Виктор Рыжаков: «Мало вижу Фаустов…»

Виктор Рыжаков: «Мало вижу Фаустов…»

Недавно свое 80-летие отметил преподаватель Пензенского государственного технологического университета, семикратный лауреат различных всероссийских конкурсов, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Виктор Рыжаков. За свою долгую и яркую научную жизнь он создал целый ряд уникальных приборов, написал более семисот научных статей, внес неоценимый вклад в развитие теории искусственного интеллекта.

Магия цифр

Виктор Васильевич принадлежит к поколению, которое всего в жизни добивалось трудолюбием и стремлением развиваться. 

Наш герой вырос в крестьянской семье в селе Верхний Шкафт Городищенского района. Любознательный с детства, он всегда тянулся к точным наукам. У мальчика было слабое зрение, и он старался запоминать и осмысливать все сказанное учителями на уроках. Это способствовало развитию памяти и логического мышления. Виктор с детства мог легко оперировать в уме многозначными числами и формулами. 
   
— Любовь к числам и формулам мне привила моя первая учительница по математике, — вспоминает Виктор Васильевич. — Скажу честно, если бы не ее увлекательные уроки, я бы не стал тем кто есть. 

Числа в голове ученика кружились хороводом, становились в стройные ряды и завораживали магией вычислений.       
В старших классах он с головой окунулся в физику. Особенно его интересовали ядерные реакции. Но в Пензенском индустриальном институте, куда наш герой поступил в 1956 году, ядерную физику не изучали, и он выбрал факультет электротехники.


Мастер измерений

После окончания вуза способного парня взяли в НИИФИ, где он проработал 33 года, успев за это время получить диплом физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического института. Виктор Васильевич создал много удивительных измерительных приборов. Под его руководством в институте были разработаны и апробированы уникальные методики тренировок пленочных датчиков под действием огромных температурных и токовых колебаний. Кстати, достигнутые в этом направлении результаты до сих пор защищены патентами и повторить их никому не удалось. 
  
Создавал наш герой датчики и для пилотируемых полетов на Луну. В его активе немало работ под грифом «секретно». Многие до сих пор остаются тайной за семью печатями. 
 
— В 60-х годах космонавтика в стране развивалась семимильными шагами, — говорит Виктор Васильевич. — Постоянно требовалось что-то абсолютно новое, и скучать нам не приходилось. 

А в середине 90-х годов Виктор Рыжаков одним из первых в мире заложил основу одного из направлений для создания не чего-нибудь, а искусственного интеллекта! К сожалению, в нашей стране еще недавно этому не придавали особого значения, и многие его наработки использовали на Западе. Не раз его приглашали туда поработать. Но уезжать из страны он не хотел. 


«Школьная» космонавтика

Подарил Бог Рыжакову и недюженный литературный талант. 
— Тяга к творчеству меня преследует всю жизнь, — объясняет он. — Хочется рассказать людям не только о своих знаниях, но и о жизни. 

Виктор Васильевич, несмотря на сложную миопатию обоих глаз, написал несколько автобиографических книг. 
— Приятно знать, что после тебя останется такая память, — говорит он. — Нужно успеть еще немало.      

Вот уже много лет Рыжаков преподает в технологическом университете. Занятия строит так, чтобы в тему был вовлечен каждый студент. 

— Задача любого преподавателя — пробудить талант студента, — объясняет он. — Подобрать тот заветный ключик, который откроет искомую дверцу. Жаль, что не многие могут это делать…  

Кстати, в свое время Виктор Васильевич немало удивил руководство школы № 29, где учились два его сына. Часто на внеклассных занятиях он устраивал с ребятами «настоящие полеты в космос». Каждый из участников получал определенную должность: кто-то был космонавтом, кто-то — главным конструктором и так далее. Ребята не только осваивали новые знания, но и учились работе в команде, вместе справляясь со многими внештатными ситуациями. 

— Меня даже просили написать учебные пособия по этим урокам, — улыбается Виктор Васильевич.

Между прочим, его сыновья тоже пошли по стопам отца и посвятили себя науке. Например, старший, Михаил, заведует лабораторией в МФТИ. 


Надежда науки

А как оценивает Рыжаков нынешних студентов?
— К сожалению, Интернет губит пытливость, — отвечает он. — Сейчас многие научные работы больше кропают, чем работают над ними. 

По его словам, раньше, чтобы докопаться до зерна истины, нужно было перелопатить тонну литературы. А сейчас достаточно погуглить полчаса. 

— Мало вижу Фаустов, — вздыхает Виктор Васильевич. — В наше время их было куда больше.

На взгляд Рыжакова, плохо стимулирует науку и борьба за гранты, которые раздаются в вузах направо и налево. В стремлении освоить полученные бюджетные деньги и отчитаться за них часто забывается, для чего они вообще предназначались. 
 
— К счастью, постепенно приходит понимание этой проблемы и ситуация начинает меняться, — говорит он.

Виктор Васильевич уверен, что нужно уделять больше внимания коммерциализации успешных идей, а не тратить средства на пустые разработки. 

И все-таки, по его словам, способных и пытливых ребят в вузе немало. Главное — направить их в нужное русло и не дать свернуть с выбранного пути.

— Буду работать с молодежью, пока есть силы, — заключает наш герой. — Мне еще многое нужно им передать.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER