Татьяна Курдова: Отец для меня — эталон мужчины

Татьяна Курдова: Отец для меня — эталон мужчины

Весной 2019 года ушел из жизни замечательный художник Владимир Георгиевич Курдов. Всего пару месяцев он не дожил до своего 95-летия. 

Многие его работы давно стали достопримечательностями Пензы. Например, скульптура «Проводы» на перекрестке улиц Тамбовской и Куйбышева. Как известно, на этом месте в годы войны располагался призывной пункт, откуда уходили на фронт бойцы. 

Сам Владимир Георгиевич оказался на полях сражений Великой Отечественной в 17 лет — командовал противотанковым орудием, был ранен. 

Работы Курдова ценятся специалистами в первую очередь за суровость и правду жизни. В то же время они наполнены эмоциями — художник тоскует по близким, по друзьям-товарищам, павшим в боях. 

Но когда я был в картинной галерее на выставке работ художника, меня особенно поразили немного другие по стилистике и настроению полотна, а именно жанровые: «Портрет дочери», «Дедушка и внучка». От них исходит доброта, ощущается домашнее тепло! 
И захотелось узнать, каким этот воин, мэтр был в кругу своих родных.

Вряд ли об этом кто-то может рассказать лучше, чем дочь художника — министр культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова.


Детство, книги и тортики

— Отец для меня всегда был эталоном мужчины, — говорит Татьяна Владимировна. — Я его просто обожала, считала лучшим на свете. Он очень много со мной занимался: водил в цирк, театр и даже в поликлинику, если я болела. На новогодние елки дети обычно ходят с мамами, а я ходила с папой. 

Мы вместе читали вслух. Это он привил мне уважение к книге. Мы перечитали всего Гоголя и Островского, обсуждали литературу и писали школьные сочинения. 

А еще отцу нравилась «тихая охота», и он научил меня разбираться в грибах, любить природу. 

В детстве я постоянно торчала в его мастерской. Там было много антикварной мебели, висели иконы и предметы старины, которые отец коллекционировал. Можно было лепить или рисовать, разрешалось залезать, куда только можно и даже куда нельзя. Для меня это была не просто мастерская скульптора, а этакий квест, как сказали бы сейчас. 

А наши чаепития! Вечером в доме всегда накрывали стол с самоваром в центре, так как отец любил чай именно из самовара. На огонек заглядывали друзья или родственники. Их всегда ждал какой-нибудь тортик. На Московской, рядом с папиной мастерской в Союзе художников, работала кулинария, и он там покупал очень популярный тогда торт «Прага». 
Для отца было важно, чтобы семья собиралась как можно чаще. 

Когда я стала руководителем, папа сказал: «Ты, конечно, взвалила на плечи тяжелейшую ношу!» Но я видела, что в глубине души он гордится мной. 


Свободный художник

  — Помню, как они с мамой собирались в театр. Отец уже готов к выходу: в белой рубашке с серебряными запонками, в начищенных ботинках. Но пока мама подкрашивает губы, он успевает сбегать в мастерскую подрисовать что-нибудь и возвращается весь в глине или краске. И это невозможно было изменить! 

Практически все время отец проводил в своей мастерской. А ведь был свободным художником и мог строить день так, как ему нравится, — хоть совсем не работать. Но он работал, даже слишком много, потому что любил свое дело. 

Вся жизнь папы — это творчество. Пока он что-то делал, он жил. Даже когда слег, продолжал рисовать. А вот когда рисовать больше не смог, то вздохнул — и умер… 


Следы войны 

— Война сыграла огромную роль в творчестве отца, — продолжает Татьяна Владимировна. — Но он не любил о ней говорить. Приятного не было ничего, а плохое вспоминать не хотелось. Но однажды нарушил табу и рассказал, как очнулся после ранения. Он лежал на земле, похожей на жидкое болото, настолько она пропиталась кровью бойцов. Представляете, что ему пришлось пережить?! 

У папы есть стихотворение, и в нем такая строчка: «Я был плохой солдат, я убивать не мог». В этом признании — вся его сущность, отношение к жизни вообще.

Моя любимая отцовская работа — картина «Война», на которой пожилая женщина стоит рядом с репродуктором. Женщина похожа на мою бабушку Марию, папину мать. И героиня скульптуры «Проводы» мне тоже ее напоминает. 

Папа вообще любил рисовать свою маму. Он ведь был поздним ребенком — бабушка родила его в 40 лет, и они очень любили друг друга… 

У нас была традиция: на 9 Мая отец надевал ордена и медали, и мы шли на торжества. Этот день отмечали как самый главный праздник. Ходили к фонтану, на площадь Ленина. И домой отец всегда возвращался с цветами — их ему дарили люди на улицах. 


Поколение Курдова

— Многие коллеги отца были ветеранами Великой Отечественной войны. Все они натуры цельные, знали, где правда, а где ложь, что хорошо, а что плохо. Они ничего не боялись и ничего не скрывали. Могли говорить о чем угодно, открыто выражали свои мысли и делали то, что считали нужным и важным. У папы никогда ни перед кем не было раболепства, он с любым высоким чином разговаривал на равных. Поколение, которое прошло войну, ничем нельзя было напугать. Самое страшное, что можно было, они перенесли. Их это не сломило, и они просто жили и радовались, были счастливыми, потому что служили своему делу, семье, — говорит Татьяна Владимировна. 

…В 2020 году исполнится 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Недаром этот год в России объявлен Годом Памяти и Славы. 
Работы художника Владимира Курдова, как, впрочем, и вся его жизнь, в который раз напоминают миру, что такие кровавые события не должны повториться на земле. Пусть жизнью правит Творчество!

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное