Андрей Мельников: Неудача в бизнесе — не повод опускать руки

Так считает победитель областного конкурса «Лучший молодой предприниматель»

Андрей Мельников: Неудача в бизнесе — не повод опускать руки

Локдаун не остановил 

По данным исследования, проведенного общественной организацией  «Опора России»,  в прошлом году из-за пандемии коронавируса в нашей стране закрылись 220 тысяч малых и средних предприятий. 
Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что по той же причине в первом квартале 2021 года выручка у субъектов малого бизнеса снизилась на 19 процентов. А около 65 процентов компаний жалуются, что упавший спрос на их продукцию так и не вернулся к допандемийному уровню. 

Казалось бы, не самое благоприятное время, чтобы открывать новое производство, если оно не связано с IT-технологиями, или на нем не собираются делать, допустим, средства индивидуальной защиты. 

К счастью, находятся люди, которые так не считают. В частности, пензенское предприятие, занимающееся разработкой и производством кондитерского оборудования — ООО «Фудмаш» — открылось вообще в локдаун, весной 2020-го. А уже в мае нынешнего года его гендиректор Андрей Мельников победил на областном конкурсе «Лучший молодой предприниматель» в номинации «Лучший производственный проект». 

Невзирая на пандемию

— Ваша компания совсем молодая. Как вы рискнули запустить производство во время жестких карантинных ограничений? 
— Мы открылись, следуя бизнес-плану. Кто же знал, что случится пандемия… Конечно, если бы начинали с нуля — не протянули бы и до Нового года. Начинающим предпринимателям, которые занимаются производством, и без того сложно. Потому что нужно очень много вкладывать в оборудование, в кадры, тратиться на аренду помещений и так далее. 
У нашей компании трое соучредителей: я и мои коллеги Максим Червоненко и Алексей Шиньев. Каждый — профессионал в своей области, мы просто объединили знания, умения и навыки. 

Я хорошо разбираюсь в финансах, бухгалтерии, маркетинге, юриспруденции. Максим — наш главный инженер, имеет большой опыт в разработке станков и машин, Алексей — главный механик, специалист по сборке и отработке оборудования. 
Поэтому мы, несмотря на пандемию, хорошо стартанули и начали быстро развиваться. Многие производители в нашем сегменте в это время боялись расширять производство, берегли деньги, как говорится, на черный день. А нам нельзя было останавливаться, раз уж мы о себе заявили. Большую часть доходов стали реинвестировать в производство. Работаем по полному циклу, от идеи до сборки и запуска агрегата на предприятии. Сами создаем программное обеспечение. У нас есть свое конструкторское бюро и даже испытательный полигон. 

— При слове «полигон» представляется охраняемая территория где-то в полях…
— Да нет, все гораздо проще. У моих родителей есть собственное кондитерское производство, на котором мы и тестируем наши машины. 


Предпринимательский талант

— Теперь понятно, откуда у вас предпринимательский талант. Да и со стартовым капиталом вам родители, наверное, помогли в свое время?
— Безусловно. Я учился у них делать первые шаги в бизнесе. Но, знаете, я убежден, что бизнесменами не рождаются, а становятся. Можно получить 10 млн. рублей стартового капитала и вместо того, чтобы их приумножить и что-то создать — растратить за полгода. 

До того, как открыть свое дело, я окончил Пензенский торгово-экономический техникум (сейчас Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса – Авт.), потом получил высшее образование по специальности «Финансы и кредит» в Нижегородском коммерческом институте. 

Без знаний в бизнесе делать нечего. А также важно учиться извлекать опыт из своих неудач и находить внутренние ресурсы, чтобы двигаться дальше, несмотря ни на что. Многим из нас с детства вбивают в голову крайне вредную установку, что в любом начинании ты, как сапер, не имеешь права на ошибку. Иначе на тебе поставят клеймо неудачника. Это неправильно!
В бизнесе, наверное, только у одного из тысячи все получается с первого раза. И у меня далеко не все шло гладко. Но я, как в школе, делал работу над ошибками, благодаря чему пришло понимание, в каком направлении двигаться, как развиваться.

— Вы изначально делали ставку на производство?
— Нет, я почти десять лет занимался торговлей. В 2013-м перешел на продажу сантехники и метизов, открыл свой магазин. 
Вот, кстати, об ошибках. Вроде бы я все рассчитал, но, как оказалось, выбрал неправильное расположение магазина. Он находился на нулевом этаже, что уменьшало поток покупателей. Да еще и здание в центре города — это не всегда плюс, так как я не мог использовать стационарную наружную рекламу. 

Хотя все равно работал я с прибылью. Но однажды в новогодние праздники в здании прорвало канализацию, и магазин затопило на полметра. Большинство товаров были безнадежно испорчены. Я понес большие убытки, которые никто не возместил, хотя это была вина арендодателя, который не следил за состоянием канализации (прорыв случился не в первый раз). Выяснилось, что у меня был неправильно оформлен договор аренды, в нем не была четко прописана ответственность сторон, и товар не был застрахован. 


Аварию пережили. Идем дальше! 

— Да уж, ситуация… Впору было руки опустить. 
— Это не в моем характере. Переживать некогда было, надо было спасть положение. Торговую точку я закрыл, остатки товара, который удалось спасти, перевез в другое место. На оставшиеся средства снял крохотный офис, поставил стол с компьютером — и за месяц раскрутил онлайн-магазин сантехники. Сайт сам на коленке сделал, потому что не на что было нанимать профессионала, запустил рекламу в интернете. Продажи хорошо пошли, я даже начал поставлять товары в соседние регионы и снабжать крупные магазины.
 
Но в какой-то момент я понял, что уперся в стену. Стало все труднее конкурировать с гипермаркетами, застопорилось развитие, все же торговля сантехникой — достаточно узкое направление. 

Да и у меня давно уже зрела мысль о переходе на другой уровень. Хотелось заниматься не перепродажей, а созиданием. 

— Вы сразу определились, что хотели бы производить?
— Конечно, не сразу. Но однозначно что-то, полезное для общества. Уж точно, не сигареты и алкоголь. Я оценил свои возможности, нашел единомышленников. И мы стали делать хорошее оборудование, на котором кто-то будет изготавливать вкусные и качественные печенья, конфеты, мармелад, зефир. За короткий срок мы здорово шагнули вперед по сравнению с производителями аналогичной продукции. 

— Каким вы видите ваше производство, допустим, через пять лет? 
— С годовым оборотом, увеличенным в пять, а то и в десять раз. Будем развиваться мы — будет развиваться и наш потребитель, а это положительно сказывается на развитии экономики в целом. И пользу обществу принесем, и собственный достаток увеличим. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER