В поисках золотой рыбки: что в Пензенской области сдерживает рыбоводство

К сожалению, таких факторов несколько. Узнаем все из первых уст

В поисках золотой рыбки: что в Пензенской области сдерживает рыбоводство

Сегодня Пензенская область числится в лидерах округа по производству товарной речной рыбы. Но если разделить годовой вылов на число жителей региона, каждому достанется по одной рыбине (весом чуть более 1, 5 кг).
 
На протяжении последних лет в Сурском крае ежегодно производят 2–2,5 тысячи тонн товарной рыбы. Цифра вроде немаленькая. Однако мы помним, что развивать эту отрасль в Пензенской области хотели всерьез, даже задумывались о переработке. Почему же показатели рыбоводства застыли на одном месте, как кувшинки в стоячей воде?

На волне энтузиазма

Рыбовод из Каменского района Руслан Тюрин готовится к массовому вылову рыбы из своего пруда. 

– Улов обещает быть хорошим, – говорит он. – В этом сезоне рассчитываю на стандартные 45–50 тонн. 

Рыбоводством Руслан занимается больше 13 лет. Интерес к нему у бывшего сварщика возник на волне развития отрасли. 

– Десять лет назад эта сфера казалась такой привлекательной, – вспоминает он. – Тогда в регионе и сделали ставку на аквакультуру. Больших доходов до сих пор не получил, зато есть определенная стабильность.  

Многие, как и Руслан, надеялись на то, что поймают золотую рыбку. Если в 2005 году в области было произведено всего 58 тонн рыбы, то уже через пять лет – в 20 раз больше! 

CSC_0120.JPG

Рыбопромысловые участки появлялись как грибы после дождя. Люди начинали заниматься разведением карпа, толстолобика и белого амура не только в существующих, но и во вновь создаваемых прудах. Например, предприниматель из Пензенского района Иван Шнайдер создал целый каскад рыбопромысловых участков, состоящий из трех десятков водоемов! 

Однако спокойно жить рыбоводам было не суждено. Бизнес на прудах у арендаторов водоемов грозил пойти прахом из-за состояния гидротехнических сооружений, которыми они не владели. У некоторых и хозяев-то было не найти! 

А простые сельские жители, которые привыкли воспринимать пруд как место общего пользования, приходили в ярость, когда им запрещали сидеть с удочкой у зарыбленного водоема... 

Гладко было на бумаге

CSC_0232.JPG

Между тем отрасль развивалась. И вот уже ранее казавшиеся рекордными 2 тысячи тонн речной рыбы в год перестали кого-либо удивлять. По этому показателю мы обошли почти все регионы ПФО (кроме Саратовской области), вызывая белую зависть у соседей.  

Впервые такой улов область получила в 2014 году, а потом развитие будто застопорилось. Сейчас с гектара водной глади в среднем получаем 350–400 килограммов пресноводной рыбы, а теоретически могли бы в несколько раз больше.    

Развитие отрасли во многом сдерживает состояние прудов. В запруженных узких оврагах с корягами на дне при вылове порой остается до четверти обитающей там рыбы. А ведь ее аквафермеры исправно кормили.  

– В области планировали выращивать до 10 тысяч тонн товарной рыбы в год, – напоминает руководитель Приволжского научного центра аквакультуры и водных биоресурсов ПГАУ Алик Асанов. – Шли даже разговоры о том, чтобы наладить товарообмен с Турцией. Оттуда к нам ехали бы фуры с фруктами, а туда – пензенская рыба. 

К сожалению, этот взаимовыгодный проект так и остался на бумаге. До требуемых объемов рыбоводы не дотянули.  

Где рыбалка – там и отдых

Но не только отсутствие ряда условий для разведения рыбы сдерживает отрасль. У рыбоводов камнем преткновения стала необходимость кооперироваться, чтобы перерабатывать и продавать продукцию. Вырастить – можем. Выгодно продать не научились. А сырая рыба долго не хранится… 
 
– Мощный стимул дало бы разделение труда, – считает Алик Юсупович. – Кто-то должен специализироваться на производстве малька, кто-то – на передержке и переработке рыбы.

По его словам, такая градация значительно сократила бы себестоимость и вывела отрасль на качественно новый уровень.

Однако робкие попытки наладить технологическую связь между рыбными хозяйствами ни к чему не привели. Причина, увы, во взаимном недоверии. Это стадо коров или грузовики с зерном легко пересчитать и поделить прибыль. А как проверить, сколько плавает рыбы в пруду?

Пока многие пензенские рыбоводы пошли другим путем: на берегах водоемов появились  турбазы. Деньги зарабатывают на платной рыбалке и других услугах для отдыхающих. Людям хорошо. Огромное количество пензенцев впервые за последние годы вкусило прелесть отдыха на родине. Только вот рыбы от этого не прибавилось...  

Инвестиции не у дел

рыба от Гришина3.jpg

Не оправдались и надежды на принятый несколько лет назад долгожданный Федеральный закон «О рыболовстве». На поверку документ оказался сырым и не решил многих насущных проблем. 

Сложности возникают и с гос-поддержкой. К сожалению, специальных механизмов помощи отрасли сейчас не существует. Гранты выделяют на общих основаниях. Например, в целях развития и поддержки малых форм хозяйствования рыбоводы могут заявиться на «Агростартап» (получить можно не более 5 миллионов рублей). 
За четыре года этой мерой господдержки воспользовались четыре предпринимателя... 

Однако, по словам зампреда областного правительства – министра сельского хозяйства Романа Калентьева, потенциал у рыбоводства есть.  

– Пензенская область богата водными ресурсами. – Производство товарной рыбы должно стать нашим конкурентным преимуществом.

Даже при всех упомянутых выше минусах наш регион продолжает оставаться в лидерах округа по производству товарной рыбы. Но пока этот бизнес выплывает скорее на энтузиастах, а не благодаря системным решениям.  

Цифры

С 2012 по 2022 год производство товарной рыбы увеличилось почти в 1,5 раза (с 1497 до 2181 тонны). В настоящее время товарным рыбоводством занимается120 КФХ и предпринимателей и 30 сельхозкооперативов.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER