Житель Пензы дрессирует кошек, ядовитых змей и пуму

Житель Пензы дрессирует кошек, ядовитых змей и пуму

Сергей Туманов занимается с животными с 14 лет

Зоопарк в квартире

Его занятия по дрессуре (а проходят они в лесопарке на Западной Поляне) собирают целую толпу зевак. Это как попасть на бесплатное цирковое представление.

Дрессировкой Сергей начал заниматься с 14 лет. Очень животных любил. Мальчишки в футбол гоняют, а он в читальном зале изучает новые книги по собаководству.

— Как меня мама из дома не выгнала, не знаю, — со смехом вспоминает он. — У нас в обычной хрущовке в то время жили 14 животных: кошки, собаки, рыбки, голубь со сломанным крылом, ворона, ежик, уж… Всех потихоньку пытался дрессировать.

В 16 лет Туманов сдал экзамен на квалификацию и стал судьей-экспертом. Даже в армии отслужил вместе со своей собакой — восточно-европейской овчаркой Ханом, которую там поставили на довольствие. Тогда это было дозволено — кинологическая служба была государством очень востребована. 

— Хана вся Пенза знала, он был умнейший пес, работал со мной в спецгруппе ВОХР, во многих задержаниях участвовал. К тому же он был единственной овчаркой без хвоста (несчастный случай, поездом отрезало). Но этот изъян никак ему не мешал.

Судьбу не обманешь

Что интересно, Туманов несколько раз пытался выбрать делом своей жизни другую профессию, никак не связанную с животными. Получил диплом учителя истории и обществознания. Перепробовал множество работ — от механика до замдиректора коммерческой фирмы. (Он, кстати, с техникой на ты. Второе его увлечение — восстанавливать раритетные машины).

— Бегал от собаководства, хотя сам животных всегда держал — без них не могу, — признается Сергей Евгеньевич. — А оно все равно меня нашло.

Друг загорелся идеей создать подростковый клуб собаководов «Старт». Туманов помог найти помещение, наладить работу. Сюда охотно потянулись подростки. Но грянули лихие 90-е. Приятелю стало не до клуба, и он оттуда ушел.

— Ну поймите, не мог я бросить ребят, — вздыхает дрессировщик. — И вот с 1992 года клуб на моей шее.

Те мальчишки и девчонки давно выросли. Многие сами стали инструкторами.

Но и сейчас Туманов не может оставить клуб на произвол судьбы, хоть и на пенсии уже.

— Я в детстве ходил сразу в три подростковых клуба. Может, благодаря этому стал тем, кто есть. А что у современных детей? Все кругом платное. А если семья живет скромно, куда ребятам идти? Только на улицу. А в клубе им интересно. Мы не только с животными занимаемся, но и путешествуем вместе. Некоторые ребята вместе со мной летом ездят на море. Все, что зарабатываю дрессурой, уходит на клуб...

Домашние и дикие

Туманов, наверное, единственный в Пензе человек, который дрессирует кошек. Хотя считается, что это животные своенравные, в отличие от собаки, к человеку не привязанные, поэтому заставить их слушаться непросто.

— Сначала я ради интереса свою Дымку дрессировал, — рассказывает Сергей Евгеньевич. — Как-то знакомый стал хвастаться: его собака, мол, команды блестяще выполняет. Я увидел, что это не так, и засмеялся: «Моя кошка лучше сможет». А через некоторое время доказал. Дымка выполнила команды «сидеть», «лежать», «рядом» и показала, как она умеет вещи охранять — когда их пытались забрать, шипела и отбивалась лапой.

Сейчас Туманов ведет и групповые занятия. Нам повезло увидеть тренировку, где бок о бок работали огромный ротвейлер, крохотный йоркширский терьер, лабрадор, дворняжки, кошка-британка и даже пума Месси — звезда Инстаграма, где у нее есть своя страничка.

Пуму выкупила из контактного зоопарка молодая пензенская пара. Животное держат в квартире, водят на улицу на поводке, моют в ванной.

— Месси ведет себя как обычный домашний кот. У хозяев живет еще и обычная кошка. Она там за главную. А пума — по человеческим меркам она еще подросток — ее побаивается, — рассказывает Туманов.

Он не согласен с теми, кто утверждает, что диких животных дома держать ни в коем случае нельзя.

— Дикое животное — это дворняжка на помойке, — считает он. — Она озлоблена, и не знаешь, чего от нее ожидать. А тут вполне себе домашний кот. Команды выполняет хорошо, послушный. У его хозяев заводчики пум со всей России совета спрашивают.

Хвостатый террорист

По словам профессионала, главное — правильно выстроить иерархию. Животное с первых дней пребывания в доме должно понять, кто главный в стае. Иначе оно будет спасть на диване, а хозяин — на коврике.

— Жила в одной семье кошка. Еще та зверюга — под восемь кило. А злая! На людей бросалась. После того как она в кровь исцарапала сына хозяев, девятилетнего мальчика (тому пришлось накладывать швы), его мать в слезах пришла к Туманову: «Возьмите к себе, иначе придется ее усыпить»...

Тогда ее унес к себе мой брат — он как раз хотел кошку завести. Но потом позвонил: «Забери, не справляюсь! Ночью в туалет встаю со шваброй. Сидит либо на шкафу, либо на двери и караулит, чтобы прыгнуть на голову».

Дрессировщик забрал хвостатую террористку к себе, упорно занимался с ней. И стала та дома как шелковая.

— У меня прожила много лет. Только собак на дух не переносила, у форточки сидела, их караулила. Все окрестные псы наш дом за версту обходили, — смеется он.

И змея ему покорна

Кого только не дрессировал Туманов: и тундрового волка, и лошадей, и паука, и даже ядовитых змей. Последних учил приползать на стук палочки по полу, приподниматься на хвосте. Только у земноводных есть один минус: впадают в анабиоз, а выходят из спячки утратившими все навыки. Остаются одни инстинкты.

Читайте также:

В Заречном волонтеры за два года спасли 443 животных

 

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное