Тараскин и его галчата: как мужчина-педагог влюбил детей в школу
В школе села Варварино Тамалинского района уроки в начальных классах ведет педагог-мужчина
В классе, где занимается малышня, тихо. Из-за двери слышится только спокойный, ровный мужской бас. Александр Тараскин объясняет своим галчатам новую тему. Учитель начальных классов — мужчина — вообще в Пензенской области (да и в России в целом) большая редкость. Стать примером
Александр Николаевич в этой профессии уже почти 40 лет. Работать в школу пришел в 1982 году.Мы с фотокором тихонько приоткрываем дверь и просачиваемся за свободную парту. Восемь вихрастых голов дружно поворачиваются к нам, но дисциплина на уроке не нарушается. Тараскин продолжает объяснять тему, держа учебник родного языка здоровой рукой.
Вторую он потерял в детстве. Несчастный случай. Мальчишки, балуясь, схватили охотничье ружье, и оно выстрелило. Израненную руку пришлось ампутировать по локоть.
Впрочем, эта особенность нисколько не мешает Александру Николаевичу ни в преподавании, ни в хозяйственных делах.
— Его помощь в школе незаменима. Лучше Тараскина никто потолки не побелит! — так перед тем, как проводить нас в класс, отрекомендовала коллегу директор школы Татьяна Кабалина. — И ребята у него многому учатся. Хорошо, когда мужской пример перед глазами. Не у всех семьи полные.
Про азы и косички
Мальчишки обычно грезят о том, чтобы стать летчиками, спортсменами, водителями, наконец. Тараскин же как-то сразу определился — будет работать с малышами. Окончил педучилище и пришел в школу.— С детьми всегда интересно, — объясняет он свой выбор. — Они — как глина, из которой можно вылепить все, что захочешь. Порог школы переступает маленький человечек, который почти ничего не знает, а ты его учишь азам. У него просыпается интерес к познанию мира. А еще малыши — доверчивые, искренние, эмоциональные. Как же их можно не любить?!
Нередко первого учителя называют «вторая мама». Ведь со вчерашними дошколятами часто приходится нянчиться.
На переменах они окружают Тараскина, словно птенцы наседку, и каждый лепечет о чем-то своем. Кому-то хочется выговориться, кому-то помощь нужна.
— А в чем проблема? — улыбается Александр Николаевич. — Мне нетрудно ребенку шнурки завязать или воротник на рубашке поправить. Разве что с какой-нибудь сложной косичкой не справлюсь. Ну так старшеклассницы помогут — заплетут.
— Вы строгий учитель? — интересуюсь я.
Тараскин задумывается:
— Думаю, что нет. Очень не люблю двойки ставить! А вот пятерки обожаю. Правда, такую отметку у меня надо заслужить. По мне, твердая четверка лучше слабой пятерки. Ну а что касается дисциплины, то не могу сказать однозначно, кому проще ее наладить в классе — женщине или мужчине. Наверно, это больше от характера зависит, а не от пола педагога.
Разделяй и учи
Еще было интересно, как Александр Николаевич ведет урок с разновозрастными ребятами. В его классе одновременно занимаются и первоклашки, и второклашки. Им надо объяснить разные темы, проверить знание пройденного материала.Но в сельской школе, где учеников с каждым годом становится все меньше и приходится объединять классы, это для педагогов трудности не составляет. Пока один ученик отвечает у доски, другие выполняют задания в тетради.
— Когда только пришел в школу, сразу три класса в кабинете сидело — 28 человек. И тогда справлялся, — вспоминает учитель.
Непросто, по его признанию, было лишь тогда, когда в школу пришел прогресс — в классе повесили интерактивную доску. В первое время, когда на большом экране транслировалась презентация, взгляды всех ребят невольно обращались к ярким картинкам. Но ощущение новизны быстро ушло, и учеба вернулась в нормальное русло.
— Александр Николаевич, все-таки учительская зарплата не такая большая. А вы мужчина, кормилец семьи. У вас никогда не возникало желания сменить профессию?
— Один раз было, — хмурит брови Тараскин. — В 1992 году предложили мне возглавить сельскую администрацию. Мол, на этой должности пригодится мой учительский авторитет. Я честно отработал четыре года. А время было тогда очень сложное: развал государства, безработица, задержки зарплат. Вроде и справлялся, но тоска брала. Очень тянуло в школу! И я вернулся, навсегда решив для себя, что моей душе комфортнее здесь.
Живые уроки
Много воды утекло. Некоторые из первых учениц Тараскина сегодня стали бабушками, многие вчерашние ученики приводили в его класс своих ребятишек.У самого Александра Николаевича трое взрослых детей и семеро внуков.
А он по-прежнему с радостью спешит в школу по утрам.
Признается, что его вовсе не расстраивает, когда приходится задерживаться допоздна. Правда, выработал одно правило:
— Тетради домой на проверку стараюсь не брать. У меня большое хозяйство — огород, корова, свиньи, птица. Надо обо всех позаботиться, а летом еще и сена накосить.
Променять деревенские хлопоты на городской комфорт? И в мыслях не было.
— Сельский житель в душе более свободен, — рассуждает педагог. — Вот и природу мои ребята изучают не только по учебникам. Часто провожу уроки-экскурсии. Выйдем на улицу, рассмотрим каждую почку, каждую травинку, насекомое. Или пойдем к памятнику павшим — это лучший урок патриотизма. Во время акции «Сад Памяти» около школы дети сажали яблоньки.
А на физкультуру Александр Николаевич нередко возит своих младшеклассников в бассейн в райцентре, где сам же учит их плавать. Он уверен, что это любому человеку в жизни пригодится.
А еще за его малышами закреплен маленький цветник.
— Как становится тепло, каждый ученик приносит из дома семена цветов, которые ему нравятся. Вы бы видели, какая красивая клумба потом у нас получается! Бархатцы, ирисы, астры, циннии.
Об одном только болит сердце учителя.
— Я уже не один десяток лет в школе. Что заметил: раньше дети были здоровее, — вздыхает он. —Неудивительно! Все свободное время на свежем воздухе проводили, в движении. А теперь только отвлекись — достают мобильные телефоны. Огромный поток информации, мелькающие картинки — это и на внимании сказывается, и на самочувствии. Болеют чаще. Им бы бегать, носиться, как положено здоровой детворе, а они согнулись над экранчиками. А в остальном дети остаются детьми — шаловливыми, наивными, добрыми. Многие мои ребята выросли замечательными людьми, получили хорошие профессии. Смотришь, а тот робкий мальчуган — уже солидный мужчина…
Мне, конечно, интересно смотреть, какими они вымахали. У меня уже такой электронный фотоархив со снимками выпускников накопился — за день не перелопатишь. И когда я смотрю на них, то понимаю, что с выбором профессии не ошибся.
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Елена СИНИЦЫНА,