В Пензе растет престиж профессии учителя

У пензенской педагогики по-прежнему женское лицо

В Пензе растет престиж профессии учителя

Престиж учительской профессии постепенно растет. Что же привлекает в ней молодежь и что отпугивает? 

Времена меняются

— Пойду куда угодно, только не в школу, — еще лет 10 назад так нередко говорили те, кто получил диплом педагога. — Зарплата маленькая, дети непослушные…
В последние годы интерес к профессии учителя в стране начал расти (вместе с зарплатами в сфере образования). 

По данным ВЦИОМ, эта профессия поднялась в категорию среднепрестижных. И выпускники школ гораздо охотнее идут в педагогические вузы и колледжи. Эту тенденцию отмечают и в Пензенском социально-педагогическом колледже. Занятия здесь сейчас проводят в две смены. 
Потребность в педкадрах в нашем регионе большая, поэтому в учебном заведении набирают группы как по госзаданию (на бюджетной основе), так и дополнительные (на платной). 
— При этом в прошлом году средний балл по аттестату для поступления на специальность «учитель начальных классов» составлял 4,8. А еще мы готовим учителей физкультуры. Знаете, как востребована у выпускников эта специальность? В прошлом году конкурс составлял пять человек на место! — рассказывает директор колледжа Людмила Петрова. 

В пединституте ПГУ тоже растет число абитуриентов. Самые востребованные специальности — учитель русского и английского языков, истории, математики. При этом если в 2019 году на очное отделение пединститута выделялось 180 бюджетных мест, то в 2020-м — 189, а в 2021-м — уже 218 мест.

Статистика гласит, что за последние пять лет в школы Пензенской области устроились 1143 молодых учителя. В год это более 200 человек. Средний возраст педагога в регионе на сегодняшний день составляет 40 — 45 лет, а десять лет назад был 55 — 60. 

Учатся защищаться

Но и сейчас не каждый дипломированный учитель встанет с указкой у школьной доски. Причина — реальность расходится с ожиданиями. 
Людмила Петрова рассказывает о пожеланиях современных молодых людей: 

— Многим выпускникам с первого дня хочется получать большую зарплату. Им хочется сразу всех благ и самых лучших условий. Но так не бывает! А в школе тем более. Нужны стаж, категория, репутация. Мир не крутится вокруг молодого специалиста.

Вторая проблема — авторитет педагога. Это раньше его слово было законом. В наше время учителю часто приходится доказывать свою правоту, а порой даже и защищаться. 

— Мы вынуждены учить своих студентов, как достойно выйти из спорной или конфликтной ситуации. Случается, уже в начальных классах дети снимают учителей на видео или записывают их речь на диктофон. И родители поощряют это. К сожалению, не все дети настроены на позитив, на то, что учитель — это друг. Многие сразу встают в оборонительную позицию. И будущие учителя должны быть к этому готовы, — вздыхает Петрова. 

Где же вы, мужчины?

У пензенской педагогики по-прежнему женское лицо. Мужчин — единицы. Доказательство тому и конкурсы профмастерства, в которых представители сильного пола все еще «экзотика». 
Эксперты считают, что заинтересовать юношей учительской стезей смогли бы профильные педагогические классы, которые будут формироваться в Пензенской области с начала следующего учебного года. 
Кто-то захочет попробовать да и сделает в итоге выбор в пользу школы...

К примеру, в социально-педагогическом колледже представители сильного пола чаще всего выбирают профессию учителя физкультуры. В последние годы повысился интерес к профессии педагога дополнительного образования. И в Пензе, и в районах области открываются ЦМИТы и модельные центры, где без педагогов-мужчин не обойтись. 

А вот Зоя Алексеевна Бухалина, заслуженный учитель РФ, 45 лет отдавшая школе, уверена: чтобы мужчина пришел работать в школу, нужна высокая зарплата. 

— В царское время в школах преподавали преимущественно мужчины. У педагогов были квартиры, извозчики, помощники по хозяйству. Во всем мире принято, что мужчина — кормилец семьи, тот, кто обеспечивает достаток. Соответственно, он должен иметь хороший доход, — говорит Зоя Алексеевна. — А вообще, работа учителя была сложной во все времена. Ведь как в большинстве случаев? Человек приходит вечером после работы, занимается семейными делами. Педагог же берет часть работы домой. Вечером готовится к урокам, проверяет тетради.

Для кого-то это мечта

Сердобчанка Алина Алексеева — третьекурсница Пензенского социально-педагогического колледжа. Девушка — будущий учитель начальных классов. Получив диплом, хочет работать в школе. Это ее мечта. 

alina.jpg

Любовь к профессии ей передала мама, всю жизнь проработавшая в школе. А еще большое впечатление на девушку произвела ее первая учительница.

— Как мне кажется, главные качества, которыми должен обладать педагог, — это любовь к детям, терпение и любовь к профессии. Я знаю, что работать учителем очень сложно. Понимаю, что буду моложе многих родителей, и этот барьер придется преодолеть. Думаю, первое время будет страшновато оставаться наедине с детьми в классе. И все же это так здорово — быть человеком, которому они доверяют, проводником в мир знаний.

В детстве я с замиранием сердца наблюдала, как мама проверяет вечерами тетради, как «болеет» за нерадивых учеников, созванивается с мамами и папами ребят. Мне везет — я смогу рассчитывать на ее поддержку и совет. 

Из тех, кто мечтает об этой профессии, кто готов отдать сердце детям без оглядки на зарплату, и получаются хорошие педагоги. Ведь педагогика, как и медицина, не просто способ заработать на хлеб — это призвание. 

Цифры

Около 19 тысяч педагогов работают в школах Пензенской области. Из них чуть больше 8,8 тысячи — учителя-предметники. Более 700 молодых учителей за последние три года пришли в школы региона. В 2019 и 2020 годах более 220 человек, а это более 80 процентов выпускников пединститута, трудоустроились в школы Пензенской области.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER