Олег Тоцкий: «Я за скандинавский путь развития»

Олег Тоцкий: «Я за скандинавский путь развития»

Генеральный директор компании «Околица», член региональной общественной палаты Олег Тоцкий один из самых известных и успешных бизнесменов области. Его отличает ясность мышления, свое видение многих проблем.

Мы решили поговорить с ним о судьбе российского предпринимательства.
— Олег Юрьевич, каким для бизнеса выдался прошлый год?
— Не простым. Для многих увеличение налогового бремени стало серьезным испытанием. Часть предпринимателей ушла в тень, часть притормозила развитие бизнеса. Лично я считаю, что такой подход к налогообложению принес больше вреда, чем пользы. Радует, что наверху вовремя спохватились и с нового года ослабили налоговую удавку.

— А как же мировой опыт? В Европе бизнесмены платят налоги в несколько раз выше, и ничего — процветают!
— Согласен. Например, в Германии налоговые сборы доходят до 46 процентов от прибыли. Только не нужно забывать, что там существуют серьезные льготы за создание дополнительных рабочих мест, применение энергосберегающих и природоохранных технологий. В итоге получается, что в бюджет они платят немногим больше, чем наши бизнесмены.
Хочу также отметить, что в развитых странах значительно упрощены разрешительные процедуры на ведение своего дела. У нас же, чтобы начать бизнес, нужно не только обить пороги многочисленных кабинетов, но и выложить кругленькую сумму. «Хождения по мукам» продолжаются и после. 

— Как же быть?
— Нужно основательно менять систему взаимоотношения бизнеса и власти. Такие попытки делаются, но они настолько робки и осторожны, что говорить о коренной перестройке пока не приходится.

— По мнению многих пензенских предпринимателей, одним из препятствий на пути развития бизнеса является высокая стоимость аренды…
— Это миф. Цена аренды формируется рынком, спросом и менять ее искусственно нецелесообразно. Арендная плата торговых площадей определяется многими параметрами, главный из которых — количество покупателей. Поэтому нередко бывает так, что в соседних магазинах цена аренды значительно разнится. Так живет весь мир. 

— Достигнут ли компромисс в споре о том, нужны ли городу в таком количестве гипермаркеты мировых брендов?
— К сожалению, нет. За рубежом гипермаркеты находятся за пределами городской черты и работают исключительно по выходным дням. На городских улицах процветают небольшие торговые точки, ориентированные на своего покупателя. Такой симбиоз приносит хорошие плоды: здоровая конкуренция помогает выжить небольшим магазинам, которые стараются предложить качественный продукт.
У нас все наоборот. Построенные сетевые гиганты буквально «выжгли» вокруг себя мелкий бизнес, не оставляют ему ни малейшего шанса. Поменять такие правила игры может лишь жесткое политическое решение федерального уровня.         

— А как же интересы покупателей? Ведь зачастую сетевые магазины предлагают более дешевые продукты.
— Это так. Но надо признать, что в погоне за дешевизной происходит снижение качества. Именно гипермаркеты стали катализатором массового замещения натуральных веществ химией. В США торговые сети существуют больше 100 лет. Как итог — практически полное уничтожение мелких фермеров, производящих натуральную (но дорогостоящую продукцию). Сейчас за океаном правят бал крупные фермеры, производящие дешевые и вредные продукты питания. Помните, знаменитые «ножки Буша» и красивую, но абсолютно безвкусную клубнику из США?
К сожалению, пока по этому пути идем и мы. От применения химии в доступных продуктах питания выигрывает торговля, производители химических заменителей, фармацевтические компании, врачи, к которым мы обращаемся за помощью и т.д, и т.п. Выигрывают все, кроме людей…
Считаю, что государству, заинтересованному в здоровье своих граждан, нужно обязательно вернуться к старым ГОСТам и жестко регламентировать применение искусственных добавок и заменителей. Зачем постоянно увеличивать расходы на медобслуживание, а не на профилактику болезней?

— Тут встает вопрос о производстве натуральных продуктов питания. Выгодно ли этим заниматься?
— Время показало — спрос на качественную пищу постоянно растет. Люди стали больше уделять внимание своему здоровью. Лучшим считаю скандинавский путь развития сельского хозяйства. Почти половина населения северных стран занимается аграрным бизнесом, который ориентирован на качественный и полезный продукт. Мы уже встали на этот путь, что радует. Привлекая инвестиции, и впредь нужно создавать мини-фермы, поощрять развитие мелкотоварных подсобных хозяйств.  

— Какова производственная и торговая доли вашего бизнеса?
— Сейчас 40 процентов приходится на производство и 60 на торговлю. Думаю, скоро будет 50 на 50. Хочу отметить, что в современных условиях наличие собственной производственной базы является важным конкурентным преимуществом.

— Как вы оцениваете господдержку малого и среднего бизнеса?     
— Она нужна и необходима. Но недостаточна. И суть не в увеличении сумм, а в создании приемлемых условий для ведения дела. Нужно создать инфраструктуру, дающую по-настоящему «зеленый свет» предпринимательству. У нас же, как ни крути, до сих пор к бизнесменам относятся предвзято. Многие смотрят на них не как на людей, выполняющих важную социальную функцию, а как на кормушку, за счет которой можно поживиться различным государственным учреждениям. Нужно не только модернизировать систему, но и менять менталитет людей. А это, к сожалению, задача не одного дня.        
— Спасибо.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке