В Пензенском мединституте изобрели заменитель традиционного формалина

И тем самым облегчили жизнь и преподавателям, и студентам

В Пензенском мединституте изобрели заменитель традиционного формалина

Под маской не разглядеть мимику, но живые глаза с легкой грустинкой не спрячешь. Он уже семь лет живет и работает в Пензе, но, наверное, никогда на забудет родной Донецк. 

Прощай, Донецк!

Там окончил Национальный медицинский университет, где позже, с 1990 по 2014 год (с перерывом в четыре года на работу в Донецком государственном институте здоровья, физического воспитания и спорта), работал на кафедре анатомии. Пришел старшим лаборантом, а закончил работу заведующим кафедрой.

Налаженная жизнь резко оборвалась в 2014 году, когда Украина начала боевые действия против непокорных территорий.

— Ректор собрал нас и сообщил, что работать теперь будем в Мариуполе, который находится под контролем вооруженных сил Украины, — вспоминает Олег Константинович. — Мне это не подходило, ведь по убеждениям я — русский. 

Помогли налаженные связи с российскими коллегами в разных регионах страны. Из предложенных вариантов — Краснодар, Смоленск и Пенза — он выбрал наш город. Здесь ему сразу предоставили работу и жилье и, что очень важно, помогли с документами. 

За семь лет город если не стал родным, то точно понравился Олегу Зенину. А главное — здесь он находит поддержку своим научным изысканиям. И не просто поддержку, а возможность воплощать идеи на практике.

Коллективный труд

Видно, насколько значимо и важно  самому профессору кафедры анатомии Медицинского института ПГУ Олегу Зенину то, о чем он говорит. Рассказывает спокойно, без пафоса. Между тем на самом деле запатентованные им и коллегами изобретения — настоящий  прорыв.
— Скажу сразу: современная наука — не поприще одиночек, а коллективный труд, — говорит он. 
Так, над заменителем традиционного формалина работала группа под руководством завкафедрой Олега Калмина, идея была предложена Олегом Зениным, а воплощена в жизнь Владимиром Бросаловым.

— Можно стыдливо замалчивать проблему, но она существует, — говорит профессор, — анатомию по книжкам не изучишь, и практические навыки студенты отрабатывают на трупном материале. Сохраняют его традиционно с использованием формалина, имеющего резкий, неприятный запах. От этого страдают студенты, а особенно преподаватели, которые проводят в лабораториях целые дни. 

Так вот чтобы избавиться от этого «амбре» во время занятий и сохранить здоровье педагогов и обучающихся, группа ученых изобрела заменитель. Он не только не пахнет, но и помогает восстановить изначальный цвет и структуру материала.

— Ну как изобрела, — улыбается Зенин, — его знает каждый, кто читал состав колбас, пакетированных соков. Это бензонат натрия! Мы провели исследования, которые показали, что вещество в определенной концентрации великолепно справляется с задачами, которые решает формалин. На изобретение был получен соответствующий патент. 

В Пензенском мединституте уже перешли на этот «консервант». Опытом воспользовались коллеги из Таджикистана. 

Есть в багаже группы ученых, идейным вдохновителем в которой выступает Олег Зенин, еще несколько разработок. Одна из них — троакар — устройство для прокола брюшной стенки. Получающиеся отверстия очень малы, значит, операции малоинвазивны. Это позволяет быстро проводить их. Ну и сокращает реабилитационный период.

Еще одна поданная заявка на изобретение пока зависла, хотя очень пригодилась бы практикующим хирургам. При операциях используется дренаж — система вывода из оперируемых полостей ненужного содержимого.

— Проблема существующих систем в том, что они быстро забиваются. Наш дренаж, во-первых, дольше не загрязняется, а во-вторых, его можно промыть, не извлекая из органа оперируемого пациента, — объясняет изобретатель, — значит, сокращается время хирургического вмешательства и пациент меньше страдает.

И это далеко не все оформленные идеи. А сколько их еще на стадии задумок! 

Жизнь — в учениках

Олег Константинович признался, что всегда мечтал быть врачом. Причем анестезиологом, а не анатомом. Но после распределения в Центральную научно-исследовательскую лабораторию ДНМУ, где он так хотел работать, места были только на кафедре анатомии. Пришел в эту сферу, как ему казалось, временно, но так и остался. И о педагогической карьере даже не мечтал. Но вот уже 25 лет  делится со студентами собственными знаниями. Подготовил шесть кандидатов наук.
— Моя жизнь — в учениках! — сформулировал он свое жизненное кредо.
Значит, так было нужно, чтобы он не один использовал свои знания, а делился ими с другими.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное