любимых народом. Николаев в чем-то продолжает и традиции великих русских исполнителей романсов — Петра Лещенко, Александра Вертинского, Вадима Козина, более близкой нам по времени Нани Брегвадзе.
В этом, наверное, «виновата» легендарная Алла Баянова, народная артистка России, которую называли царицей романса.
Учиться у царицы
30 лет назад молодой пензенский вокалист, талантливый самоучка, поклонник западных поп- и рок-групп отзывался о творчестве Баяновой: «Фи, нафталин какой-то».— Спасибо моему коллеге Дмитрию Солдатову, который устроил нашу встречу с Аллой Николаевной, предложив записать несколько романсов и показать ей. Сам он познакомился с ней раньше, когда артистка приезжала на гастроли в Пензу, — рассказывает Николаев. — Я сопротивлялся как мог: не мое, не хочу, не буду! Но Дмитрий был очень убедителен. В общем, записали материал, и как назло неудачно, даже не в той скорости, как оказалось.
Приехали в Москву — это был 1993 год. Баянова после возвращения из эмиграции жила с компаньонкой в небольшой двухкомнатной квартирке на Арбате. Приняла нас радушно, послушала и иронично говорит: «Ребята, ну вы и ерунду записали!»
— После такого запросто руки могли опуститься…
— Так она же нас не отвергла, не сказала, что, мол, нечего на сцену соваться, просто указала на ошибки и дала несколько советов по исполнительскому мастерству. Вообще, для Аллы Николаевны методика кнута и пряника в обучении была характерна.
Бывает, приезжаю к ней с новыми записями, довольный собой: какой я молодец! А она раз — и камня на камне не оставит от моей самоуверенности. Тут не так, там не эдак. Обидно до слез — вся работа насмарку!
Она мое состояние почувствует: «Эй, ты чего так расстроился? Просто я тебе разбор полетов устроила, а на самом деле ты этот романс не хуже Брегвадзе спел». Ну я и встрепенусь…
— Хороший такой пряник!
— Баянова учила, что городской цыганский романс поется в первую очередь сердцем, а не только голосом. Она действительно была великой певицей и прекрасным человеком. Мало того что бесплатно давала мне уроки, так еще и с работой помогла — устроила нам с Дмитрием Солдатовым годовой ангажемент в одном из ресторанов Тамбова.

Первый успех
— Я знаю, что кажущаяся легкость вашего исполнения на самом деле результат упорного труда, долгих репетиций, постоянного совершенствования вокальных данных. Помните, как вы впервые запели?— Мне годика три тогда было. Папа записывал меня на катушечный магнитофон — жаль, пленка не сохранилась. Они с мамой посчитали, что у меня есть способности, и в пять лет отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Мне так понравилось заниматься, я был настолько сообразительным, что годовую программу освоил за четыре месяца! А потом моя первая преподавательница Светлана Анатольевна Кузнецова ушла в декретный отпуск, меня перевели к другой… а та отбила всю охоту учиться.
Из музыкальной школы я ушел и 11 лет занимался народными танцами. Пел дома, потихоньку. Только в последнем классе школы захотел выступить на публике, начал самостоятельно заниматься, пробовать играть на гитаре.
И — о волшебная сила искусства! — на меня стали обращать внимание девочки!
Исторический зигзаг
— Любопытный поворот… И что же, даже не пробовали поступить если не в консерваторию, то хотя бы в музыкальное училище?— Школу я окончил с золотой медалью, а куда дальше идти — понятия не имел. Мечтал о славе киноактера, думал во ВГИК поступать, да родители не пустили. Я подал документы на исторический факультет тогда Пензенского педагогического института им. В.Г. Белинского. Учиться было тяжело: действительно, история — не мое. Но на старших курсах меня начали приглашать в различные самодеятельные молодежные группы. Так я попал в ансамбль завода «ТЭМ» (сейчас ОАО «Электромеханика»), а из него, в свою очередь, отпочковался костяк будущей группы «S-Клуб», которую потом взяли в штат кинотеатра «Современник» — играть в перерывах между сеансами.
Вот вы говорите: упорный труд, совершенствование вокальных данных. Да не было этого, я ж лентяй по жизни. Я пытался брать уроки вокала у профессионалов, но у меня это лишь тоску вызывало. Работаю над песней по-своему: слышу, что нравится, и сам выстраиваю вокруг этого определенный контур.
А в ресторане…
— В вашем творческом багаже работа в областной филармонии, в ансамбле «Джаз-Круиз», в московских клубах. И, скажем так, кабацкий период в Пензе. Помнится, в ресторан «Засека» многие ходили не только поесть, но и вас послушать.— Да, я в «Засеке» 11 лет работал. В принципе, неплохо было, в плане заработков. Я был единственным кормильцем в семье, к тому же нужно было ипотечный кредит выплачивать. С другой стороны, это тяжелый, неблагодарный труд. Опять же риск скатиться в разгульную жизнь, начать злоупотреблять спиртным.
Первые годы я старался как мог показывать людям настоящее искусство, пытался улучшить их музыкальный вкус, вставлял в стандартную ресторанную программу романсы, лучшие образцы западной эстрады. А потом понял, что публика стала менее требовательной и ей эти изыски не нужны.
Я почувствовал, что нужно уходить, когда голос стал звучать иначе, да и внешний вид мой мне перестал нравиться. Хорошо еще, что я все эти годы не прекращал концертную деятельность и смог вновь влиться в артистическую среду Пензы.

Скромность украшает?
— Ваши знакомые говорят, что вы, зная себе цену как артисту, тем не менее остаетесь скромным человеком и не умеете продвигать свое творчество.— Действительно, я начисто лишен продюсерских качеств. Не умею пиариться. Но мне везло по жизни: рядом всегда были люди как раз пробивные, они-то меня всюду за компанию тащили. А я за ними хвостом. Правда, всегда на взаимовыгодных условиях, поэтому я смирился с таким положением вещей. Не всем же быть ведущими, надо кому-то и ведомыми быть.
— Можно ли вас уговорить выступить бесплатно?
— Ну, если очень просят, я с удовольствием участвую в благотворительных концертах. К счастью, никто этой моей уступчивостью не злоупотребляет. Я рад поделиться своим теплом, мне кажется, я на бесплатных выступлениях даже лучше пою, чем на обычных. Казалось бы, что такое песня? Ее не поймаешь, не удержишь — это лишь воздух, который улетучивается с каждой пропетой фразой. Но если ты искренен, если по-настоящему любишь своего зрителя, тепло твоей души он ощутит и примет.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Самый юный: 10-летний Миша Нестеров стал ведущим на пензенском канале
Мальчик делится секретами работы и рассказывает о том, как отдыхает
В Пензе вновь приостановлено строительство цирка
Гендир Росгосцирка Сергей Беляков рассказал подробности
Теперь начать свой бизнес стало проще: В Сбере предпринимателям стала доступна рассрочка на первый взнос по франшизе
Новый продукт минимизирует расходы предпринимателя на старте бизнеса по франшизе
Цифровой апгрейд для преподавателей: в Сбере стартует шестой сезон Летней цифровой школы
Заявки принимаются до 15 июняКак выгодно инвестировать в 2025: практические советы для новичков
Банк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 4 месяца 2025 года
Растущая забота: треть жителей Пензы откладывают деньги для своих детей
«Убеждали не платить по ипотеке»: истории людей, которые стали жертвами «раздолжнителей»