В Пензенской области нашли скелет плезиозавра

Это хищный обитатель морских глубин юрского периода

В Пензенской области нашли скелет плезиозавра

Мы все привыкли к тому, что ближайшее от нас море плещется в 1,5 тысячи километров. Тем удивительнее морские находки в недрах нашего края. 

Море оставило следы 

По мнению геологов, бескрайние воды покрывали территорию современного Поволжья (и нашу область в частности) трижды: в юрском периоде (201–145 млн лет назад), в меловом периоде (145–66 млн лет назад) и частично в палеогене (66–23 млн лет назад). Ученые даже название дали этим водам – Среднерусское море.

Подтверждает это многое: и многочисленные окаменевшие находки морских обитателей, и несметные залежи песка, который  миллионы лет вода намывала из пород. Кстати, благодаря этой свое­образной подушке мы совершенно не чувствуем сейсмические колебания, пусть и небольшие, которые происходят в недрах земли.

Подтверждает наличие моря в древности и отсутствие таких полезных ископаемых, как уголь, который, как известно, является окаменевшей древесиной.

Кость мамонта.jpg
  – Море было неглубоким – от силы 100–150 метров, – объясняет кандидат геолого-минералогических наук Владимир Меньшаков. – Вероятно, со множеством островов и архипелагов.  

Подарки от природы

Но и далекий от науки человек может проследить древнюю историю Сурского края. Достаточно внимательно осмотреть склоны оврагов. В них, как в слоеном пироге, угадываются многочисленные этапы формирования земли.

А интересные находки! Пока самая знаменитая из них – многометровая окаменелая челюсть древнего мозазавра Гоффмана, которая была откопана на окраине Пензы в 1927 году (кстати, самая большая из найденных в России).

Впрочем, чаще в оврагах и на склонах обнажаются кости куда более поздних обитателей нашего региона – носорогов, шерстистых мамонтов. Правда, в геологическом смысле они почти наши современники и особого интереса для науки не представляют.

– В XIX веке в губернии даже существовали артели по сбору бивней мамонтов, служивших материалом для разных поделок, – говорит Владимир Николаевич Меньшаков.

А вот «ямы» глубиной свыше 50 метров являются настоящей кладовой для ученых – там скрыты палеонтологические тайны. Примером может служить Иссинский карьер, в котором ежегодно добывается до 700 тыс. тонн известняка. Запасов, по предварительным данным,  хватит на 300 лет. 

Как слоеный пирог 

У меня в руках небольшой кусок известняка, в котором отчетливо виден окаменевший моллюск. Камень я нашел на дне карьера – на глубине почти 90 метров.

– Это еще что! – улыбается исполнительный директор ООО Александр Елисеев. – Здесь встречаются следы и более древних обитателей! Кстати, не стоит думать, что чем глубже карьер, тем интереснее находки.

ЕЛИСЕЕВ.jpg
По словам Александра Викторовича, глубинные слои относятся к тем временам, когда жизнь на Земле только зарождалась и ни о каких динозаврах не было речи.

– На стометровой глубине встречаются лишь окаменевшие аммониты и белемниты – древние моллюски, – говорит он. – Некоторые из них размером с футбольный мяч. 
А вот в 10–50 метрах от поверхности могут попасться и весьма странные существа.

– Ученые из Москвы и Нижнего Новгорода у нас часто бывают, – продолжает Елисеев. – Какие только окаменелости не находят!

Конечно, проводить масштабные исследования в таких местах не получится. Ведь карьер – действующее предприятие.   

Тайна соленого озера…

Порой удивительные находки делаются совершенно случайно. 20 лет назад местный житель, охотясь на уток на одном из озер в пяти километрах от райцентра, нашел несколько странных дисков внушительного размера. Начал копать и на глубине в несколько метров наткнулся на окаменевшие кости древнего существа.

Впоследствии ученые подтвердили: был найден скелет плезиозавра –  хищного обитателя морских глубин юрского периода.

Аммонит.jpg
Поразила целостность находки, ведь почти полные скелеты доисторических животных встречаются крайне редко. Порой лишь по фрагментам ученые предполагают, как выглядело то или иное существо.

Увы, украшением областного или местного краеведческого музея археологическое сокровище не стало. К сожалению, нам с музейщиками так и не удалось выяснить, какова его судьба...

– Рыночная стоимость полных скелетов доисторических животных исчисляется огромными суммами, – говорит директор Иссинского краеведческого музея Светлана Зимина. – Потянуть их провинциальным музеям просто немыслимо… 

Сухопутные дредноуты

– А как же «сухопутные» динозавры? – спросите вы. – Неужели на пензенской земле никогда не жили диплодоки, бронтозавры, тиранозавры или подобные им существа? На этот счет у ученых однозначный ответ: нет.

P2210650.JPG
Во времена расцвета юрской фауны в наших широтах плескалось море, и поэтому сухопутным мастодонтам у нас не было места. А вот птеродактили и другие крылатые существа, судя по всему, периодически появлялись на воздушных просторах, обитая на небольших островах. Правда, полые кости крылатых хищников вряд ли сохранились в недрах до наших дней…

Как бы то ни было, земля Сурского края еще хранит в себе немало загадок и ответов на них.  Бывая за городом, внимательно присмотритесь к оврагам и косогорам. Кто знает, какой сюрприз они преподнесут. 


Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER