30 лет покаяния: Уроженец Иссы полжизни прожил отшельником в горах Алатау

В начале декабря его, умирающего, нашли охотники. Что заставило Владимира Белакова отрешиться от мира? 

30 лет покаяния: Уроженец Иссы полжизни прожил отшельником в горах Алатау

В горах Алатау, в Казахстане, там где сливаются реки Большой и Средний Усек, стоит маленькая часовенка, а рядом с ней — опустевшая бревенчатая хижина. На протяжении многих лет она была убежищем отшельника. Владимир Белаков ловил рыбу и выращивал овощи, готовил немудреную еду на печке, носил воду из родника, заваривал в чай из трав, читал при свечах и наотрез оказывался переселяться поближе к цивилизации. 

Его персона, конечно же, заинтересовала журналистов. Но интервью он не давал. Правда, и нелюдимым не был. Подружился с местным священником, к нему изредка заглядывали путники. Однажды Владимир Алексеевич даже дал приют людям, заблудившимся в горах. Недавно его земной путь завершился.  

Обычным парнем был

Владимир родился  в Иссе в 1951 году. Рано осиротел.  Но сказать, что он был лишен заботы и любви, означало бы  погрешить  против истины. Мать мальчику заменила родная тетя. 

По словам  одноклассника Белакова Валентина Глухова, который с первого по пятый класс сидел с ним за одной партой,  Владимир  был  скромным, успешно учился. «Помню,  Володя очень хорошо  рисовал, — отметил  Глухов. — Еще запомнилось: когда мы  стали взрослее и собирались  компаниями  за столом на вечеринках, он в них, как правило, не участвовал. Больше ничем от других вроде не отличался». 

После окончания средней школы юноша поступил в  Ульяновское военное училище. 

Не сложилось...

Высокий, статный, красивый, Белаков обращал на себя внимание противоположного пола. Вот  и Ольга, бывший педагог (ныне пенсионерка), в юности была влюблена в него. 

«Мой папа не одобрял это увлечение. Почему-то Володя ему не нравился», — вспоминает Ольга. Тем не менее молодые люди продолжали встречаться. Хотя после того как юноша уехал учиться в Ульяновск, встречи были редкими. 

Ольгу, по ее признанию, привлекала в Белакове не только внешность и военная выправка.  

«Володя был очень интересным собеседником, очень начитанным. И литературу он предпочитал серьезную. Например, многие из нас тогда и не слышали о писателе Александре Солженицыне, а он хорошо знал его произведения», — отметила она. 
 
Казалось, ничто не мешало Владимиру сделать предложение девушке, которая ему понравилась. Но этого не произошло. Постепенно отношения сошли на нет. «Возможно, потому что мы были далеко друг от друга, редко виделись. И потом я стала замечать, что Володя начал увлекаться спиртным», — вздохнула Ольга. 

Забегая вперед, скажем, что официально семью он так не создал, хотя на некоторых интернет-ресурсах есть информация о том, что Владимир якобы был женат и имел ребенка. Но она не подтвердилась.

От сумы и тюрьмы не зарекайся

После окончания военного училища Белаков служил в Монголии вместе с другим уроженцем Иссы — Харисом Ибраевым.  
Харис Хусяинович, проживающий ныне в Пензе, рассказал, что с  Владимиром он и его супруга Надежда часто общались, когда были молодыми. 

«Володя получил звание старшего лейтенанта, был начальником отдела материально-технического снабжения в вертолетной части», — вспоминал Ибраев. И тоже дал понять, что  Белаков пристрастился к спиртному. «Сейчас решение вопросов зависит от полноты кармана, а тогда — от полноты стакана», — подчеркнул он, как бы оправдывая своего сослуживца.

По окончании службы в Монголии пути земляков разошлись. Позже Ибраеву рассказали, что Белаков — в колонии, правда, он не знал, за что тот был осужден. Как рассказали проживающие в Иссе родственники, Владимира посадили за смерть человека. Тот погиб в результате вспыхнувшей драки. В тот период Владимир находился в Казахстане. Приговором суда ему было назначено наказание — восемь лет лишения свободы.  


То ли сон, то ли видение

Пребывание в местах заключения стало переломным периодом в жизни иссинца. Умный, начитанный человек, он, по всей видимости, много думал, анализировал прожитые годы. И однажды Владимиру (так он рассказывал родным), было видение. Он получил конкретное указание свыше: поселиться  в горах Джунгарского Алатау, что на границе с Китаем, поставить там крест и молиться. 

Подробностей — что именно он видел — Белаков никому не рассказывал. Но судя по всему, мужчина был потрясен и дал зарок после освобождения из колонии отправиться туда, куда ему велели высшие силы. Так в 39 лет Владимир начал жизнь отшельника.

В трудах и молитве

Прийти в горы и обустроить там хотя бы самый скромный быт — задача не из легких. Климат в горах Алатау резко континентальный, с большими колебаниями сезонных и суточных температур, зимой — снегопады  и метели. Но, видимо, никакие трудности уже не могли заставить Белакова отказаться от избранного им пути. 
 
Обжив хижину, он построил себе баньку и небольшую бревенчатую часовню с зеленым куполом — в честь преподобного Серафима Саровского. Рядом установил  трехметровый поклонный крест. Бревна добывал на дне реки, которое из-за селевых потоков буквально устлано ими.
 
По словам жительницы ближайшего к месту обитания затворника города Жаркент Надежды Цехановской, с которой мне удалось  связаться через социальные сети, Владимир спускался с гор в населенный пункт два раза в год. 

«Останавливался  у нас, ходил в храм, кое-что закупал — и снова к себе. И мы много раз у него бывали», — рассказала Надежда.
 
Жизнь Владимира проходила  в трудах и молитве. Душу отшельник насыщал, читая духовную литературу, а тело — дарами матушки-природы. Также он собирал травы и делал лечебные настои, которыми делился с заглядывавшими к нему охотниками, пастухами, православными паломниками и жителями окрестных селений. А те, в свою очередь, приносили ему продукты, масло для лампады. 

Один из интернет-сайтов привел слова настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери  в поселке Коктал Жаркентского района иеромонаха Аверкия (Белова), который не раз посещал подвижника: «У него нет религиозной непримиримости и нетерпимости. Володя может общаться с людьми любого возраста, национальности, религии. Философия его простая, жизненная. За эти годы он прочитал много книг, он был очень очень интересным собеседником».

Нес свой крест до конца

Родственники Белакова рассказали, что раз в год он звонил им. И всякий раз увещевал, чтобы обратились к Богу. Присылал травы, считал, что они действеннее лекарств. 

Родные не раз предлагали  Владимиру вернуться в Иссу, поселиться у них. Но он категорически отвергал возможность изменить образ жизни, говорил, что останется там, где ему было указано. То есть, решил до конца нести свой крест, проявляя смирение. 
Даже заболев, он не покинул гор. Как рассказала Надежда Цехановская, его, обессилевшего, нашли в хижине заглянувшие к нему охотники, привезли в больницу, где он и скончался. 

Похоронили отшельника по всем православным канонам, там же, в горах, как он и завещал, в гробу, который тот заранее сделал для себя своими руками.

Автор: Галина ПРОХОРОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке