Полвека дружбе не помеха

Полвека дружбе не помеха

Журналисты программы «Жди меня» приехали в Пензу, чтобы снять встречу писателя из Наровчата Владимира Полякова и его иркутского друга Виталия Комина после 50 лет разлуки.

Две недели назад в Иркутске в квартире писателя Виталия Комина раздался телефонный звонок:
— Здравствуйте, с вами говорит журналист «Первого канала» программы «Жди меня». Вас ищет девушка из Пензы — Лена Кардаш.
— Как приятно… — улыбнулся Комин. — Только это, наверное, ошибка: в Пензе у меня никого нет. Тем более — знакомых девушек.
— Лена ищет вас по просьбе дедушки — Владимира Афанасьевича Полякова, — уточнила  собеседница. — Начало 60-х, станция Зима Иркутской области… Помните?
— Как же не помнить, — голос Комина дрогнул.

Мне нужен этот сборник!
21-летний Виталий Комин, дипломированный специалист, приехал на станцию Зима в 1961 году. Корреспондент местной газеты, по традиции тех лет, начал искать рабкоров. С одним из них, учителем рисования и поэтом Владимиром Поляковым, подружился.

Они сошлись на любви к поэзии. Их любимым автором был Евгений Евтушенко, который родился и вырос на станции Зима. Виталий Комин был знаком с поэтом и общался с ним всю жизнь.

А у Полякова осталась в памяти такая история. Уроженец Брянской области и выпускник Курского художественно-графического училища он приехал на станцию накануне нового 1961 года. В школе отмечали праздник и предоставили слово новичку. 
— Давайте поднимем бокалы за вашего земляка поэта Евгения Евтушенко, — проговорил Поляков.
Один из гостей, секретарь райкома партии по идеологии, помрачнел, схватил свой полушубок — и на выход:
— Я не хочу слышать имя Евтушенко, он своей поэмой «Опять на станции Зима» опозорил нас на всю страну!

Через несколько лет Поляков, тогда уже студент Иркутского госуниверситета, сидел на лекции. И вдруг по коридору пронеслось: «Книги Евтушенко привезли!» У киоска выстроилась очередь. Полякову достался последний экземпляр, о чем и объявила продавщица. 

Из очереди выскочил взъерошенный мужчина, в котором Поляков узнал того самого секретаря райкома партии, который про Евтушенко слышать не хотел.
— Как это так! — махал руками «любитель поэзии». — Евтушенко — мой земляк! Мне нужен этот сборник.

Когда Комин передал этот случай Евтушенко, тот заулыбался:
— Пусть Володя пришлет мне этот экземпляр.
Через две недели книга вернулась с автографом: «Владимиру Полякову с дружескими пожеланиями». Скоро Виталий Васильевич узнает, что этот экземпляр Владимир Афанасьевич бережно хранил пятьдесят лет: сборник и сейчас стоит на его книжной полке.

Они не забудут друг друга

Жизнь развела друзей через три года. Комин уехал работать на областное радио, а Поляков поступил в Иркутский госуниверситет (через год перевелся на журфак МГУ).

Он не забудет друга. И однажды, работая главным редактором районки на Ставрополье, специально возьмет билет до станции Зима в надежде найти Комина. Сотрудники газеты, которая когда-то объединила товарищей, скажут что-то обтекаемое: мол, Виталий в районном центре, работает главредом радио. И Поляков напишет на радио. Удивительно — хотя адрес звучал примерно как «на деревню дедушке» — Комин письмо получит. Напишет ответ, потом еще один — но больше вестей от товарища не дождется. И только спустя несколько десятилетий узнает: Поляков переехал в Наровчат, и ответное послание его не застало.

Как и чем они жили все эти годы? Виталий Комин 43 года проработал корреспондентом на областном радио Иркутска. Главным трудом своей жизни он считает биографическую книгу о Евгении Евтушенко «Он шагнул в XXI век», написанную совместно с журналистом Валерием Прищепой. Это литературоведческое исследование всего творческого пути поэта, которое сам Евтушенко оценил очень высоко и написал об этом в предисловии к третьему изданию.

Владимир Поляков — авторитетный журналист, талантливый писатель, признанный краевед. Почетный гражданин Наровчата. Он приехал сюда 45-летним зрелым журналистом и издал здесь четыре книги стихов, рассказов, исторических очерков. Ему наровчатцы обязаны обретением утерянной чудотворной иконы Трубчевской Божьей Матери, которая стала бесценным сокровищем Троице-Сканова монастыря. А  летоисчисление Наровчата идет от первого упоминания о городе, которое Владимир Афанасьевич обнаружил в древнерусских летописях.

Лучший подарок
Несколько лет назад Владимир Поляков неудачно упал: серьезная травма приковала его к постели. Смириться с болезнью не позволил характер: он по-прежнему много работал и выкарабкивался из недуга. Поставил задачу — 100 приседаний в день (!). Ноги его плохо слушаются, но он не отступает.

Желание подбодрить, поддержать деда и заставило Лену написать в передачу «Жди меня». Понимала: лучшего подарка, чем встреча с Виталием Коминым, о котором дедушка много ей рассказывал, быть не может.
Был и еще один повод: 4 января у Владимира Афанасьевича юбилей — 80 лет.

До слез
Корреспондентов федерального канала послание, что называется, «зацепило».
— Редактор сказал, нам обязательно нужна эта история, — говорит журналист программы «Жди меня» Наталья. — Необычно, что молоденькая девушка ищет лучшего друга деда. Откуда это желание помогать, сближать людей, тем более — старшее поколение?
— Ну и что, выяснили?
— Выяснили. Это дедушкино воспитание. 

По сценарию, впервые после пятидесятилетнего расставания два друга должны были обняться на улице — дома для камеры слишком мало «воздуха». Поляков ждал Комина, сидя в инвалидной коляске, слегка прищуривая глаза. Когда он увидел Виталия со своей внучкой, слезы потекли по щекам помимо воли. Виталий Васильевич тоже не сдерживал эмоций. Они не обращали внимания на камеру: все никак не могли поверить, что встреча все-таки произошла.
— Ничего, ничего: мы еще повоюем! — похлопывал Комин Полякова по плечу. — Главное — мы нашлись.

Наверстать годы разлуки
Комин пробыл в Наровчате два дня. Они сидели в рабочем кабинете Полякова и бесконечно спрашивали друг друга: «А помнишь?». Рядом, на столе, груды книг: в подарок другу Виталий Васильевич привез больше десятка сборников их любимого Евтушенко и третье, «самое роскошное», издание биографии поэта, написанное им самим.

— Представляете, благодаря Виталию в Иркутске все эти годы выходили мои стихи, — застенчиво улыбается Владимир Афанасьевич. — Он печатал их в сборниках иркутских поэтов.

Владимир Афанасьевич до сих пор работает на старой печатной машинке. И хотя встретиться с Коминым им помогли новые технологии — компьютер и электронное письмо — они говорят, что будут переписываться «вручную».

— У меня стихотворение на эту тему есть, — говорит Поляков и читает:
Тот, кто болен разлукой,
Писем все ждет и ждет.
К тому с долгожданной сумкой
Как врач почтальон идет.
И счастья то ведь немножко,
А  человек исцелен.
Вот только в мое окошко
Давно не стучал почтальон.


— Теперь будет стучать чаще, — обещает Виталий Васильевич. — Нужно наверстывать упущенные годы — те, что мы не общались.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное