Как в Пензе родители инвалидов с соседями за пандусы боролись
Истории 16-летнего Толи Бронфеля, 23-летнего спецназовца Виктора Гаврилова и Юрия Ивановича, который не стал ждать ни от кого помощи
Представьте себе, как это — годами не выходить из дома, быть лишенным свежего воздуха и видеть мир только через окно. Между тем многие пензенцы вынуждены так жить
Метод Юрия Ивановича
У Юрия Ивановича коротко стриженные серебристые волосы и умные, выразительные глаза. Когда я с ним познакомилась, он играл в карты с мужиками.
Уютный дворик, стол в тени деревьев. Мой герой, несмотря на инвалидность, сильный, мускулистый. Пытаюсь угадать, кем он был. Военным? Спортсменом? Говорит, что инженером.
Из-за больных сосудов врачи сначала ампутировали ему одну ногу, а восемь лет назад — вторую, и тоже гораздо выше колена.
— Сильно переживали? — не удержалась я от банальности.
Юрий Иванович только махнул рукой.
В течение недели после выписки из больницы он приехал на завод, где раньше работал в должности начальника цеха. И знакомые, как он выражается, «ребятишки» сварили ему железки по его чертежам. А подъемник он купил в Интернете за 5 тысяч рублей.
С тех пор Юрий Иванович без посторонней помощи попадает с улицы в свою квартиру на втором этаже и обратно. К коммунальщикам он даже не обращался.
Захотелось посмотреть, как все происходит.
У Юрия Ивановича есть «палка-выручалка». Он с ней не расстается, возит в коляске, закрепляя в специальное отверстие. Палка раздвижная, с крючком на конце. Вот он подъезжает под свой балкон, палкой притягивает висящие на уровне второго этажа (чтобы посторонние не трогали) железный трос и пульт управления с большой кнопкой. На конце троса крюк. К нему мужчина цепляет свою коляску. Нажимает на кнопку. И трос поднимает его в воздух вдоль стены дома. Потом с помощью специального поворотника мужчина ловко перемещает себя с коляской непосредственно на балкон.
Весь процесс занимает минуты две.
Правда, когда он висит в воздухе, сердце обрывается — а вдруг трос лопнет? Не всякий здоровый мужчина рискнет пользоваться таким приспособлением. Тут смелость нужна. Но у Юрия Ивановича нет другого выхода.
За солнце не только через окно!
Но не все могут так решить вопрос с выходом на улицу. Вот, например, Виктор Гаврилов с проспекта Победы.
С самого детства Витя был очень спортивным. Занимался карате. В институте учился на кафедре физвоспитания. В армию пошел служить сам, попал в спецназ ГРУ. Предложили остаться на службу по контракту.
Жизнь разбилась вдребезги весною 2015 года. Автомобиль, в котором трое сослуживцев возвращались на базу от родителей одного из них, несколько раз на приличной скорости перевернулся.
Двое других почти не пострадали. А Виктор (он был на заднем сиденье) всей тяжестью тела упал на шею… На вертолете, едва живого, его доставили в Москву. Попытались вживить металлическую конструкцию в позвоночник — неудачно. Месяц реанимации. Потом спецбортом Виктора перебросили в военный госпиталь в Питере, и еще месяц реанимации...
Обладатель кубков и медалей, сегодня 23-летний парень прикован к кровати. Тело ниже подмышек парализовано. Папа у него умер. Мама Юлия Николаевна уволилась с работы, она все время рядом с сыном. Кроме Виктора у нее на руках еще пятилетняя дочка.
Дом Гавриловых кооперативный, и пандус нужно делать за счет самих жильцов. Они отказались. Парня им жалко, но собственных пенсий жалко еще больше.
Юлия Николаевна очень сдержанно говорила про отказ соседей. Сказала только, что на людях сдерживалась, а дома дала волю слезам.
А вот начальник Управления по работе с инвалидами областного Министерства труда Валерий Шомников был более эмоционален. По его словам, когда он с коллегами приехал к Гавриловым разбираться в конфликте, бабушки едва не набросились на него с кулаками.
Выход нашли.
Благотворительный фонд «Святое дело» объявил акцию. И люди с более добрым сердцем, а может, с большей пенсией, чем у жителей дома на проспекте Победы, собрали необходимые 30 тысяч рублей для покупки телескопического (переносного) пандуса.
Путь на улицу — через суд
По Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» управляющие компании должны обеспечить инвалидам, живущим в многоэтажках, беспрепятственный доступ в свои квартиры.
Чтобы это выполнить, то есть поставить пандус (подъемник, иное приспособление), две трети соседей должны дать свое согласие. Жители соглашаются не всегда, не желая нести дополнительные расходы. Еще одна частая причина — то, что пандус якобы будет мешать.
Из-за этого надуманного повода несколько лет воевала с коммунальщиками жительница Арбеково Ирина Бронфель, мама 16-летнего Толи с тяжелой формой ДЦП.
Сейчас пандус есть. Он обеспечивает проезд коляски от лифта на первом этаже до выхода из дома. Это такая доска (надо бы с рельсами, но их нет), которая вертикально крепится к стене.
Чтобы проехать, доску откидывают на лестницу, потом возвращают в исходное положение.
Конструкция тяжелая, угол спуска крутой, пользоваться трудно. Но лучше так, чем никак.
Кстати, конфликты между инвалидами и соседями вспыхивают не только в нашей области. Нередко, так и не сумев преодолеть сопротивление большинства, инвалиды обращаются в суд.
За чей счет?
Но скоро, по словам председателя областной организации инвалидов Валерия Тимошкина (он сам, как известно, колясочник), все может измениться.
В июне в первом чтении депутаты Государственной Думы приняли закон о внесении в Жилищный кодекс РФ поправок, которые отменяют требование согласовывать с другими собственниками жилья установку пандусов и подъемных платформ в многоквартирных домах.
Законопроект уже вносился в Думу в 2013 году, но его решение отложили. Валерий Тимошкин уверен, что новая Дума, которую мы выберем в сентябре, доведет инициативу до логического конца.
Безусловно, это будет огромным шагом вперед в создании безбарьерной среды.
Тревожит только одно: это опять будет за счет жильцов, как и пресловутый капитальный ремонт.
Если речь о многоэтажках с лифтом, то, в принципе, можно обойтись пандусом телескопическим или откидным, это сравнительно недорого.
А если инвалид живет в хрущевке, да на последних этажах (методом Юрия Ивановича не воспользуешься), нужен стационарный уличный подъемник. Его стоимость — под миллион рублей.
В хрущевках живут, как правило, малообеспеченные люди. По иронии судьбы, похоже, именно им придется больше всех раскошелиться на торжество справедливости в отношении инвалидов.
Крутитесь как хотите?
Создание безбарьерной среды в старом жилом фонде — дело настолько новое, что ни в одном из ведомств Пензы, отвечающих за социалку, ЖКХ и архитектуру, мне не смогли ответить на вопрос, какова статистика по установке пандусов и подъемников в старых домах.
Нет такой статистики даже в Заречном, куда я обратилась, имея основания полагать, что это более продвинутый город в плане благоустройства, а также соблюдения прав инвалидов.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
На праздник приехал Заслуженный артист России Игорь ЯцкоШкольница из Пензенской области стала победителем в викторине «Знание.Игра»
Всего в викторине приняли участие почти семь тысяч школьников со всей страныБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в РоссииВадим Супиков помог избирателям с подключением уличного освещения
Спикер регионального парламента оперативно отреагировал на просьбу людейВадим Супиков: Законопроект о повышении размера выплат на содержание детей-сирот поддержан единогласно
Председатель пензенского Заксобра Вадим Супиков принял участие в заседании профильных комитетовВадим Супиков принял участие 36-й конференции «Единой России»
Олег Мельниченко дал ряд поручений по развитию туризма
Губернатор поздравил с Днем ракетных войск и артиллерии курсантов и преподавателей артинститута
Вадим Супиков поздравил военнослужащих и ветеранов ракетных войск и артиллерии с праздником