«Мама родила меня от барина»: сын и соцработник прячут от 99-летней пензячки лопаты и грабли

Анна Сергеевна постоянно ищет себе работу

«Мама родила меня от барина»: сын и соцработник прячут от 99-летней пензячки лопаты и грабли

Домик в середине села с печальными глазами-окнами похож на многие деревенские избы прошлого столетия. Видно, что его хозяйка уже немолода. А сравнительно новый пристрой к жилищу и ухоженная территория – свидетельство того, что об усадьбе есть кому позаботиться.

В апреле следующего года Анна Сергеевна, даст бог, отметит вековой юбилей. 

Дочка барина

Баба Нюра (так называют ее в селе) встречает нас с социальным работником Татьяной Анатольевной Изотовой у входа и радушно приглашает в комнату. Дома тепло и чисто, все коммунальные удобства имеются. Старушка плохо видит и слышит, но достаточно бодра для своего возраста. 

Родилась она в деревне Цынцовке Кондольского района. Несколько лет назад этот населенный пункт перестал существовать. А люди разъехались кто куда.

– Мама родила меня от барина, – несколько раз повторила старушка. 

Увидев мой удивленный взгляд, Анна Сергеевна уточнила, что матушка ее была у барина (местного зажиточного крестьянина-кулака) в прислугах и родила от хозяина дочку. Со временем она вышла замуж. По словам Анны Сергеевны, жизнь ее с отчимом была несладкой: порой приходилось и на улице ночевать, и по миру скитаться. В школу Аня не ходила, поэтому грамоте не обучена, но фамилию свою писать научилась.

Подростком и в юности работала в колхозе: пахала землю на быках, в военные годы рыла окопы недалеко от станции Ардым. Замуж второй раз вышла в конце сороковых и переехала в село Ленино. В советские годы Анна Сергеевна работала техничкой в сельской школе и санитаркой в участковой больнице.

В 1950 году родила своего единственного сыночка Володю, который стал ей опорой в старости: он живет в Пензе, но к матери приезжает часто. Пристрой и все коммунальные удобства в доме – дело рук Владимира.

На неделе к своей подопечной приходит «хожалка» – социальный работник Татьяна Анатольевна Изотова.

Старушка-веселушка

– За Анной Сергеевной я ухаживаю более десяти лет. Привыкла к ней, она для меня как родная бабушка, – говорит Татьяна. – До этого за ней присматривала моя сестра Лариса Сорокина. В обязанности соцработника входит покупка продуктов, лекарств, оплата коммунальных услуг, уборка комнат, сопровождение в больницу. По выходным, когда сын приехать не может, готовлю еду на несколько дней. Но время от времени появляются и другие хлопоты, неожиданные.

Несмотря на возраст, Анна Сергеевна очень энергичная. Чуть ослабишь бдительность, она уже на огороде траву полет или огурчики поливает. Сын прячет от нее лопату, грабли – так она за инструментами к соседу идет. Тот тоже понимает, что такие нагрузки для бабушки могут боком выйти. Не получив орудия труда, баба Нюра начинает траву руками дергать и в кучки собирать. Только я отлучилась на минуту в магазин за продуктами, глядь, она уж грядку поливает. Говорю: «Дождь только что прошел». Но это звучит для нее неубедительно. Сын специально ванную для полива водой не заполняет до своего приезда. Но неугомонная старушка наливает ведро воды из-под крана и тащит его на огород. 

Такая самодеятельность может однажды обернуться для бабы Нюры трагически. И собака-то ее кусала, и клещ кровь сосал, и падала, голову ушибала. Сколько раз Татьяне Анатольевне приходилось ее в травмпункт и на уколы в Терновскую больницу возить!

Несмотря на все ее «тридцать три несчастья», Анна Сергеевна – старушка-веселушка. Татьяна Анатольевна заведет частушку – ее подопечная на лету подхватывает. В этом мы убедились сами. 

В процессе нашей беседы с социальным работником она не раз напоминала, что «хватит уж языком чесать», пора перекусить и чайку испить, и резонно замечала: «Соловья баснями не накормишь». Видно было, что и на аппетит баба Нюра не жалуется. Съев кусок пирога, она потянулась за вторым.

Прощалась я с бабой Нюрой в надежде, что весной и мне удастся побывать гостем на ее юбилее.

Дорогие мои старики

– Мне нравится общаться с пожилыми, – говорит Татьяна Анатольевна. – Этот контингент хорошо знаю. Раньше работала инспектором по выплате пенсий в областном центре. По специальности я бухгалтер-финансист. Когда родила дочку и вышла из декретного отпуска, переводом оформилась соцработником, чтобы больше времени быть с ребенком. 1 сентября исполнилось 30 лет моего стажа в этой профессии. Работаю на два села: до обеда в Старой Каменке, потом – в Ленино, где и живу. У меня 14 подопечных, все бабушки. Анна Сергеевна – самая возрастная. Стараюсь ко всем успеть вовремя. Помогает в этом то, что езжу на своей машине, а летом – на скутере. Раньше добиралась на ГАЗели. Потом пошла учиться в автошколу и успешно сдала на водительские права. 

Среди моих подопечных много таких, кому за восемьдесят. Тамаре Ивановне Пичужкиной – 88. В прошлом она работала учительницей. Перенесла инсульт, передвигается с помощью ходунков. Кормлю ее в обед из ложечки. Людмиле Сергеевне Агеевой 86 лет. Это моя бывшая классная руководительница. Упала и сломала шейку бедра. Наталья Борисовна Садовникова у меня самая молодая, ей 52 года. Женщина глухонемая, инвалид первой группы.

О своих бабушках Татьяна Анатольевна готова рассказывать бесконечно. Они пережили немало горя, но, несмотря на невзгоды, очень позитивные. В Старой Каменке, например, Тамара Васильевна Хаванская, пишет стихи, может читать их часами, не заглядывая в тетрадь.

Кстати, у самой Татьяны Анатольевны муж тоже на группе, перенес три инфаркта. Так что кому, как не ей, знать, что чувствуют больной человек и его близкие. Она делает все возможное, чтобы ее бабушки не ощущали себя одинокими и беспомощными.

Автор: Татьяна ШИШКАНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER