Самокутяев поспособствует нравственному воспитанию пензенских школьников

Самокутяев поспособствует нравственному воспитанию пензенских школьников

К сожалению, в нашем динамичном мире культурному воспитанию молодежи уделяется не так много времени, как хотелось бы. Зачастую эти вопросы отходят на второй план, уступая место другим приоритетам. 

В России возродить у подрастающего поколения интерес к базовым ценностям человечества призван масштабный федеральный культурно-образовательный проект «Культура для школьников». Второй год он реализуется под эгидой Министерства культуры РФ, Министерства просвещения РФ, а также компании «Яндекс». Организаторы делают все возможное, чтобы ребята могли не только глубже понять многонацио­нальную культуру народов своей страны, но и детальнее изучить ее историю, значительно расширив границы учебников. Оказалось, что интерес к этому у ребят есть. Только в прошлом году участниками проекта стали более миллиона человек по всей стране.

В каждом регионе у проекта есть свой наставник. В нашей области в этой роли выступил депутат Государственной думы, Герой России, летчик-космонавт Александр Самокутяев. 

Путевка в жизнь

— Александр Михайлович, когда вам предложили стать наставником? 
— Осенью прошлого года, когда Пензенская область вошла в число девяти пилотных регионов, где «обкатали» этот проект. В каждом из них наставников выбирали из числа известных деятелей культуры, искусства, науки и спорта, тесно связанных с тем или иным регионом. Например, лицом проекта в Тульской области стал актер Владимир Машков, в Ярославской области – режиссер Сергей Пускепалис, в Саратовской области — актер Евгений Миронов, в Белгородской области — гимнастка Светлана Хоркина и так далее. 

Честно говоря, я был удивлен, что именно меня выбрали наставником от Пензенской области, ведь, на мой взгляд, у региона есть немало более достойных кандидатов. 

— Не мешает ли вашей основной работе такая общественная нагрузка?
— Признаюсь, поначалу меня мучали сомнения: хватит ли сил для этой новой и ответственной работы? Ведь в Звездном городке у меня всегда очень много дел. К тому же я, как известно, возглавляю Пензенское землячество в Москве. А сейчас я еще и депутат Государственной думы. 

Впрочем, опасения были напрасны. Работа с подрастающим поколением мне понравилась, и сейчас я погрузился в нее с головой. Всегда интересно участвовать в новом процессе, давать ребятам интересные знания, получая взамен от них яркие эмоции! 

— Расскажите о роли наставника в проекте.
— В рамках проекта наставники участвуют и в очных мероприятиях. Например, в прошлом году я принял участие в открытии бюста Ю.А. Гагарина в школе № 17 города Кузнецка. На встрече со школьниками и педагогами мы много общались. Приятно наблюдать, как у ребят загораются глаза при виде настоящего космонавта, слетавшего два раза на орбиту и выходившего в открытый космос! Никакие книги не заменят таких ярких встреч и полученных впечатлений. Посещая различные учебные заведения области, я всегда стараюсь найти время для такого общения. 

— А где вы бываете чаще всего? 
— Конечно, в своей родной школе № 56 в Пензе (улыбается). С недавних пор она носит мое имя, и я всегда с радостью там бываю. Кстати, редкий визит обходится без душевных и теплых встреч с ребятами. Я рассказываю о своей работе, космосе, и всегда это вызывает большой интерес как у учащихся, так и у педагогов. 

Кстати, я очень рад, что моя родная школа ежегодно принимает участие не только во Всемирной неделе космоса, но и в Гагаринском фестивале. 

Быстрее, выше и… культурнее

— В основе проекта «Культура для школьников» лежит идея «культурного норматива учащихся». Это так? 
— Несколько лет назад четыре региона (Пензенская, Самарская и Тульская области, Республика Татарстан) ввели в образовательную программу концепцию культурного просвещения детей и молодежи. В ее рамках ребята вели так называемый «Культурный дневник школьника». В течение года, чтобы получить зачет, они посещали различные культурные мероприятия и записывали свои впечатления в дневниках. А в конце учебного года классный руководитель подводил итоги. Такой подход к культурному воспитанию помог создать новую форму сотрудничества семьи и школы, став, по сути, индивидуальным проектом каждого ученика. 

Опыт оказался очень удачным. Не случайно Министерство культуры России пришло к решению о его тиражировании по всей стране. Были разработаны соответствующие нормативы. К примеру, чтобы получить «бронзу», школьники с 1-го по 4-й класс должны за год один раз посетить театр, один раз сходить в кино, прочитать не менее пяти дополнительных произведений, посетить выставки, ознакомиться с музыкальными произведениями.

— Ваша оценка эффективности проекта? 
— Отрадно то, что в его реализации ставка сделана на доступность подрастающему поколению. Не случайно много акций и мероприятий проходит в сети Интернет, где организуются викторины, тематические онлайн-опросы и тесты.

На мой взгляд, сама идея внесения соревновательного момента в познание культуры достойна уважения и очень прогрессивна. Раньше мы черпали информацию в основном из книг или телевизора. Зачастую, чтобы получить дополнительные знания, приходилось тратить уйму времени и сил. Сейчас все по-другому. Пополнить знания помогает мощный ресурс — Интернет. Не выходя из дома, можно не только познавать мир, но и побеседовать с интересными людьми, проверить свои знания и так далее.

Я уверен, проект «Культура для школьников», реализуемый на доступных платформах, станет очень эффективным инструментом в изучении родной страны и ее богатейшей культуры. А это, в свою очередь, сделает жизнь ребят ярче, насыщенней и разовьет их творческое мышление. 

Марафонский забег

— В рамках проекта «Культура для школьников» проходит акция «Культурный марафон». Расскажите о ней подробнее.
— Как и в прошлый раз, акция проходит в форме онлайн-теста. Он не проверяет знания, а знакомит с культурой регионов нашей страны. Участникам будет предложено прослушать этнографическую музыку, рассмотреть узоры и орнаменты, изучить видеозаписи танцев, прочитать интересные и необычные тексты и потом ответить на вопросы.

Для участия в мероприятии в нашей области уже зарегистрировалось более 7 тысяч ребят, из которых почти 2,5 тысячи — это учащиеся 1-4-х классов. 

Кстати, присоединиться к проекту могут не только школьники, но и студенты, учителя, родители и все желающие. 

Интересно, что участие в марафоне не только дает новые знания, но и вырабатывает умения ориентации в цифровой среде.

— Как долго будет идти марафон?
— До 1 декабря. Зарегистрироваться можно по адресу education.yandex.ru/culture/.

Кстати, в прошлом году по количеству участников акции «Культурный марафон» наша область заняла пятое место в России. 

Хочу заметить, что проект постоянно совершенствуется. В частности, возможно введение новых форм обучения, а также поощрения лучших участников проекта. В этом году ребята получат грамоты и смогут выиграть одну из тысячи Яндекс.Станций Мини c Алисой внутри.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное