Владимир Кшуманев: Музыкант играет на инструменте, актер – на себе
В «прошлых жизнях» Кшуманев окончил два вуза, успел поработать фрезеровщиком, инженером, журналистом на телевидении, чиновником в администрации города Заречного и при этом даже в мыслях ни разу не изменить главному – актерству.
От истоков
– Из 64 лет «по паспорту» я на сцене 54 года, – рассказывает Владимир. – С тех пор, как десятилетним пацаном пришел в кукольный кружок Дворца культуры «Современник» в Заречном (потом это стал драматический кружок, народный театр юного зрителя) и на 20 лет попал в крепкие руки Лидии Михайловны Ершовой. Сегодня понимаю, как мне повезло с наставником. Благодаря ей я прошел хорошую актерскую школу.
Передо мной сидит моложавый мужчина с красивой сединой и аккуратной бородкой. В свитере с оленями и джинсах. Современный Дед Мороз. Поза расслабленная, но руки скрещены на груди.
«Закрывается, – думаю я. – Не доверяет?»
«Чего она хочет?» – сканируют меня внимательные серые глаза.
Уже на втором часу нашей беседы Кшуманев признается, что к журналистам относится с осторожностью, хотя и сам окончил журфак. Однажды перед спектаклем его спросили, кого он будет играть в моноспектакле.
– Я потерял дар речи! Ну, ты хотя бы в программку, что ли, загляни, когда идешь на интервью. Это же азы профессии.
«Ой, – думаю, – попала!»
Слуга трех господ
Кшуманев – востребованный актер Зареченского ТЮЗа и при этом «слуга трех господ». В прошлом театральном сезоне Владимир сыграл 75 спектаклей и 6 премьер. Зрители ЗАТО увидели его в «Барышне-крестьянке», «Золушке», «Оскаре», «Сказке о царе Салтане», поклонники творчества студенческого театра «Кириллица» – в спектаклях «Мой сумасшедший папа» и «Игроки». А завсегдатаи ТЮЗа – в «Матушке-крапиве».
Насыщенной у Кшуманева была не только театральная жизнь. Снялся в «коротком метре» у интересных ребят в «сАми prodaction» для фестивального кино и в рекламе.
– В обеих наших столицах актеры могут работать сразу в нескольких театрах.
В Пензе, который по европейским меркам считается большим городом, мало театров и еще меньше актеров. Если меня приглашают и случается возможность сыграть, с удовольствием откликаюсь, – посвящает меня в театральную кухню Кшуманев. – Я еще «молодой» актер, не перегорел. На постоянной основе работаю в ТЮЗе всего несколько лет, а до этого, как шутят в театре, почти тридцать лет был «мальчиком по вызову», а работал на заводе, в НИКИРЭТ, на телевидении, 22 года – на муниципальной службе. Бывший глава администрации ЗАТО Вячеслав Гладков однажды представил меня коллегам: «Это работник администрации, который так и не стал чиновником».
Родная сцена
Актер Кшуманев всеяден. Он может сыграть любую роль – от Дуремара до Дон Жуана. Перевоплотиться в зайчика, кролика, пирата, малыша. И получить удовольствие от роли.– Количеством доволен. Качеством – редко. Считаю, надо работать и работать, а над некоторыми ролями – пахать и пахать! – говорит он.
– А какая сцена теплее? – Наблюдаю за реакцией. Язык тела отвечает прежде, чем мой собеседник произносит первые слова.
– Родная, конечно. В Заречном маленький театр, на 198 мест. Таким, на мой взгляд, и должен быть театр. В огромных залах теряется камерность, точечность. Зритель хочет быть соучастником действа на сцене. А если он сидит на 30-м ряду и наблюдает за игрой актеров в бинокль, мне кажется, он не получает того, за чем пришел. Тогда уж лучше смотреть кино по телевизору.
Наш театр – это театр с традициями. В 1993 году он возник из драматической студии, которую возглавлял Виктор Николаевич Бояров. Сегодня он – художественный руководитель Зареченского ТЮЗа. В Театре юного зрителя ощущается преемственность поколений.
В репертуаре Кшуманева есть спектакль «Папка». Диалог со зрителями, которые сидят буквально на сцене, разговор идет с глазу на глаз. Моноспектакль – это вторжение в очень интимную зону. Он рассчитан максимум на 60 человек. Пьеса талантливого драматурга из Перми Светланы Козловой с успехом идет во многих театрах страны. В Пензе она тоже получила отклик.
Мысли вслух. «Папка» для меня эксперимент. Зрители сидят в метре от меня, а иногда и ближе. Они слышат, как я дышу, чувствуют мой запах, вернее, запах персонажа. Мне это очень нравится. Это помогает почти сразу уловить настроение зала, его ожидания, готовность его участия в спектакле. И вот здесь начинается эксперимент: я пытаюсь вместе с этим залом сотворить спектакль, выстроить со зрителем честные отношения. Не каждый режиссер на это согласится. Константин Бутин очень тонко чувствует актеров и доверяет им.
Именно в «Кириллице» я впервые увидела Владимира Кшуманева в спектакле «Мой сумасшедший папа». Как он попал в студенческий театр?
– Костя позвал, посмотрев спектакли с моим участием. Сейчас я занят в нескольких постановках. С удовольствием играю и с профессиональными актерами, и с непрофессиональными лицедеями. Бутин собрал в «Кириллице» прекрасную труппу. Он знает, что предложить зрителю.
Любительский театр от профессионального отличается невероятным желанием играть. Самодеятельные артисты всегда искренни, они, не побоюсь этого слова, самоотверженно бросаются на сцену.
В спектаклях нет мелочей. Режиссеры продумывают каждую мизансцену. В студенческом театре ребята подхватывают идеи буквально на лету. Все делают сами, например, в «Острове Инишмаан». Мы играем в декорациях, которые максимально приближают к реальности. Здесь все по-настоящему. Если на сцене дождь, то это ливень. Если снег, то это настоящая вьюга!
Упоминая о спектакле на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте», Владимир говорит, что в нем «сошлись студенты и самые высокие профессионалы – народная артистка России Галина Репная, актрисы Зареченского ТЮЗа». О себе коротко: «…несколько раз с удовольствием выбегаю на сцену». И, «выбегая», Кшуманев создает образ очень порядочного человека, способного на поступки, которые делают ему честь, но вынужденного скрывать свои истинные чувства за личиной деревенского сплетника. Интересное прочтение роли.
Приходя в театр, зритель видит «парадную» сторону спектакля. Он не знает, и ему не надо этого знать, как актеры работают над ролью, что происходит за кулисами. Театралы со знанием дела рассуждают про актерское мастерство, если рисунок роли совпал с их собственным представлением о ней либо вызвал обратную реакцию.
Кшуманев честно признается, что никогда не знает, получится или нет, даже если знает, как надо сделать.
– Режиссер подсказывает, а у меня категорически не получается. Мучаю его вопросами и предложениями, а до персонажа, как до неба, – рассказывает Владимир Александрович. – Про актерское мастерство для себя я сформулировал так: это умение наполнить форму содержанием. Текст, режиссура, костюм, сценография, свет – форма. Ноты – это форма, а музыка случается, когда музыкант, артист наполняют эту форму убедительным для зрителя содержанием. Но музыкант использует инструмент, актер же играет на себе.
Мысли вслух. Актерство – практика телесная. Важно все: доверие к партнеру, теплое дыхание, холодная рука, подрагивающая спина. Ком в горле партнера – как триггер чего-то очень личного – твоя удача, резкое отторжение – твое поражение.
Вот так и мучаюсь каждый раз. Актер редко собой доволен. В кино сняли сцену, смонтировали, ушло в прокат – все! Ничего нельзя переделать. А на театральной сцене, пока спектакль играется, есть шанс приблизиться к искомому.
Кшуманев и партнеры
А, собственно, кого сам Кшуманев, переигравший сотни ролей, пересмотревший сотни спектаклей, выбирает за образец?
– Я преклоняюсь перед гением Константина Райкина. Специально еще в студенческие годы в Москве ходил в «Сатирикон» посмотреть на него. Безусловный талант.
Мне интересен Евгений Миронов, который сейчас возглавляет Театр наций. По-моему, ему под силу создать любой образ. Работая над ролью, он затрачивается, и герой, будь то отрицательный или положительный персонаж, получается очень выпуклым.
В Пензе много хороших актеров. Людмила Лозицкая и Михаил Каплан – это уже легенды, их имена золотыми буквами вписаны в историю драматического театра.
Мне посчастливилось лицедействовать на одной сцене с народной артисткой России Галиной Репной. Галина Евгеньевна – прекрасный партнер, а помимо этого, она еще и человек потрясающий. Регалии ее не изменили, и «короны» на ее голове зрители не увидели. Большая труженица, которая своим студентам говорит, что актерство – это прежде всего огромный труд над собой.
Мы пять лет играли на малой сцене Пензенского драматического театра с Наташей Старовойт в спектакле «Наедине со всеми» по пьесе Александра Гельмана, который высоко оценил работу режиссера Екатерины Петровой, нашей землячки, поставившей эту пьесу в Пензе и предложившей нам сыграть ее на юбилее драматурга.
Наталья Старовойт, Владимир Кшуманев сыграли этот спектакль в Москве. Александру Гельману очень понравилась работа пензенских артистов. «Талантливо играют провинциалы. Не ожидал. Мне на старости подарок», – сказал он на пресс-конференции.
