Пензенский водолаз: «В пруду у больницы им. Захарьина ила по колено»

Пензенский водолаз: «В пруду у больницы им. Захарьина ила по колено»

По словам Вадима Косова, из-за плохой видимости на поиски тел уходит 3-4 дня

Вадим Косов — один из самых опытных сотрудников пензенского поисково-спасательного центра. Сюда он пришел в 1999 году, до этого работал водолазом. В силу специфики профессии Вадим много путешествовал по России, проехал ее от края и до края. Погружался в Баренцевом и Черном морях, в Тихом океане. В общей сложности он провел под водой почти 5 тысяч часов!
Чего только ни находил он на дне — и ржавые якоря, и военные каски, и старые кровати. Только вот клад пока не попадался...

— А самой интересной моей находкой стал старый советский трактор, который мирно покоится в озере в одном из районов Пензенской области. Ума не приложу, как он туда мог попасть!
С приходом в спасательную службу Косов стал не только водолазом, но и альпинистом, и даже водителем малых судов — здесь нужно быть специалистом-универсалом. Интересно, что по образованию наш герой инженер.

«Не боятся только дураки»

— Что подвигло вас стать спасателем?
— Я просто хотел спасать людей, хоть это и звучит банально, — отвечает Вадим. — Ни о каких льготах, связанных с госслужбой, в те годы никто не думал — это сейчас молодежь практичная пошла, просчитывает материальную выгоду. Тогда все держалось, можно сказать, на одном энтузиазме.

— Профессия ваша довольно опасная. Бывает страшно?
— Конечно, бывает. Ничего не боятся только дураки. Ты осознаешь, к каким последствиям может привести ошибка, и поэтому все тщательно проверяешь, осматриваешь оборудование. Конечно же, технику безопасности надо соблюдать. Тогда появляется уверенность в том, что все будет хорошо. Тем более я знаю, что ребята всегда готовы помочь. Я горжусь командой, в которой работаю.

Косов признается, что сослуживцы стали для него родными людьми. Они общаются не только по долгу службы, но и в неформальной обстановке. Дружат семьями: праздники очень часто отмечают вместе.

Спасите Мурку!

А вот будни спасателей не назовешь веселыми. Часто приходится сталкиваться с кровью, болью и смертью. Приходится выезжать на место ЧП, извлекать из  искореженных машин зажатых в груде металла пассажиров, искать тела утонувших в водоемах...

Между тем, похоже, многие считают, что пензенским спасателям нечем заняться, и находят им «заделье». Часто в ПСС звонят бабушки и просят снять с дерева киску. Спасатели выезжают на такие звонки редко — стараются объяснить старушкам, что в этот момент может произойти авария на другом конце области и группа попросту не успеет спасти жизнь человеку. Тем более ни одна кошка еще не умерла на дереве. Она сама спустится, просто чуть позже. Правда, сейчас стало проще. Ввели единый номер 112 для звонка в спецслужбы, и диспетчер зачастую сразу перенаправляет людей по нужному телефону в зависимости от проблемы.

Но когда кто-то просит помочь перевезти лежачего больного (бывает, что в лифт носилки не проходят, а человеку, например, срочно требуется госпитализация), спасатели не откажут.
— Это тоже не наша специализация, но все равно помогаем, — говорит Вадим.

Видимость нулевая

Водолазный опыт Вадима очень востребован и сейчас. Косов рассказывает, что в большинстве водоемов региона вода очень грязная и мутная. Погружаешься и понимаешь: видимость нулевая. Что-то различить можно только на расстоянии вытянутой руки. Это российская действительность, а не красивые картинки из документальных фильмов Жака-Ива Кусто...

По словам Косова, наша Сура гораздо грязнее Волги (он ходил по дну в разных регионах ПФО). Там при погружении на 20 метров видимость метров на 15 вперед. А у нас метр… А уж с чистыми сибирскими реками вроде Амура или Енисея даже сравнивать нечего. Да и дно у многих пензенских водоемов проблемное.

— Например, в пруду около горбольницы им. Захарьина ила по колено, передвигаться очень сложно, — уточняет Косов. — Когда я нахожусь под водой, на поясе закреплен трос, другой конец которого на суше, — чтобы не потеряться. Коллеги страхуют, но все равно передвигаться приходится «короткими перебежками», исследуя буквально каждый метр дна. Несмотря на то что мы знаем этот водоем вдоль и поперек, случается, что на поиски тратим по 3–4 дня — из-за плохой видимости.

Тем не менее, по статистике, из 10 погибших на воде водолазы находят 9. Поиски могут оказаться безрезультатными, если нет свидетелей происшествия и никто не может указать, в каком месте случилась беда.

Крутые мужики

Кстати, мало кто знает, что пензенские спасатели считаются одними из лучших в стране. На их счету немало наград всероссийских конкурсов и профессиональных чемпионатов, а коллеги из других городов даже знают большинство наших, как говорится, в лицо. Во многом этому способствуют и интересные факты вроде того, о котором поведал мой собеседник.

— Помню, за день пришлось разыскивать нескольких утопленников. С утра до вечера переезжали с водоема на водоем, — вспоминает Вадим. — Вымотались, конечно, да и грустно всем. Жалко погибших! Темнело, когда поступил звонок об очередном утонувшем, на этот раз из Бессоновки. Быстро собрались после предыдущего выезда, а уже на месте, перед самым по­гружением, поняли, что забыли водолазные маски в части — они сушились, а мы торопились, забыли взять. Спасатели тоже не железные…

Делать нечего — несколько самых опытных водолазов пошли в воду без масок. Тело нашли довольно быстро. Местные жители потом говорили:

— Какие крутые мужики к нам приехали — им и маски не нужны!

Правда, иногда непростую и опасную работу водолазам приходится выполнять совершенно напрасно. Однажды искали мужчину, который ушел на пруд купаться и не вернулся. На берегу остались мобильник, одежда и обувь. Поиски тела продолжались день за днем. Безутешные родственники волосы на себе рвали. А на четвертые сутки  «утопленник» собственной персоной явился домой. Оказалось, искупавшись, он решил наведаться в соседнюю деревню и там вместе с друзьями ушел в запой.

Кстати, даже в редкие дни отпуска (спасателей могут вызвать на службу даже в выходной, поэтому отдых запланировать очень сложно) Вадим Косов любит заняться дайвингом.

— Как я уже говорил, по работе приходится сталкиваться с грязной мутной водой, поэтому если есть возможность погрузиться в чистое море или океан, обязательно ее использую. Там можно не только самому понаблюдать за подводной жизнью, но и снять красивое видео для семейного архива, — уточнил спасатель.

 

Читайте также:

Как в Пензе родители инвалидов с соседями за пандусы боролись

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное