Театр «Провокатор» в Пензе: история, актеры и спектакли

Театр «Провокатор» в Пензе: история, актеры и спектакли

«Провокатор» за последние полгода породил огромное количество споров в Пензе — и в прессе, и у зрителей. Недавно он представил публике премьеру «36 родинок», и это означает, что споры только усилятся. «Пензенская правда» решила высказаться по поводу того, что увидели в этом спектакле.

«36 родинок»  

«36 родинок» — рассказ о нашем детстве. 

В последние годы все одержимы копанием в собственном прошлом и разбором детских травм. Еще более модным стало создание родового древа. Причем иные попытки заканчиваются депрессией, потому что не все нужно знать и помнить из того, что и как происходило в детстве.

Однако после спектакля, после всех провокаций, которые обрушились в этот вечер на зрителей, все расходились по домам в позитивном настроении. Видимо, спектакль помог найти ответы на какие-то мучившие людей вопросы. 

Пример подал один из персонажей спектакля — мальчик, у которого на лице и теле росли родинки. Их появлялось все больше и больше, и парень боялся, что однажды они покроют его целиком, как броненосца. Но умная и добрая женщина-врач сказала, что родинки растут у счастливых людей. Негатив, в который был погружен парнишка, сменился оптимизмом: «На лице родинки — это те люди, с кем я буду целоваться. На руках — кого буду обнимать. На животе — те, кто меня угостит чем-нибудь вкусным. На ногах — с кем я буду бегать и играть». 

«36 родинок» – это осмысление того потока историй, который выплескивается на зрителя в спектакле. 

Несмотря на кажущуюся легкость, постановка сложна для исполнения, ведь актрисе Елене Ушкиной приходится постоянно перевоплощаться то в маленького мальчика, то в девочку-подростка, то в октябренка, то в пионера. Только в финале, когда Елена выходит к зрителям, усталая и счастливая, становится понятно, сколько эмоций она вложила в эту премьеру.

«36 родинок» — спектакль-шарада, который надо разгадывать. Здесь герой может говорить одно, хотеть другое, а в итоге получить третье. Или вообще ничего не получить. Когда зритель шараду разгадает, наружу выйдут и юмор, и наша коллективная история, а в персонажах проявятся черты соседей и друзей. В этих загадках, возможно, вся суть театра «Провокатор».


Пойди и сделай!

— У меня огромное количество проектов, — рассказывает Альфия Чатаева, продюсер, балетмейстер и режиссер. — Это и фестиваль современного танца «Истина. Знания. Мастерство» («ИЗМ»), который набрал популярность в России, и детский фестиваль «Фара», которому нет аналогов. Но мне всегда хотелось создать театральный спектакль. Однако я не могла просто прийти в драмтеатр и сказать: «А можно я у вас здесь что-нибудь поставлю?» Но папа меня учил: «Не надо мечтать! Пойди и сделай!» И я решила, что должен возникнуть театр «Провокатор»… 

А еще я знаю, что всякая мысль обязательно материализуется. Мы искали заброшенное помещение. И вот во время прогулки по улице Гладкова, которую я очень люблю за красоту, к нам подошла какая-то добрая фея и произнесла: «У нас есть недвижимость, которая сдается в аренду. Хотите посмотреть?» И когда я это увидела, то поразилась, насколько все звезды сошлись. 

А потом появился актер и режиссер Дмитрий Изместьев. Он окончил ГИТИС, причем гениальный Марк Захаров назвал Дмитрия одним из лучших своих учеников. И я счастлива, что у нас возник этот невероятный творческий симбиоз. 
В репертуаре «Провокатора» четыре знаковых спектакля. Два из них Димины — «Сексизм» и «лЮбля». И два мои — «Женщина-светофор» и «Свидание с Бродским». Теперь добавился «36 родинок», тоже Димин. 

Кроме того, у нас бывают гастролирующие театры. Они молодые и наглые, провокационные, как, например, Школа современной пьесы, показавшая в Пензе постановку «Фрейд». Не думаю, что такое могли бы представить в «драме» или в театре Мейерхольда. А «Провокатор» — площадка, которая не имеет творческих границ. 


Режиссер Дмитрий Изместьев

В Пензе зажглась новая театральная звезда. Это актер и режиссер Дмитрий Изместьев. Он снялся в нескольких сериалах и сам снял полнометражный  фильм «Несвадебное путешествие». Казалось, что будущее его принадлежит Москве. Каким же образом удалось «заманить» и оставить Дмитрия в Пензе?

— После знакомства с Альфией я привез сюда свой спектакль «Скука». Потом мы поставили «Сексизм», причем изначально это была просто шутка, капуст­ник, сочиненный на мой день рождения. В  Пензе мы переделали «Сексизм» в полноценный спектакль. То, что он имел такой успех, для меня оказалось полной неожиданностью. Именно отклик зрителей — одна из главных причин, почему я остался в Пензе. 

После каждого спектакля мы со зрителями разговариваем. В Пензе я впервые вышел к залу, сел напротив, и люди на меня смотрели так, будто я сотворил на сцене чудо! Мне это понравилось, — говорит Дмитрий. 

Еще одним поводом остаться в нашем городе стала возможность эксперимента. Режиссер признается, что ничего подобного по форме он раньше на сцене не представлял, при том что изначально «Сексизм» и «лЮбля» — поэтические спектакли. В «Сексизме» используются стихи молодой московской поэтессы Солы Моновой. А в «лЮбле» звучат произведения двадцати авторов.


Каждый видит свое 

— Я часто наблюдаю за зрителями, — продолжает Альфия. — Бывает, люди, у которых за плечами 10–15 лет брака, на «лЮбле» начинают обниматься, как подростки. Хочется верить, что их отношения благодаря спектаклю стали крепче и сильнее. 

— А одна женщина рыдала! — подхватывает  Дмитрий. — После спектакля она объяснила, что вспоминала умершего мужа. Воду, предложенную, чтобы успокоиться, отвергла: «Вы не понимаете! Я не чувствую себя плохо! Мне хорошо!» Получается, что каждый зритель через призму спектакля видит что-то свое.

— Сейчас мы переделываем «Женщину-светофор», — говорит Альфия, — спектакль должен стать полностью зрительским. Люди будут голосовать, жать на кнопки, оценивать и комментировать главную героиню. Мы поняли, что в этом зерно спектакля. Ведь «Провокатор» в первую очередь провоцирует чувства — и в этом его притягательность!

Страницы театрального пространства «Провокатора» в ВК и Instagram

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER