91-летняя пензячка нашла сестру, которую много лет считала погибшей

91-летняя пензячка нашла сестру, которую много лет считала погибшей

Жительница Пензы Юлия Харитонова через 78 лет нашла свою сестру, которую потеряла во время бомбежки в Сталинграде. И хотя самой уже за 90, нашла в себе силы проехать больше тысячи километров, чтобы наконец ее обнять.

Город в огне

Сухонькая старушка листает альбом с пожелтевшими фотографиями. На одной из них — четверо ребят: Юля, ее старший брат Юрий и две сестренки-близняшки, Розалина и Галина. Их счастливое детство осталось на том чудом уцелевшем снимке. А завтра была война… Разбросала всех, проехалась танком по судьбам. 

Юлия Павловна не может забыть те страшные для ее семьи и для всей страны дни. Война застала их в Сталинграде. Еще в мирное время семья переехала туда из Пензы вслед за отцом — работником типографии. 

Отец Юли и ее брат ушли на фронт и сгинули на полях сражений. Ни похоронки, ни письма... 

16-летняя Розалина работала на тракторном заводе, перепрофилированном на выпуск деталей для танков. Девочка стояла у станка. 

14-летняя Юлия трудилась на телеграфе, пока его не разбомбили. На Галину легли домашние дела. 

Сестренки все удивлялись, как в одночасье изменилась жизнь: 
— Только вчера играли в куклы! 

В тот день у Розы было дурное предчувствие: не хотелось идти на завод. Интуиция не обманула. Налетели немецкие бомбардировщики. Снаряд попал прямо в цех, разворотив его. Железо, камень, тела — все было вперемешку. 

И лишь несколько ребят за несколько минут до случившегося успели покинуть здание. Среди них была и Роза. 

В это время в городе началась экстренная эвакуация гражданского населения. Толпе беженцев, в которой оказалась девушка, велели идти к переправе. Всех перевезли на другой берег Волги.  

Осталась одна Юля...

А в это время мать и сестры разыскивали Розу. Первым делом бросились на завод. И услышали ужасную новость:

— Прямое попадание бомбы. Все, кто работал в этом цеху, погибли. 

Оплакивать потерю времени не было. Вскоре после этого известия Харитоновых эвакуировали. Когда переправились на пароме через реку, обернулись посмотреть на любимый город. От многоэтажек остались руины. То тут, то там полыхало зарево пожаров. 

Семью эвакуировали в Среднюю Азию. Убежать удалось от бомбежки, но не от страданий. Сказывались скудный паек, бытовая неустроенность. 

— Галя умерла, заболев брюшным тифом. Маму убил голод, — рассказывает Юлия Павловна. — Так я осталась одна. 

После войны Юля окончила педучилище и стала учителем начальных классов. Вышла замуж, родила двух дочерей и двух сыновей. 

Между тем ее сестра Роза все это время жила в Челябинске. Именно там во время войны понадобились ее рабочие руки — на таком же тракторном заводе, временно ставшем танковым. Не оставила предприятие, с которым сроднилась, Розалина и в мирное время, став ударницей труда. 


Появилась надежда

Юлия Павловна чувствовала себя, как дерево без корней. Она вспомнила, что в Пензе, где жила ее семья до переезда в Сталинград, осталась какая-то родня. 

В 90-е годы, когда встал вопрос о возвращении в Россию, выбор пал на малую родину. 
Дочь Ольга бродила едва ли не наугад по названным мамой улицам, оставшимся в цепкой детской памяти. И все-таки нашла нужных людей! 

А поиски самых близких родных не прекращались. 

— Мама всегда хотела найти брата. Розу она не искала, так как была уверена, что ее нет в живых, — рассказывает Ольга. — Мы посылали запросы в военкомат Сталинграда, откуда Юрий призывался. Нам отвечали, что его нет ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Но надежды, что когда-нибудь узнаем хотя бы, где он похоронен, мы не теряли. Моя сестра Светлана оставила информацию о поиске на сайте программы «Жди меня». И вот однажды, когда в очередной раз зашла на страницу, увидела давнее сообщение: брата Юрия и сестер, потерявшихся при бомбежке в Сталинграде, ищет Харитонова Розалина.

Ну не бывает таких совпадений! 

Позвонив сотрудникам передачи, пензяки узнали, что Розалина живет где-то в Челябин­ской области. Больше никакой информации не было.
 
Не в силах больше ждать, дочь Юлии Павловны Светлана развернула бурную деятельность, попросив помощи в поисках у челябинских полицейских. Те приняли эту историю близко к сердцу. И нужный адрес был найден! 

Все это время дочери маме ничего не говорили — боялись обнадеживать и волновать. 
Но ниточка, связывающая родных сестер, опять едва не оборвалась. Оказалось, что несколько лет назад Роза и ее семья съехали с прежней  квартиры. 

На этом же застопорились поиски у координаторов программы «Жди меня». 

С этим невозможно было смириться!

И тут на помощь пришли безграничные возможности Интернета. Родные нашли в Сети телефонную книгу многоэтажки, где жила раньше Розалина. И методично стали обзванивать каждую квартиру. Одна женщина оказалась в курсе, куда перебрались ее соседи, и дала новый адрес и телефон. 

Нервничали все ужасно, набирая номер. 

— Кто это? — раздался голос в трубке.

— Это ваши родственники. Сестра вашей мамы разыскивает ее.

На том конце провода сначала повисла тишина, а потом раздались всхлипывания. 
Юлия Павловна замерла, сидя на своей кровати. Она не могла поверить. Роза жива! Это было настоящее чудо. Чудо, что обе дожили до этого светлого дня. Одной — 91 год, второй — 94. 

Сестрам так хотелось увидеть, обнять друг друга. А между ними — 1200 километров... 
Врачи запретили Розалине Павловне такое долгое и трудное путешествие. Здоровье у Юлии Павловны тоже слабое: пожилая женщина с трудом передвигается по комнате. И все же она поехала. 


Огромная радость

— Как решились на это? Ведь около суток пути!

 — Как? Да я этого всю жизнь ждала! — улыбается старушка. — Ничего не боялась, чувствовала только огромную радость.

Зов крови двигал ей. Любовь и надежда давали силы. 

За окном поезда проплывали деревни и города. Юлия Харитонова смотрела в окно и вспоминала детство: как катались на санках с горы, лихо врезаясь в сугроб, как помогали маме портняжничать. Как счастлива была большая дружная семья, когда в ее жизнь еще не ворвалась война. 

Сотрудники телепередачи обеспечили Юлии Павловне медицинское сопровождение в пути, а на вокзале в Челябинске их ждала карета скорой. 

На инвалидной коляске дочь Ольга вкатила маму в незнакомую квартиру. 

Сестры узнали друг друга сразу, хотя прошло столько лет. Обнялись. Время отступило, и на короткий миг они опять почувствовали себя детьми. Светлые слезы лились по их щекам. 

Погостив у родных, Юлия Павловна вернулась в Пензу. 

Сейчас челябинские и пензенские родственники общаются по скайпу. 

— Теперь уже не потеряемся, — говорит Ольга. — Наша семья наконец воссоединилась. 

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER