Прощай, «Черный рояль»: Анастасия Суднева о закрытии арт-пространства и будущем проекте
Все в одном «Флаконе»
Первые арт-пространства в Москве возникли на территориях прекративших работу предприятий, которых с развалом СССР было много. Интересно, что новые хозяева оставили прежние названия, чтоб узнавали и приходили.Например, в столице в 2007 году появилось арт-пространство «Винзавод». И названия у выставочных залов были такие: «Цех красного», «Цех белого», «Бродильный цех», «Большое винохранилище».
Арт-пространство «Флакон» заняло территорию завода, производившего стеклянные изделия. «Фабрика» расположилась на месте бумажной фабрики. В столице такие заведения популярны. В провинции прослойка людей, понимающих, что такое арт-пространство, и желающих там быть, очень тонка – она только-только формируется. И трудна участь тех, кто пробивает путь новому.
Неслучайная случайность
Настя Суднева – профессиональная пианистка, работала в областной филармонии. И, как она сама говорит, находилась в некоей капсуле: пообщается с поклонниками на концерте – и опять три месяца работы в четырех стенах.
А хотелось чего-то еще: активной жизни, организации мероприятий – не только музыкальных… И так получилось, что в Дом Бадигина, который тогда принадлежал картинной галерее, искали сотрудника. А тут – Настя, да не одна, а с черным роялем. Ее папа, известный в Пензе музыкант, в свое время приобрел массивный инструмент, и тот стоял в музыкальном колледже, где Сергей Юрьевич работает.
В общем, в Доме Бадигина нашлось место и роялю, и Насте, и реализации ее идей по созданию арт-пространства. Однако дом передали Институту регионального развития. Деятельность пришлось сворачивать.
В ответе за тех, кого приручила
Но оставалось одно намеченное мероприятие – концерт, на который билеты были уже проданы. И Настя договорилась с музеем одной картины. Стоит на лестнице, встречает гостей. Многих знает, многие знают ее, радуются, мол, как хорошо, что вы нас не бросили и мы снова будем встречаться.Вот это чувство ответственности перед теми, кого она уже приручила, и стало отправной точкой решения: надо создавать частное арт-пространство. На обустройство, на покупку инструментов, колонок, мебели деньги нашлись чудом. Семья получила наследство от родственницы, и отец дал дочери приличную сумму со словами: «Твои деньги – распоряжайся».
Она и распорядилась, арендовав помещение на улице Маркина, 6, куда переехал и ее любимый рояль. Обустраивая пространство, Настя пробовала обратиться к спонсорам, те сказали: «Так это бизнес – зарабатывай».
– А искусство – это не бизнес, – говорит Суднева. – И ему надо помогать.
Но если никто не хочет, то она попробует.
Сначала у нее имелся помощник. Но поскольку дохода не было, парень был вынужден уйти, чтобы зарабатывать на жизнь в других местах. Настя осталась одна, научилась «крутить ручки», как говорят звукорежиссеры. Она все делает сама, у нее нет возможности нанять даже уборщицу.
Деньги не главное, но...
Но арт-пространство тем не менее продолжало жить довольно активно. Тут действительно встречались разные искусства: музыка, театр, поэзия, фотография… Общение со зрителями и желающими выступить в «Черном рояле» ведется через Интернет. Некоторые коллективы включают Пензу в свои туры, некоторые приезжают специально, например театр из Саратова «Обратная перспектива».
Чем еще важно такое пространство?
– К нам приходят люди, у которых нет мирового имени, – говорит Настя. – Человек, может быть, недавно написал пьесы или песни или создал картину, сочинил стихи и хочет показать это, поделиться с другими. А куда он пойдет? В филармонию? Или в ресторан читать стихи? Он может сделать это здесь, попробовать себя.
И все бы хорошо. Но публики мало, а доходов и на аренду не хватает. На некоторые мероприятия, например на выступления Паши Пиковского, Максима Соколова, Володи Иванова, были аншлаги, приходилось привозить дополнительные стулья. Но в среднем зал обычно наполнен наполовину...
Осенью Настя уже принимала решение закрыться. Но остановило опять же чувство ответственности перед артистами и зрителями. Ее хватило еще на полгода...
Все было не зря
18 февраля она написала в соцсети «ВКонтакте» печальное объявление: концерты, запланированные до 20 марта, состоятся, а дальше...«Сегодня мной было принято решение о закрытии «Черного Рояля». За этот год в «Рояле» прошло более 100 мероприятий. Это были и концерты, и спектакли, и фестивали поэзии и кино, и сказки для детей. Кто-то отмечал у нас семейные праздники, а кто-то проводил бизнес-встречи. Играли в квиз, делали отчетные концерты музыкальных школ, показывали немое кино с живой музыкой, делали капустники. Встречались с детством целых двенадцать раз, открывали выставки, проводили ночь музеев.
Было много разных исполнителей – как пензенских, так и приезжих...
...Но, к сожалению, вынуждена признать, что все это нужно было для очень малого количества людей.
Я искренне хотела продвигать творчество в Пензе и боролась сколько могла, работая год без выходных и без зарплаты. ...Я нисколько не жалею о затраченных усилиях и потерянных деньгах. Все было не зря».
В нашем разговоре Настя сказала, что не ставит крест на арт-пространстве. Ведь возможна кооперация с кем-то, или более дешевое помещение, или... В общем, будет искать.
Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме

В Пензе набирают волонтеров для помощи в голосовании за объекты благоустройства
Для добровольцев предусмотрены приятные бонусы
13 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 8 и 9 марта 2025: Алена Апина, Марта Серебрякова и орган
Публикуем самую интересную афишу
Мечты ближе: подростки с 14 лет смогут открыть в Сбере вклад и накопительный счёт на специальных условиях
Вклад и накопительный счёт «Молодёжный» отличаются «взрослыми» ставками и простотой оформления
В Пензе назван график бесплатного посещения бассейнов в марте
Одновременно можно посетить площадки здоровья