Взыскательные столичные театралы выходили из зала потрясенные. Внутренний драматизм, накал чувств, способы их выражения были настолько сильными и искренними, что это перевернуло представление многих о провинциальных актерах.
– Заслуженная артистка России Наташа Старовойт – актриса глубокого погружения, – сказал о своей партнерше Владимир Кшуманев.
Я думаю, и прима драматического так же лестно отозвалась бы о своем партнере, спроси я ее об этом в тот момент. Однако мысли материальны. Во время нашего разговора Старовойт позвонила ему из… больницы. Вероятно, одному из первых, с кем ей хотелось поделиться, рассказать о чем-то важном.
– Ну а в родном театре мне придется перечислить всю труппу! Хотите – верьте, хотите – нет, но все они замечательные партнеры. Хотя любимчики, конечно, тоже есть.
Даже через «не могу»
В театре есть сцена, а есть кулисы. Выходя к зрителям, актеры оставляют за кулисами проблемы, неурядицы, обиды и болезни, играя порой «через не могу», на разрыв аорты.
Несколько лет назад Владимир пришел в театр с тяжелым сердцем. Даже коллеги заметили, что он «поплыл». Кшуманев отыграл спектакль и с болью за грудиной пошел домой «отлежаться». Однако отлеживаться ему пришлось в больнице. Тяжелый инфаркт надолго оторвал его от работы. На четыре часа врачи остановили «пламенный мотор». Когда ему поставили шунты в сердце, вернувшись из кардиоцентра, он долго приглядывался и прислушивался к себе: ему казалось, что в нем что-то изменилось.
– Приобрел еще один опыт, – отшутился актер на вопрос о своем самочувствии. – Все, что с нами происходит, идет в творческую копилочку.
Спектакли с участием Владимира Кшуманева с аншлагом идут как в родном театре, так и на сцене Центра культурного развития «Дом офицеров». На них с удовольствием ходят школьники по программе «Пушкинская карта». На спектакле «Остров Инишмаан» я увидела в них очень заинтересованных зрителей.
По стопам отца
Два часа нашей беседы пролетели незаметно. И не задать напоследок этот вопрос я не могла:– Дети пошли по вашим стопам?
– Своим детям мы с Аней (женой) говорили: до 18 лет мы за вас отвечаем, после вы вольны сами определять свою жизнь. Сын выбрал специальность, не связанную с театром. Он сейчас живет в Гатчине. Дочка окончила театральный институт в Саратове, перебралась с семьей в Москву. У нее много проектов, в том числе как у режиссера-фрилансера. Даже мне довелось поработать с ней в этом театральном сезоне.
В театрах стало модным делать эскизы спектаклей. Варька (Варвара Алексеева) сделала «карандашный набросок» по пьесе Михаила Хейфеца ROCK-N-ROLL НА ЗАКАТЕ, в котором были заняты мы с Мариной Столяровой. Не буду забегать вперед, надеюсь, что он станет полноценным спектаклем в репертуаре Зареченского ТЮЗа.
– Ну что же, как говорится, за исполнение мечты, Владимир Александрович!
Автор: Ольга СОКОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Коварная болезнь «поцелуев»: что такое вирус Эпштейна – Барр и как с ним бороться
На вопросы отвечает специалистПензенский облсуд вынес приговор убийце отчима
20-летний сердобчанин совершал преступление на камеру9 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 25 и 26 января 2025: диджей Vini, спектакль «Театр» и турецкий «Холоп»
Публикуем самую интересную афишуВ Пензенской области создали условия для оказания медпомощи военнослужащим
Губернатор Олег Мельниченко осмотрел оперблок и отделение хирургии23 врача трудоустроились за три месяца в Городскую поликлинику
Для укрепления штата планируется трудоустроить порядка 70 специалистовВ Пензенской области подвели итоги нацпроекта «Здравоохранение»
В Пензе 7-летняя пациентка Центра генных дерматозов получает уникальную терапию
Более 50 жителей Евлашево прошли первый этап диспансеризации в местной амбулатории
В пензенской больнице №4 дооснастили кабинет для пациентов с сахарным диабетом
Олег Мельниченко поужинал с кадетами Пачелмы
Глава региона провел совещание по вопросам капремонта школыРоссийский рынок процессной аналитики в 2024 году достиг 900 млн рублей
Инструмент планируют внедрить уже 45% российских компанийОлег Мельниченко высоко оценил качество продукции фермы в селе Русско-Никольском
Глава региона продегустировал йогуртЗампред Гордумы Олег Шаляпин в Москве принял участие в конференции в рамках проекта «Муниципальный диалог»
В Пензу для обмена опытом в сельском хозяйстве прибыла делегация Татарстана
В Бековском районе губернатор оценил производственные мощности кленоварни и сахарного завода
Олег Мельниченко поздравил с Днем образования Следственного комитета РФ