«Губерман назвал меня бабой и подарил жанр»
В свои 86 лет Ирина Кузьмина творит и назначает свидания.
Некоторое время тому назад я прочел интервью известного поэта-сатирика Игоря Губермана, прославившегося своими четверостишиями, которые он называет «гариками». Когда его спросили о последователях, он ответил: «Теперь в мире многие мужики пишут такие стихи. «А как насчет прекрасного пола? — поинтересовался любопытный журналист. «Есть одна баба из Пензы, – ответил Губерман, — она пишет «ирики».
— Я на него обиделась, — вспоминает Ирина Григорьевна Кузьмина. — Он про мои «ирики» даже на выступлениях в Чикаго вспомнил. Там случайно встретились с ним мои друзья. «Но ведь не бабкой назвал! — успокаивали они меня. — В его устах это даже комплимент.
Ирина Григорьевна ответила Губерману четверостишием:
Охальник поэт Губерман
Не лезет за словом в карман.
… Вот только какая беда —
Он лезет еще кой-куда.
— Губерман порой некорректен в стихах, но я его уважаю за то, что он меткими четверостишиями подсказал мне жанр, в котором я так «уютно» чувствую себя более полутора десятка лет. Последний раз я общались с ним недавно в Санкт-Петербурге, куда Губерман приезжал с концертом. В конце второго отделения он сообщил слушателям, что в зале присутствует женщина (заметьте, не «баба»), которая пишет «ирики» и только что подарила ему две свои недавно вышедшие книги.
Так уж повелось, что встречаясь с Ириной Григорьевной каждое лето на пензенской земле (она приезжает на свою дачу), мы говорим о творчестве. На этот раз решили поговорить «за жизнь». У Ирины Григорьевны есть что и кого вспомнить.
Тайна рождения
Рассказывая о себе, Ирина Григорьевна откровенна до педантичности.
— Жизнь большинства людей начинается в родильном доме — рассказывает она. — Я появилась на свет в чьем-то сарае. Мои родители жили в Ленинграде, а в то лето гостили у деда на даче под Самарой. Мама шла по улице. Я заторопилась на свет божий. И ей пришлось забежать в чужой сарай…
После школы училась на филфаке Ленинградского государственного университета. В конце 40-х нашу группу неожиданно и без всяких на то оснований заподозрили в антисоветчине. Готовилось сфальтифицированное «Лениградское дело». Мужа (мы учились с ним в одной группе) осудили на 10 лет, по печально известной 58 статье, мне дали 5 лет — за недоносительство на супруга. Наверное, учли, что у нас уже был сын Мишенька.
Но даже в сибирском ГУЛАГе меня выручили мои стихи. 8 Марта праздновали в заключении. И зеки, и начальство. Собрались в зале. Я продекламировала свое стихотворение «Мать». Сначала была тишина. Подумала: «Провалилась»… И вдруг — овация. Хлопало даже руководство. После праздника меня неожиданно назначили начальником культурно-воспитательной части. От работы на лесоповале освободили. Это спасло мне жизнь. А вот муж погиб. Его завалило в шахте породой.
33 года в Пензе
В городе на Суре Ирина Григорьевна очутилась по семейным обстоятельствам. В 1954 году вышла замуж за инженера, которого направили на работу в Пензу. Это уже потом он стал кандидатом наук, доцентом и заведующим кафедрой в инженерно-строительном институте.
— Отставать от мужа я не хотела и поступила на филологический факультет педагогического института (ныне университета) им. В. Г. Белинского, — вспоминает Кузьмина. — Лекции по русской литературе нам читал декан факультета Лидия Федоровна Кирилюк. Теперь она строгий редактор моих книг. Но так сложилось, что, получив диплом, стала преподавать английский язык. Владела им с детства. Учила меня бесплатно наша знакомая Александра Николаевна Римская-Корсакова — внучка известного композитора… Она преподавала английский язык аж в двух военных академиях и вымуштровала меня! Позже я поступила на факультет английского языка все в тот же педагогический институт и получила второй диплом. В школе № 51 проработала почти 20 лет.
Но любовь к литературе брала свое. Ирину Григорьевну все больше захватывает не только процесс стихосложения, но и желание рассказывать о людях творческих. Она стала лектором. Читала на память стихи, отрывки из прозы известных писателей. Рассказывала о Есенине, Джеке Лондоне, Маршаке, Маяковском, Ильфе и Петрове, наконец — об Ахматовой и Высоцком.
Скажу от себя: она была не просто лектором — Просветителем!
Евтушенко и подсолнух
— Познакомилась я с Евтушенко еще в Ленинграде. А в 1981 году в Пензе организовали выставку его фотографий — «Невидимые нити». Меня пригласили быть экскурсоводом в расчете, что выставку могут посетить иностранцы. Меня подвели к Евгению Александровичу, а он: «Мы знакомы». Я подарила ему большой ядреный подсолнух, сказав: «Как подсолнух поворачивается к солнцу, так и пензенцы — к вашим стихам».
Когда через несколько мы встретилась в Ленинграде, я спросила о судьбе того подсолнуха. Поэт засмеялся: «Если честно, я в поезде его съел».
Выставка проходила полтора месяца. На деньги, тогда заработанные, я купила шубку из искусственного каракуля. Хожу в ней на рынок и теперь…
… Прощаясь, Ирина Григорьевна сказала мне: «Ждите, в будущем году привезу 17 книжку!» «Надо постараться», – осторожно сказал я. «Обязательно доживем!» – воскликнула она и ее глаза сверкнули юношеским блеском.
Абрам Пекный.
Из воспоминаний Ирины Кузьминой
Об Анне Ахматовой
Я окончила школу в 1943 году с отличием в эвакуации в Казахстане. Решила поступать в Ленинградский государственный университет (он находился в эвакуации в Саратове). Мои намерения изменил мой старший друг Борис Сергеевич Худин, убедив поехать учиться в Ташкент.
Его хитрость я поняла только тогда, когда перед отъездом он вручил мне письмо для известной поэтессы Анны Ахматовой (она с группой известных советских писателей была эвакуирована в Ташкент). Борис Сергеевич рассказал, что в юные годы был влюблен в Анечку Горенко (это ее девичья фамилия). Тогда они учились в гимназиях в Царском селе.
В адресном бюро Ташкента мне быстро дали справку. Ахматова проживала на улице Жуковского. И вот я стою в большой комнате, разделенной полинявшей лиловой занавеской.
Оказалось, Анна Андреевна жила не одна, а с женой Осипа Мандельштама — Надеждой Яковлевной. Обе дамы прочли письмо. Чему-то своему улыбнулись. Надежда Яковлевна приготовила чай. Начались расспросы. Тут же я принялась демонстрировать свою эрудицию — декламировала Ахматовой все известные стихи знаменитых поэтов, посвященные ей. Это было принято благосклонно.
За окном стало темнеть. Извинившись, женщины вышли, но вскоре вернулись. Анна Андреевна сказала: «Ирочка, вы нам понравились. Можете занять маленькую комнатку. Но вам придется участвовать в отоплении квартиры».
Я очень обрадовалась. Не раз Ахматова выступала в роли критика моих поэтических опытов. Избегая резких слов, устраивала строгий разбор моих «шедевров».
Однажды, вернувшись с лекции известного профессора Куна, я долго выражала свой восторг. Анна Андреевна внимательно выслушала меня и сказала: «Ирочка, я знаю его еще с Ленинграда. Представьте себе, что вы журналистка и вам поручено написать о нем очерк. Как бы вы начали?» «Кун — король парадоксов!» — выпалила я. «Ставлю вам двойку!» — охладила мой пыл Ахматова. «Я бы начала так: «Кун – маленький, сморщенный, похожий на гриб старичок, с вечной капелькой под носом».
Что сказать о внешнем облике Анны Андреевны?.. Она носила бусы. Платья были темные и довольно длинные, но они не скрывали стройности ее ног. Курила. В один и тот же день могла читать не одну, а две книжки.
Нашим несложным домашним хозяйством занималась жена Мандельштама. (Тогда она еще не знала, что стала вдовой).
Война приближалась к победному концу. Пришло время уезжать. Я тепло распрощалась со своими гостеприимными хозяйками.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
В Никольске пьяная пенсионерка вытолкнула из окна подругу и избила насмерть
В СК рассказали подробностиПроект «Никольск – хрустальное сердце России» будет реализован в 2025 году
Город станет местом проведения культурных мероприятийПензенцам предложили «слетать» на Марс
В новом спектакле театра ПГУ «Кириллица» соединились актерская игра, музыка и мультимедийное шоуВ Пензе туристский информационный центр стал работать ежедневно
О пензенском отряде содействия полиции «Тигр» напишут книгу
Пензенцев приглашают на концерт в честь 81-й годовщины снятия блокады Ленинграда
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 18 и 19 января 2025: «Штраус-гала», Фирдус Тямаев и «Муфаса: Король Лев»
В Пензе 7-летняя пациентка Центра генных дерматозов получает уникальную терапию
Девочка сама умеет делать себе перевязкиВ Пензенской области стартует зимний соцмарафон «Во Славу Отечества»
Он пройдет по 75 населенным пунктамБанк «Кузнецкий» заключил соглашение с Гарантийным фондом Республики Мордовия
Данное соглашение направлено на снижение финансовых рисков для малых и средних предприятийЗампред Гордумы Олег Шаляпин в Москве принял участие в конференции в рамках проекта «Муниципальный диалог»
На встречу собрались представители практически всех регионов РоссииВ Пензу для обмена опытом в сельском хозяйстве прибыла делегация Татарстана
Стороны рассмотрели пути взаимодействия и обменялись мнениями о развитии АПКВ Бековском районе губернатор оценил производственные мощности кленоварни и сахарного завода
Олег Мельниченко поздравил с Днем образования Следственного комитета РФ
Пензенские эксперты комментируют пресс-конференцию Сергея Лаврова
Олег Мельниченко выразил поддержку Александру Лукашенко на предстоящих выборах в Беларуси